Страница 25 из 42
ГЛАВА
XVII. О ВОТЧИНАХ, а в ней 55 статей
1. В
прошлом во 136-м году блаженныя памяти, великий государь царь и великий князь
Михайло Феодоровичь всея Русии, и отец его государев, блаженныя же памяти,
великий государь, святейший Филарет Никитичь, патриарх Московский и всея Русии
указали о родовых и о выслуженых вотчинах по правилом Святых Апостол и Святых
Отец: кого не станет, а после его останется жена безъдетна, да после того же
останутся братия родные и двоюродные и род, и те вотчины давати в род того
умершаго, кого не станет, братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе.
А женам тех умерших, которые останутся безъдетны, давати им из животов их
четверть, да приданое. А до родовых и до выслуженых вотчин им дела нет, опричь
купленых вотчин. А которые вотчинники померли, а вотчины их после их, по
духовным и по даным их, даны их племянницам и внучатам, и правнучатам девкам, и
тем вотчинам быти за ними по родству.
2. А у
которых вотчинников после их останутся дочери их и сестры замужем, и об
вотчинах их учнут бити челом по родъству челобитчики тех умерших, дочери и
сестры, которые замужем, в вотчину же, и им чинити указ по уложенью, а оне тем
вотчинам вотчичи. А после которых умерших учнут бити челом о вотчинах после
отцов своих сыновья и дочери, и те вотчины давати сыновьям, а дочерям вотчин з
братьею жеребьев не давати, покаместа братья их живы, а давати дочерям после
отцов их ис поместей на прожиток по указу. А как братьи их не станет, и дочери
тем вотчинам вотчичи.
Да в
прошлом во 137-м году блаженныя памяти великий государь святейший Филарет
Никитич, патриарх Московский всея Русии указал, вотчины родовые и за службы
даные отдавати вотчичам детем сыну. А будет умершаго сына не будет, и те
вотчины дочерям. А будет судом Божиим и дочерей не станет, и те вотчины в род
отдавати, кто ближе того роду вотчичем, а им за те вотчины деньги давати по
умершаго душе в вечный поминок по уложенью. А купленая вотчина жене его, вольно
ей в той вотчине, как похочет, нет до нея никому дела. А тот указ 137-го году
написан, блаженныя памяти великого государя святейшего Филарета Никитича,
патриарха Московскаго и всея Русии его государевою святительскою рукою. А ныне
государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии указал, и бояре
приговорили, кого московских чинов бояр, и окольничих, и думных людей, и
стольников, и стряпчих, и дворян московских, и дьяков, и жильцов, и городовых
дворян, и детей боярских, и иноземцов судом Божиим не станет, а после их
останутся матери их, да после их же останутся жены их бездетны, а поместей после
тех умерших не останется, и на прожиток матерем и женам дать будет не ис чего,
и купленых вотчин потому же не останется, а останутся выслуженые и родовые
вотчины, и тех умерших матерем и женам давати на прожиток из выслуженых вотчин,
по их живот по разсмотрению. А тем вдовам тех выслуженых вотчин не продать, и
не заложить, и по душе не отдать, и в приданые за собою не писать. А будет
пойдет замуж, или пострижется, или умрет, и те вотчины отдавати вотчинником,
кто к тем вотчинам будет ближе, по прежним государевым указом и уложеньем, как
писано выше сего.
3. А
давати на прожиток из выслуженых вотчин после умерших, матерем их вдовам по
разсмотрению, будет те их матери с ними вместе живут, а на прожиток им наперед
того ничего не дано. А будет за теми их матерьми будут прожиточныя поместьи
прежних дачь, и тем их матерям из выслуженых вотчин на прожиток ничего не
давати.
