Страница 35 из 42
ГЛАВА
XXI. О РОЗБОЙНЫХ И О ТАТИНЫХ ДЕЛЕХ, а в ней 104 статьи
1.
Которые розбойники розбивают, и людей побивают, и тати крадут в Московском
уезде и в городех, на посадех и в уездех, и такие розбойные и убийственые и
татиные дела ведать в Розбойном приказе.
2. А
которые воры крадут, и убийственные всякие дела чинят на Москве, и то ведать на
Земском дворе, а в Розбойном приказе тех дел ничем не ведать.
3. А
ведати в городех розбойные и убийственые и татиные дела губным старостам и
целовальником по наказом из Розбойного приказу, а воеводам в городех таких дел
ничем не ведать. А где губных старост нет, и в тех городех губные дела ведать
воеводам и приказным людем.
4. А в
губных старостах у таких дел в городех быти дворяном добрым и прожиточным,
которые за старость, или за раны от службы отставлены, или за которых служат
дети их и племянники, и которые грамоте умеют, а которые грамоте не умеют и тех
в губныя старосты не выбирать. А в которых городех дворян нет, и в тех городех
в губные старосты выбирати из детей боярских добрых же и прожиточных людей
против того же, как писано в сей статье выше сего. А быти губным старостам в
городех по выбору дворян, и детей боярских, и посадских и всяких чинов жилецких
и уездных сошных людей, и имати на тех губных старост у дворян, и у детей
боярских, и у посадских и всяких чинов у жилецких и уездных людей выборы за их
руками, и те выборы и дворян и детей боярских, кого выберут в губные старосты,
присылати из городов к Москве в Розбойной приказ, а в Розбойном приказе губных
старост приводити ко кресту по записи, какова запись о том в Розбойном приказе.
А приведьчи ко кресту, отпустити их в городы с наказными памятьми, а наказныя
памяти давати за диячьею приписью, почему им розбойныя, и убийственныя и
татиныя дела ведать, да з губными же старосты в городех у розбойных и у татиных
дел быти губным целовалником и дьячьком, и у тюрем тюремным сторожем, по выбоpy
сошных же людей, за крестным же целованьем. А ко кресту приводити их в городех
воеводам при губных старостах. А записи, почему тех губных целовалников, и
дьячьков и сторожей в городех ко кресту приводить, посылати в городы из
Розбойного приказу за диячьими приписми, а к Москве губных целовалников, и дьячьков
и сторожей, для крестного целования из городов не присылати.
5. А то
губным старостам приказывать накрепко и в наказех писати им с великим
подкреплением, чтобы они про татей и про розбойников сыскивали, и того
смотрили, и берегли накрепко, чтобы однолично нигде татей и розбойников и
розбойничьих станов и приездов не было.
6. А в
ысцовых искех губных старост, и целовалников и губных дел диячьков судить в
Розбойном приказе.
7. А
учнут исцы бити челом на которого губного старосту недружбою, или поноровкою, и
у того дела с тем губным старостою, на котораго будет челобитье, велеть быть
иного города губному старосте.
8. А
которые люди приведут в губу татя или розбойника, а те розбойники или тати
учнут на тех людей, и на их дворовых людей и на крестьян, которые их в губу
приведут, говорити розбой, или татьбу, или иное какое воровство, и тому не
верить для того, чтобы всяким людем безстрашно было воров имая в губу
приводить.
9. А
приведут татя, а доведут на него одну татьбу, и того татя пытать и в ыных татьбах
и в убийстве, да будет с пытки в ыных татьбах и в убийстве не повинится, а
скажет, что он крал впервые, а убийства не учинил, и того татя за первую татьбу
бить кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрму на два года, а
животы его отдати исцом в выть, и ис тюрмы выимая его, посылать в кайдалах
работать на всякия изделья, где государь укажет. А как он два года в тюрме
отсидит, и его послать в Украинные городы где государь укажет, и велеть ему в
Украинных городех быти, в какой чин он пригодится, и дать ему писмо за дьячьею
приписью, что он за свое воровство в тюрме урочныя годы отсидел, и ис тюрмы
выпущен.
10. А
будет того же татя изымают на другой татьбе, и его потому же пытать в ыных
татьбах. Да будет он повинится толко в дву татьбах, а убивства он не учинил же,
и его после пытки бить кнутом, и урезав у него праваго уха, посадить в тюрму на
четыре года, а ис тюрмы выимая его посылать на всякия государевы изделья,
потому же в кайдалах. А как он в тюрме урочные лета отсидит, и его сослать в Украинные
же городы, где государь укажет, и дать ему писмо, что он и за другую татьбу
урочные годы в тюрме отсидел и ис тюрмы выпущен.
11. Да и
мошенником чинить тот же указ, что указано чинить татем за первую татьбу.
12. А
приведут татя, а доведут на него татбы три, или четыре или больши, и того татя
пытав казнити смертью, хотя он и убийства не учинил, а животы его отдать исцом
в выть.
13. А
будет тать учинит и на первой татьбе убийство, и его казнить смертью.
14. А
церковных татей казнить смертью же безо всякаго милосердия, а животы их
отдавати в церковныя татьбы.
