Страница 40 из 42
ГЛАВА
XXII, а в ней 26 статей. УКАЗ ЗА КАКИЕ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, И ЗА
КАКИЕ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ
1. Будет
которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за
отеческое или за матерне убийство казнити смертию же безо всякия пощады.
2. А
будет которой сын или дочь отцу своему или матери смертное убийство учинят с
ыными с кем, а сыщется про то допряма, и по сыску тех, которые с ними такое
дело учинят, казнити смертию же безо всякия пощады.
3. А
будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрму
на год, а отсидев в тюрме год, приходити им к церкви Божии, и у церкви Божии
обьявляти тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за
дочь не казнити.
4. А
будет кто сын или дочь, не помня закона християнского, учнет отцу или матери
грубыя речи говорить, или отца и матерь з дерзости рукою зашибет, и в том на
них отец или мати учнут бити челом, и таких забывателей закона християнского за
отца и матерь бити кнутом.
5. А
будет которой сын или дочь у отца или у матери животы пограбят насильством, или
не почитаючи отца и матерь, и избываючи их, учнут на них извещать какия злыя
дела, или которой сын или дочь отца и мать при старости не учнет почитать и
кормить и ссужать их ничем не учнут, и в том на них отец или мати учнут
государю бити челом, и таким детем за такия их дела чинить жестокое наказание,
бить кнутом же нещадно, и приказать им быти у отца и у матери во всяком
послушании безо всякого прекословия, а извету их не верить.
6. А
будет которой сын или дочь учнут бити челом о суде на отца или на матерь и им
на отца и на матерь ни в чем суда не давати, да их же за такое челобитье бить
кнутом, и отдать их отцу и матери.
7. А
будет кто убиет до смерти брата, или сестру сам, или по его велению, кто иной
их убиет, а сыщется про то допряма, и их за то самих всех казнити смертию же.
8. А
будет чей нибудь человек помыслит смертное убийство на того, кому он служит или
против его вымет какое оружье, хотя его убити, и ему за такое его дело отсечь
рука.
9. А
будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти и его самого казнити
смертию же безо всякия же пощады.
10. А
будет кто не бояся Бога, и не опасаяся государьския опалы и казни, учинит над
кем нибудь мучителское наругательство, отсечет руку или ногу, или нос, или ухо,
или губы обрежет, или глаз выколет, а сыщется про то допряма, и за такое его
наругателство самому ему то же учинити, да на нем же взяти из вотчин его и из
животов тому, над кем он такое наругательство учинит, будет отсечет руку, и за
руку пятдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу пятдесят же рублев, а за
нос, и за ухо, и за губы, и за глас, по тому же за всякую рану, по пятидесят
рублев.
11. А
будет такой же поругатель кого нибудь зазвав, или силою заволокши к себе на
двор, учнет бити ослопом, или кнутом, или батоги, и с суда сыщется про то
допряма, и такому поругателю за такое его дело учинити жестокое наказание,
велеть его бить кнутом по торгом, и вкинуть в тюрму на месяц, да на нем же
доправити тому, над кем он такое дело учинит, бесчестье и увечье вдвое.
12. А
будет такое наругательство над кем учинит чей нибудь человек, и того человека
пытать, по чьему научению он такое наругательство учинил. Да будет тот человек
с пытки скажет, что он такое наругательство учинил по научению того, кому он
служит, или по чьему нибудь научению, и тем людем, кто на такое дело кого
научит, и тому, кто такое дело зделает, потому же учинити жестокое наказание,
бити их кнутом по торгом и вкинуть их в тюрму всех на месяц, да на тех же
людех, кто на такое дело людей своих научит, правити тем людем, над кем такое
наругателство люди их учинят, бесчестие вдвое. А будет чей нибуди человек такое
наругательство над кем учинит собою, а ни по чьему научению, и таких людей
пытав, казнити смертию.
13. А
которые воры чинят в людех смуту, и затевают на многих людей своим воровским
умышлением затейные дела, и таких воров за такое их воровство казнити смертию.
