Страница 39 из 42
90. А
будет кто у кого татиным обычаем выловит ис пруда или из саду рыбу, и того татя
изымают с поличным, а сыщется про то вправду, что он покрал впервые, и такова
бити батоги, а будет вдругие тот же с поличным изыман будет, и такова за такую
вину бити кнутом, а будет в третьие тот же изыман будет с поличным, а поличное
и гривны не стоит, и такова казнити отрезати ухо.
91. А
будет у кого в пожарное, или в ыное в которое время что ни буди пропадет, а
после того тех своих пропалых животов у кого что опознает и поимается, и ему
того искати на том, у кого поимается, судом, что татиного дела. А будет тот, у
кого то поличное вынято, скажет, что он взял то поличное на пожаре, или из воды
вынял, а не грабежом, и в приказе являл и записал, и сыщется про то допряма,
что то поличное не грабежем взято, и тому, кто за то поличное поимается, велети
у него то поличное выкупить, а выкупу дати против торговой цены вполы.
92. А
которые люди в ысцовых искех сидят в тюрме, а ис тюрмы на них исцовы иски правят,
а исцов у правежу нет, а сидят они в тюрме лет пять и больши, и тех людей дать
на статныя поруки з записью в том, как их спросят, и порутчиком их поставить, а
исцовых исков на них бес челобитчиков не править.
93. А на
которых людей языки учнут говорить с первые и з другие пытки, а с третьие пытки
тех языков доведется казнить, и те языки, идучи к казни, учнут с тех людей, на
кого они говорили, зговаривать, и тому их зговору не верить.
94. А
тюрмы на Москве строить из Розбойного приказу государевою казною.
95. А в
целовальниках и в сторожах у московских тюрем быти московских черных сотен и
слобод тяглым людем ис подмоги, а на подмогу деньги тем целовалником и сторожем
имать с тех же сотен и с слобод по годом, и выборы на них имати у сотенных
людей за их руками.
96. А в
палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками, a
государево им жалованье давать из государевы казны из Розбойного приказу.
97. А в
городех тюрмы строить и целовалников, и подьячих, и тюремных сторожей, и палачей
выбирать с посадов и с уездов с сох, з дворцовых сел, и с черных волостей и со
всяких сошных людей, и с патриарших, и с митрополичьих, и с архиепископлих, и
епископлих, и с манастырских, и со всяких с поместных и с вотчинных земель. А
быть тем целовальником и сторожам с подмогою же, а подмогу тем целовальником и
сторожем и в губные избы на всякие росходы збирати деньги с тех же с посадских
и сошных людей, по их договору, а лишних денег не збирати, и тем сошным людем
убытков не чинити, а выборы на целовалников и на тюремных сторожей у выборных
людей имати за руками выборных людей.
98. А за
которым вотчинником или за помещиком будет в поместье или в вотчине менши
дватцати крестьянинов, и ис тех поместей и из вотчин к губным делам
целовалников и сторожей и подьячих не выбирати, а имати целовалников к губным
делам з болших поместей и вотчин.
99. А
которые исцы в Розбойной приказ приносят челобитные на розбойников, а в
челобитных своих пишут, что у них розбойники на розбое с пытки в убийстве
винятся, а после того спустя долгое время исцы приносят к делу на тех людей,
которых розбойники побили, заемныя кабалы, а писаны в тех кабалах в заимщиках
те их побитые люди бес порутчиков, и рук заимщиковых у тех кабал нет, а у иных
есть руки, в их место, иных людей, а год и число в тех кабалах писаны до
убийства тех людей, года за два, и за три и болши, и по тем кабалам за убитых
должников на оговорных людех долги не правити потому, что они те кабалы
приносят к делу, спустя многое время, и тем кабалам верити нечему.
100. А на
которых людей языки учнут говорити в роспросе до пытки, а с первыя и з другия и
с третьия пытки с них учнут зговаривати, и тому зговору верить.
101. А
которые разбойники, подрезав тюрмы в городех, утекут, а тюремные целовалники и
сторожи про тех утеклецов с пыток учнут говорити, что тюрмы розбежались не их
хитростью, а исцы учнут на них бити челом о вытях, и чтобы выти велети за них
править на тех людех, кто тех губных целовалников и сторожей выбирал, и по тому
челобитью выти правити на тюремных целовальниках и на сторожех на самих. А чего
будет на них доправити за чем не мощно, и то доправити на губных старостах и на
уездных людех, кто тех целовалников и сторожей выбирал, и править на губных
старостах за такие вины исцам выти, против губных целовалников, вдвое, для
того, что в городех тюрмы ведают губные старосты, и губным старостам доведется
тюрмы и тюремных сидельцев осматривати почасту, чтобы тюрмы были крепки, и у
тюремных бы сидельцов в тюрмах ничего не было, чем им ис тюрмы вырезатися, и в
городех ис тюрем воры уходят губных старост небрежением и недосмотром и за то
на губных старостах исцом выти перед губными целовальники вдвое правити.
102. А
которые розбойники были на розбоех, а сыщется их половина, и исцовы иски за них
будут доправлены сполна, а после того и товарыщи их сыщутся, и учнут говорити
на кого в тех же розбоях и в продаже розбойныя рухляди, а исцов им не будет, и
по той язычной молке на оговорных людех вытные денги, против взятья первых
вытей на оговорных людех, правити в государеву казну, потому что о тех вытных
деньгах челобитчиков не будет.
103. А
которого вора татя, или розбойника изымают и приведут к Москве в Розбойной
приказ, или в котором городе в Губу и доведется того вора пытать, и тот вор,
избывая пытки, скажет за собою государево великое дело, и ему не верить, и
пытать его в розбое, или в татьбе въскоре. А что за собою скажет государево
дело, и его про то роспрашивати после того, как будет пытан в татьбе, или в
розбое.
104. А
которые воры тати, или розбойники и душегубцы учнут сидети в тюрмах в городех
до полугода, и тех воров в городех воеводам и приказным людем и губным
старостам, без государева указу, ис тюрем не выпускати, и в холопство и во
крестьяны к себе не имати, и иным никому таких воров в холопство и во крестьянство
не отдавать. А будет в городех кто воеводы и приказные люди или губные старосты
таких воров ис тюрем выпустят без государева указу и поневолят их к себе, или к
иному к кому в холопство, или во крестьянство, и сыщется про то допряма, и тем
воеводам и приказным людем и губным старостам за то чинить жестокое наказание,
бити их кнутом нещадно, да на них же за тех воров исцам правити выти. А будет
до которых тюремных сиделцов розбойное и татиное и душегубное дело не дойдет, и
доведется их ис тюрмы выпустить, и таких ис тюрем выпускать, и к государю к
Москве о указе не писав, а в холопство и во крестьянство их воеводам и
приказным людем и губным старостам к себе не имати, и иным никому по свойству,
или по дружбе, их в холопство и во крестьянство не отдавати. А будет кто
воевода и приказной человек, или губной староста таких людей, которых доведется
ис тюрмы выпустить, поневолят к себе, или к иным к кому в холопство, или во
крестьянство, и им за то по тому же чинити жестокое наказание, как в сей статье
писано выше сего.
|