Страница 20 из 42
ГЛАВА
XII. О СУДЕ ПАТРИАРШИХ ПРИКАЗНЫХ, И ДВОРОВЫХ ВСЯКИХ ЛЮДЕЙ, И КРЕСТЬЯН, а в ней
3 статьи
1. На
патриарших приказных и на дворовых людей и на детей боярских и на крестьян и на
всяких чинов людей, которые живут в патриарших в домовых вотчинах, во всяких делех
суд давати безсрочно на патриарше дворе, потому что при прежних государех и
блаженные памяти при великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче
веса Русии ни в которых приказех на них суда не давали, а судили их на
патриарше дворе, что судные дела слушает и указывает патриарх.
2. А
будет патриарши приказные люди в каком деле праваго обвинят, а виноватаго
оправят по посулом или по дружбе, или по недружбе, и тем людем, кто будет
обинен не по делу, на тех патриарших приказных людей бити челом государю, и по
тому челобитью спорные дела ис патриарших приказов взносити к государю и ко
всем бояром. Да будет сыщетца, что патриарши судьи кого обинят не по делу, и
тем патриаршим судьям за их неправду указ чинить против того же, как указано о
государевых судьях.
3. А
которые патриарши приказные и дворовые люди и дети боярские и патриарши
крестьяне учнут в которых приказех на каких людех всяких дел искати, а
ответчики на них в тех же приказех, не сходя с суда, учнут встречно искать, и
на них суд давать в тех же приказех.
ГЛАВА
XIII. О МОНАСТЫРСКОМ ПРИКАЗЕ, а в ней 7 статей
1. На
митрополитов, и на архиепископов, и епископов, и на их приказных, и на дворовых
людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и
игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и
на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет, во
всяких делех, по нынешнее государево уложение, суд даван в Приказе Болшаго
Дворца.
А ныне
государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, по челобитью
столников, и стряпчих, и дворян московских, и городовых дворян, и детей
боярских, и гостей, и гостиные, и суконные, и иных разных сотен и слобод и
городовых торговых и посадских людей, указал Монастырскому приказу быти особно,
и на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их приказных и
дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на
архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на
рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на
церковной причет, во всяких исцовых искех суд давати в Монастырском приказе.
2. А
которые митрополичьи, и архиепископли, и епископли приказные и дворовые люди, и
дети боярские, и крестьяне, также и розных монастырей архимариты, и игумены, и
строители, и келари, и казначеи, и соборные и рядовые старцы, и монастырские
слуги, и крестьяне учнут в котором приказе искати всяких чинов на людех, а
ответчики после его ответу учнут по челобитным на тех исцах искати своих
исковых дел, и тем ответчиком на митрополитов, и на архиепископов, и на
епископов, и на архимаритов, и на игуменов, и на строителей, и на келарей, и на
казначеев, и на соборных и на рядовых старцов, и на митрополичих, и на
архиепископлих, и на епископлих приказных, и на дворовых людей, и на детей
боярских, и на монастырских слуг, и на крестьян, по их исковым челобитным, суд
давати в тех же приказех, против их ответчиковых челобитен.
3. А
которые патриарши, и митрополичи, и архиепископли, и епископли, и монастырские,
и бояр, и околничих, и думных, и всяких чинов московских людей, прикащики, и
крестьяне живут в городех во властелинских и в боярских вотчинах и в поместьях,
и на тех патриарших и митрополичих, и на архиепископлих, и на епископлих, и на
монастырских, и на боярских, и всяких чинов людей, на прикащиков, и на людей
их, и на крестьян в городех всяких чинов городовым людем, и на городовых людей
патриаршим и иных властелинским, и монастырским, и боярским, и околничих, и
думных, и всяких чинов московских людей прикащиком, и крестьяном давать суд по
дватцеть рублев, а больши дватцети рублев и в вотчинных и в поместных и в
холопьих делех на них в городех суда не давать, опричь тех городов, в которых
городех по государеву указу бывают с воеводами дьяки, и опричь понизовых
городов, которые городы ведают в Казанском Дворце.
4. А на
которых служилых людех учнут искати исков своих духовнаго чину люди и
монастыри, а в челобитных их будут написаны имена архимаритов, и игуменов, и
келарей, и казначеев, и старцов, и попов, и дьяконов, и били будет, и
бесчестили, и грабили их самих, или им самим какие обиды учинили, и в тех
искех, где челобитье иноческаго и священническаго чину, по преданию Святых
Апостол и по правилом Святых Отец, быти жеребью, а крестному целованью не быть,
для того, только архимариту, и игумену, и попу, и дьякону, или в их место кому
крест целовать, и тому не священствовать.
5. А
будет в челобитных написаны будут имена властелинские, и старческие, и попов, и
дьяконов, а обиды какия починилися в вотчинах их, или инде где слугам их, или
крестьяном, в каких делех нибудь, и в тех искех жеребью не быть, а давать им с
слугами и с крестьяны веру, крестное целованье.
6. А
будет которые исцы или ответчики, мирские люди, учнут бити челом, чтобы
духовнаго чину людей в ыскех вместо веры и жеребья, допрашивати патриарху, и
митрополитом, и архиепископом, и епископом, священническаго чину по священству,
а иноков по иноческому обещанью, и тем бы судные дела вершить, и тем мирским
людем, исцом и ответчиком, с священническим, и иноческим чином дать на волю,
чего они похотят, по жеребью ли, или по святительскому допрашиванью, и к тем
скаскам мирским людем велеть руки прикладывать, да по тому и дела вершить.
7. А на
пашенных на всяких людей в управных делех суд давать на те же сроки, на которые
сроки указано будет суд давати на дворян и на детей боярских потому, что за
крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всяких делех,
кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств.
|