14. А
будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а
сыщется про то допряма, и ея за то казнити, живу окопати в землю, и казнити ея
такою казнею безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния
роду его, того не похотят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости, и
держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет.
15. А
которая жонка приговорена будет к смертной казни, а втепоры она будет
беременна, и тоя жонки, покаместа она родит, смертию не казнити, а казнити ея
втепоры, как она родит, a до тех мест держати ея в тюрме, или за крепкими
приставы, чтобы она не ушла.
16. А
будет кто умысля воровски придет в чей дом и похочет того дому над госпожею
какое дурно учинити, или ея ис того дому похочет куды увести, а люди ее от
такова вора не оборонят, и учнут помочь чинити тем людем, кто по нее приедет, а
после того про такое их дело сыщется, и тех воров, кто таким умыслом в чюжой
дом приедет, и которыя люди им на такое воровство учинят помочь, всех казнити
смертию.
17. А
будет кто с похвалы, или с пьянства, или умыслом наскачет на лошади на чью
жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и тем ея обесчестит, или ея тем боем
изувечит, и беременная будет жена от того его бою дитя родит мертво, а сама
будет жива, а с суда сыщется про то допряма, и тому, кто так учинит, за такое
его дело учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом нещадно, да на нем
же доправити той жене бесчестие и увечье вдвое, да его же вкинути в тюрму на
три месеца. А будет от того его бою та жена и сама умрет, и его за такое его
дело самого казнити смертию.
18. А
будет такое убийство учинится от кого без умышления, потому что лошадь от чего
испужався, и узду изорвав рознесет, и удержати ея будет не мощно, и того в
убийство на ставити, и наказания за такое дело никому не чинити, для того, что
такое дело учинится бес хитрости.
19. А
будет кто над кем учинит смертное убийство по чьему научению, а сыщется про то
допряма, и того, кто на смертное убийство научал, и кто убил, обеих казнити
смертию же.
20. А
будет кто, стреляючи ис пищали, или из лука по зверю, или по птице, или по
примете, и стрела или пулька вспловет, и убьет кого за горою, или за городьбою,
или кто каким нибудь обычаем кого убьет до смерти деревом, или каменем, или чем
нибудь не нарочным же делом, а недружбы и никакия вражды напередь того у того,
кто убьет, с тем кого уоьет, не бывало, и сыщется про то допряма, что такое
убийство учинилося ненарочно, без умышления, и за такое убийство никого смертию
не казнити, и в тюрму не сажати потому, что такое дело учинится грешным делом
без умышления.
21. А
будет чей человек убьет кого нибудь до смерти, или ранит, обороняя того, кому
он служит, и тому человеку того в вину не ставить, а спрашивать того убийства
на том, кому он служит.
22. А
будет он над кем смертное убийство учинит своим умышлением, без ведома того,
кому он служит, и тот кому он служит, очищая себя, изымав его приведет в
приказ, и про такое убийство сам известит, и тому, чей тот человек, того
убийственного дела в вину не ставить, а человека его, которой такое смертное
убийство учинит, казнити смертию.
23. А
будет кто кого отравит зельем, и от тоя отравы тот, кого отравят, умрет, и
того, кто такое злое дело учинит, пытати накрепко, напередь того он над кем
такова дела не делывал ли, и пытав его, казнити смертию.
24. А
будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русскаго
человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере
обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь
огнем безо всякого милосердия. А кого он русскаго человека обусурманит, и того
русскаго человека отослать к патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити
указ по правилом Святых Апостол и Святых Отец.
25. А
будет кто мужескаго полу, или женского, забыв страх Божий и християнскии закон,
учнут делати свады жонками и девками на блудное дело, а сыщется про то допряма,
и им за такое беззаконное и скверное дело учинити жестокое наказание, бити
кнутом.
26. А
будет которая жена учнет жити блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей,
и тех детей сама, или иной кто по ея велению погубит, а сыщется про то допряма,
и таких беззаконных жен, и кто по ея велению детей ея погубит, казнити смертию
безо всякия пощады, чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного
дела не делали, и от блуда унялися.
|