4. А
родовым и выслуженым вотчинам государь указал и бояре приговорили быти по
правилом Святых Апостол и Святых Отец и по уложению прежних государей, и отца
своего государева, блаженныя памяти, великаго государя царя и великаго князя
Михаила Феодоровича всея Русии, и деда своего государева, блаженныя же памяти,
великаго государя святейшаго Филарета Никитича, патриарха Московскаго и всея Русии,
136-го и 137-го году, как писано выше сего. А у кого сыновей не останется, и
родовыя и выслуженые вотчины давати и дочерям их по прежним государевым указом.
И у которых дочерей будут дети, и те вотчины детем их и внучатом, после дедов
своих и бабок их родных и з дядьями и с тетками своими родными, в старинных и в
выслуженых вотчинах быти им вотчичам же. А будет у которых дочерей детей не
останется, и те вотчины отдавати в род, кто ближе того роду, вотчичем, по
прежним государевым указом и уложеньем.
5. А
будет после которого умершаго останется купленая вотчина, а родовые и
выслуженые вотчины и поместья не останется, да после того же умершаго останется
другая, или третьяя жена, да дети, которых он приживет с первою, или з другою,
или с третьею женою, и тем его детем, которых он приживет с первою, или з
другою, или с третьею женою, опричь купленыя вотчины, поместья дать будет
нечего, и купленая вотчина дати жене и детем его всем, розделя по жеребьям, по
скольку на жеребей достанется.
6. А
которая купленая вотчина, после умершаго, дана будет жене его, опричь детей, и
она в той вотчине вольна, а иному никому до той вотчины дела нет.
7. А
будет которые люди отходя сего света вотчины свои купленыя напишут в духовных
своих, женам своим бездетным, будет жены их после их замужь не пойдут, а будет
жены их пойдут замужь, и им до тех вотчин дела нет, а отдать те их вотчины
братьям их, или в род. Или будет написано в духовных, что женам их будучи во
вдовах, теми их куплеными вотчинами владеть по свой живот, или до тех мест, как
постригутся, а как те их жены постригутся, или помрут и те их купленые вотчины
потому же отдать братьям их, или в род, и по таким духовным куплеными вотчинами
после таких умерших, женам их бездетным владеть до тех мест, как они пойдут
замужь, или постригутся, или помрут. А будет они пойдут замужь, и им до тех
вотчин дела нет, а отдать те вотчины по духовной умершаго роду, кому та вотчина
в духовной будет написана.
8. А
которые люди купят себе в вотчину свои поместья, или они вотчины же купят себе
у вотчинников роду своего, родовыя и выслуженыя, а после того их не станет, а
жены их после их останутся бездетны, и тем их женам бездетным дати одни те
купленые вотчины, которыя они купят себе из своих поместных земель. А владети
им теми вотчинами по свой живот, или до тех мест, как пойдут замужь, или
постригутся, а тех вотчин им не продать ни заложить. А как они пойдут замужь,
или постригутся, или помрут, и те вотчины после их отдавати мужей их
родственником в вотчину же, кому государь укажет по разсмотрению, а
родственником за ту вотчину против купчей дати деньги по его душе. А будет он в
той купленой вотчине после купли что прибавил вотчинного строения, и
родственником за то прибылое строение по тому же дати деньги по его душе против
государева указу, как о том писано о купленых и о закладных вотчинах ниже сего.
А которые вотчины мужья их купят себе у вотчинников роду своего родовые или
выслуженые, и тех вотчин после мужей их, им вдовам не отдавати, а отдавать
такия вотчины умершаго роду, для того, что те вотчины их родственные, и
выслуженые. А родственником за ту вотчину по тому же дати деньги по его душе,
против купчей.
9. А
продавать поместные земли в вотчину по государеву имянному указу, кого государь
пожалует, а без государева имянного указу помещиком поместных их земель в
вотчину никому не продавать.