15. А
которые воры на Москве и в городех воруют, карты и зернью играют, и проигрався
воруют, ходя по улицам, людей режут, и грабят, и шапки срывают, и о таких ворах
на Москве и в городех и в уездех учинити заказ крепкой и биричем кликати по
многия дни, будет где такие воры обявятся, и их всяких чинов людем имая
приводити в приказ. Да кто таких воров, изымав, в приказ приведет и в приказе,
таких воров роспрашивая, сыскивати про них всякими сыски накрепко, да будет про
воровство их сыщется допряма, что они зернью и карты играют, и ходя по улицам
воруют, людей режут, и грабят, и шапки срывают, и тем вором чинити указ тот же,
как писано выше сего о татех. А будет кто таких воров видя где не изымает и в
приказ не приведет, а изымать было их мощно, и сыщется про то допряма же, и на
тех людех имати заповеди по полтине на человеке.
16. А
будет приведут розбойника, и его пытать. Да будет он с пытки повинится, что он
розбивал впервые, а убийства не учинил, и у того розбойника за первой розбой
после пытки отрезать правое ухо, да в тюрме сидеть три годы, а животы его
отдати в выти исцом, а ис тюрмы выимая его, посылати в кайдалах работати всякое
изделье, где государь укажет. А как он в тюрме три годы отсидит, послати в
Украинные городы, где государь укажет, и велети ему в Украинных городех быти, в
какой чин пригодится, и дать ему потому же письмо, за дьячьею приписью, что он
за свое воровъство в тюрме урочные годы отсидел, и ис тюрмы выпущен.
17. А
будет розбойника поймают на розбое в другие, и его потому же пытать и в ыных
розбоях. Да будет он повинится толко в дву розбоях, а убивства хотя и не
учинил, и его за другой розбой казнить смертью, а животы его отдать в выть
исцом.
18. А
которые розбойники говорят на себя в роспросе и с пыток, что они были на одном
розбое, да на том же розбое учинили убивство, или пожгли дворы, или хлеб, и тех
розбойников и за первой розбой казнити смертью.
19. А в
городы о татех и о разбойникех послать государевы грамоты, а велеть на посадех
и по слободам и в уездех, в селех и в деревнях и по торжком кликати биричем, и
заказ учинить крепкой, будет где объявятся такие люди, у которых уши резаны, а
писма у них в том, что они ис тюрмы выпущены, не будет, и таких людей имая
приводить в городех к воеводам, и к приказным людем и губным старостам, а
воеводам и приказным людем тех людей роспрашивать, и роспрося писать о указе к
государю к Москве, а до государева указу тех людей держать в тюрме.
20. А
будет кто таких людей учнет укрывать и у себя держать, а к воеводам, и к
приказным людем, и к губным старостам не отведет, а иной на него то доведет, и
на нем за то взять пени десять рублев, чтобы на то смотря иным не повадно было
так делать, а татем бы и розбойником нигде пристанища не было.
21. А
которые розбойники будут изыманы на розбоех, или на станех и в роспросе и с
пыток учнут говорить сами на себя и на товарыщев своих во многих розбоех, и в
смертном убийстве и во дворовом пожеге, и за то их воровство доведется их
казнить смертью, а товарыщев их, на которых они учнут говорить, втепоры в сыску
не будет, и таких воров, для сыску товарыщев их, держать в тюрме полгода. А
будет товарыщев их в полгода не сыщется, и тех воров после полугода казнить
смертью. А больши полугода таких воров в тюрме не держать, чтобы такие воры,
сидя в тюрме многое время, от смертные казни не свобожалися, и безвинных бы
людей не клепали.
22. А
животы розбойничьи и татиные оценя отдавати в платежь исцом, а чего
розбойничьих и татиных животов в ыск не достанет, и те иски класти в выти. на
кого по сыску доведется.
23. А
которые розбойники в ысцовых искех на себя и на товарыщев своих с пыток
говорят, что они розбивали, а что розбоем взяли, и про то скажут имянно, а
больши того скажут не взяли, и исцом в их иски то и править, что розбойник
сказал.
24. А
которой розбойник скажет с пытки кого розбивал, и живот его имал, а что он и
товарищи его животов взяли, того скажет неупомнит, и тем исцам по их челобитным
указывати в четверть их исков.
25. А
которые розбойники с пыток скажут кого розбивали, и животы его имали, а что они
и товарищи их животов взяли, и то скажет имянно, а про достальные исцовы животы
скажет кто что взял, того они не упомнят, и исцам по той розбойничье скаске
велеть в их иске правили то, что розбойники имянно скажут. А достальныя их
иски, про которые розбойники скажут, что они не упомнят, взяти в четверть.
26. А
которых розбойничьих животов за исцовою вытью останется, и те достальные животы
оценя продать на государя.
27. А
будет которых розбойничьих животов исцу в выть не достанет, и того исцу из ыных
розбойничьих животов не давать, и на вытчикех иных розбоев того недостатка не
розводить.
28. А
кого поимают на розбое, и те розбойники на себя в розбое и с пыток говорити не
учнут, и про тех людей около их житья обыскивать. Да будет в сыску обыскные
многие люди скажут, что они тех розбойников знают, и розбоем и иными лихими
делы те обыскные люди их оговорят, и тех людей по обыском пытать в другие. А
будет они и с другие пытки на себя говорити не учнут, и их по обыском вкинуть в
тюрму.
29. А
будет про них в обыску скажут, что они люди добрые, и улики никакие на них не
ведают, и тех по пыточным речем и по обыском давать на чистые поруки тем же
людем, которые их одобрят в том, что им никаким воровством не промышлять.
|