10. А
которые выслуженые вотчины в прошлых годех по 136-й год даваны после мужей
женам их бездетным, а со 136-го году по 140-й год у тех вдов те вотчины были
взяты, и отданы в род мужей их, а у кого роду не осталось, и те вотчины
отдаваны челобитчиком в поместныя земли, а после того со 140-го году по указу
блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича
всея Русии, и отца его государева, блаженныя же памяти, великаго государя
святейшаго Филарета Никитича патриарха Московскаго и всея Русии, те вотчины из
роздачи взяты, и отданы тем же вдовам, у которых те вотчины были взяты, и
велено им теми вотчинами владеть по свой живот, и за теми вдовами тем вотчинам
быть до тех мест, покамест они будут живы. А иным никому тех вотчин тем вдовам
не продать, ни заложить, ни по душе в монастырь, ни к приходным церквам никуды
не отдать. А как их не станет, и те вотчины отдавать в род мужей их, кто к тем
вотчинам близок.
11. А
которые вотчинники померли в прошлых же годех до 136-го году, а после их
остались жены бездетны, и вотчины мужей своих продавали, а после того тех жен
не стало, а иные вотчинниковы жены постриглись, а те их вотчины и ныне за
вотчинники в продаже и в закладе, и будет тем вотчинам выищутся вотчичи по
родству, и им выкупать по уложению. А не будет вотчичев, и тем вотчинам быть за
теми людьми, кто купил, или в заклад взял.
12. А у
которых вотчинников в прошлых же годех, до 136-го году, остались матери и жены
во вдовах, а вотчинами тех вотчинников владеют те вдовы, а прожиточных поместей
за теми вдовами нет, и у тех вдов тех вотчин до их живота не отъимать, а им тех
вотчин никакими обычаи не продать, ни заложить, ни по душе не отдать.
13. А
будет после которого вотчинника вотчина его дана будет детем его, сыновьям
двум, или трем человеком вопче, и им тою вотчиною владеть всем, а ни одному без
одного тоя вотчины не продать, ни заложить. А будет после отца их останутся
многия долги, а оплатитися им от тех долгов, опричь тоя вотчины нечим и для
платежу того отцовского долгу похотят они ту вотчину продать, или заложить, и
им та вотчина продать, или заложить всем же вопче. А будет большой брат ту
вотчину кому продаст или заложит, с меньшими братьями не поговоря, хотя быти
один корыстен, а не для платежу отцова долгу, а братия у него в те поры будут
малы, а как они будут в возрасте, и они о той отцовской вотчине на того своего
большого брата и на купца, кто у него ту отца их вотчину купит, или в заклад
возмет, учнут государю бити челом, в указныя в сорок лет, и с суда про то
сыщется допряма, что тот их брат ту их вотчину продал, без их ведома, для
своего пожитку, а не для платежу отцова долгу и тоя вотчины их жеребьи взяв у
того, кому та их вотчина будет продана, или заложена, отдать им, а на большом
их брате велеть за те вотчинныя жеребьи по купчей, или по закладной тому, кому
те вотчинныя жеребьи проданы, или заложены, доправить деньги сполна, а большаго
их брата вотчинному жеребью быти в продаже попрежнему. А будет тот вотчинной
жеребей похотят меньшия братия выкупить, и им тот жеребей выкупить по
государеву указу, как о том писано выше сего.
14. А
будет после кого умершаго вотчина его дана будет детем его сыновьям двум же или
трем человеком вопче, и один из них тоя отцовския вотчины свой жеребей, для
своих недостатков, похочет продать, или заложить, и ему тот свой вотчинной
жеребей продать или заложить вольно. А будет братия его тоя отцовский вотчины с
ним розделити не похотят, и учнут бити челом государю, чтобы государь пожаловал
их велел у них за тот брата их вотчинной жеребей взяти брату их деньги, и у них
за тот вотчинной жеребей велеть брату их взяти деньги, по оценке, чего та
вотчина стоит.
15. А
будет после которого умершаго останутся дети глухи и немы, а братия их, или
сестры учнут обидить их, и отцова или матерня имения учнут их отлучать, и тем
умершаго детем имения отца их или матери розделити по жеребьям всем поровну,
чтобы из них никто изобижен не был.
16. А
которым людем в прошлых годех, блаженныя памяти, при великом государе царе и
великом князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, даны вотчины за московское
осадное сиденье, как они сидели в осаде на Москве, блаженныя памяти, при
государе царе и великом князе Василии Ивановиче всея Русии, и блаженныя же
памяти, при великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея
Русии в королевичев приход, и вотчинныя грамоты им на те вотчины даны, и тем
людем теми вотчинами владеть по жаловальным грамотам и по писцовым книгам.
17. А
которым людем вотчины даны по сыску за московское осадное сиденье, а
челобитчики учнут на тех людей бити челом, что они в осаде не были, и в осадном
списку имян их не написано, и против того челобитья про тех людей, за которыми
такия вотчины, сыскивать накрепко, и с теми людьми, кто на них станет бити
челом, ставити с очей на очи. Да будет по сыску кто в осаде не сидел, а взял
вотчину ложно, и у тех те вотчины отымать, и в роздачю роздавать. А за очи и не
сыскав допряма, тех вотчин у них не отымать.
18. А за
которыми людьми в прошлых годех, по мере писцов, были примерныя земли в
старинных и в родовых вотчинах, а не в новых дачах, которыя они земли
припахали, и деревни и починки поставили из своих угодей, ис поверстных лесов и
из лугов, и по указу блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя
Михаила Феодоровича всея Русии, те примерныя земли даны тем же вотчинником в
вотчину же, потому что те земли за ними их старинныя вотчинныя, а не новыя
дачи, и. тем людем теми своими вотчинами по тому же владеть по жаловальным
грамотам и по писцовым книгам. Да и впредь будет у них в тех их старинных и в
родовых вотчинах объявятся примерныя земли, по писму новых писцов, которыя
земли припашут они впередь из своих угодей, ис поверстных лесов и из лугов, или
на своих угодьях деревни и починки поставят вновь, в своих межах и гранях, и у
них тех земель и деревень и починков по тому же не отъимать, и велеть им
владеть теми землями и деревнями и починки в вотчине же.
19. А
которым стольником и стряпчим и дворяном московским и всяких чинов людем за
московское осадное сиденье королевичева приходу даны ис поместей их вотчины, в
их вотчинныя оклады, против государева указу несполна, потому что за ними в то
время поместей в дачах, с вотчинныя их дачи, не было, а после того даны им
новыя поместья, и они учнут бити челом государю, чтобы государь пожаловал их,
велел им вотчинныя их оклады исполнить ис тех их новых поместей, и тем
челобитчиком вотчинныя их оклады полнить из новых их поместных дачь.
20. А
которым стольником же и стряпчим и дворяном и детем боярским из городов даны
были поместья в Дорогобуже, на Белой, на Невле, в Серпейску, в
Новегородке-Северском, в Стародубе, в Рословле, а ис тех поместей даны им были
вотчины за Московское осадное сиденье, как они на Москве в осаде сидели,
блаженныя памяти, при государе царе и великом князе Василии Ивановиче всея
Русии, и вотчинные грамоты у них на те вотчины есть, и те их вотчины отошли з
городы в Литовскую землю, и будет те вотчинники впередь учнут бити челом
государю, чтобы государь пожаловал их, велел им, вместо тех их отошлых вотчин,
дати в вотчину из новых их поместей, а сколько за ними было старых вотчин, и
они на те свои старыя вотчины положат вотчинныя грамоты, и тем челобитчиком,
против их отошлых вотчин, давати в вотчину из их новых поместей столько же
четвертей, сколько у кого вотчины отошло в Литовскую сторону.
21. А у
которых вотчинников и у помещиков по писцовым же книгам бортные их ухожьи на их
на поместных или на вотчинных землях, в их межах и гранях, и тем вотчинником и
помещиком те свои бортные ухожьи, в своих межах и гранях, которые межи и грани
написаны в писцовых книгах, по тому же вольно росчищать в пашню и в сенные
покосы, и села и деревни ставить.
|