Страница 21 из 42
ГЛАВА
XIV. О КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИ, а в ней 10 статей
1.
Которым Московскаго государства всяких чинов русским людем доведетца по судным
делам изо всех приказов крест целовать, и им или за них людем их крест целовать
в розных исках трожды. А возрастом бы те люди были, кому целовати крест, в
дватцать лет, а меньши дватцати лет не целовать и ко кресту таких не
припускать. А у кого таких людей не будет, и им за себя целовать крест самим.
2. А
будет кто сам, или за кого люди его поцелуют крест в розных искех трожды, а
после того будет кто учнет на нем чего искать, или он сам на ком чего учнет
искать, а по тем делам дойдет до веры, и похочет он в ысцове, или в своем иску
крест целовати в четвертые, и то дело вершить сыском, а крестнаго целованья в
том деле ему не давать. А будет про то дело сыскать нечем, и то дело розымать
пыткою.
3. А
будет на русских людех учнут искать литва, или немцы, или татаровя, или иные
всякие иноземцы, а в том их иску доведетца крест целовать русским людем, а
иноземцом крест ставить, и русских людей в ыноземцовых искех ко кресту
приводить в приказех, где которой иноземец учнет искати, а крест для того
держати в приказе написав на иконе. Так же будет и русской человек учнет искати
на иноземце, а к вере доведетца приводити иноземца, и иноземцов к вере
приводити по их вере в приказех же.
4. А
которой человек Московскаго государьства взыщет на чюжеземце чего нибудь, и
чюжеземец в том его иску даст ему на душю, и он в том своем иску похочет крест
поцеловать, и ему в том дать на волю. А будет он в том своем иску креста
поцеловать не похочет, или на нем на самом учнет чего искать чюжеземец, а он в
том чюжеземцове иску креста целовати не похочет же, и учнет бити челом, чтоб
ему с чюжеземцом в вере дати жеребей, кому крест целовать, и им в том дати
жеребей, и чей жеребей выметца, и тому поцеловав крест, свое и взяти, или
отцеловатца.
5. А
которым людем исцом, или ответъчиком доведетца целовать крест, и ко кресту
приводить самим, а людей у них нет, и те исцы и ответчики сами будут меньши
дватцати лет, лет в пятнатцать, а переменитца им будет неким, и тем исцом и
ответчиком по неволе крест целовать, и ко кресту приводить самим, хотя кто и
меньши дватцати лет. А меньши пятинатцати лет никому креста не целовать, а
целовати за них крест тем, кто за них в суде будет. А наемным людем и подставою
креста не целовать, и ко кресту не приводить никоторыми делы.
6. А быть
у крестнаго целованья дворянину да подьячему, для береженья из сотен
целовалником. А крест целовати исцом и ответчиком в своих искех в сентябре, в
октябре со 2-го часа по 6-й час дни; в ноябре, в декабре, в генваре, в феврале
с 1-го часа по 5-й час дни; в марте, во апреле, в мае, во июне со 2-го часа по
7-й час дни; во июле, во августе с 3-го часа по 6-й час дни; а после указных
часов и в вечере креста не целовати. А велети исцом и ответчиком у крестнаго
целованья ставитися три дни. А которые люди истец или ответчик у крестнаго
целованья на третьей ставке не станет самовольством, без челобитья, или и
станет, да во указныя часы креста не поцелует, или кто кого в те часы ко кресту
не приведет, и того тем обвинити.
7. А
которые люди учнут на ком искати своих исков, а в жалобе напишет того самого,
до кого ему будет дело, до человека его имянно, и ответчик возмет на душю
человеку своему, и имя тому человеку скажет, и в таком деле крест целовати
ответчикову тому человеку, которой его человек будет в жалобе написан, а не
тому, кого тот ответчик в суде имянем скажет.
8. А
которые исцы ищут на ответчиках рублев трех сот и больши, а на суде даст
ответчик на душю исцу, и в том иску крест целовати одному человеку, кому
ответчик поверит. А будет ответчик возмет на душю своему человеку, и в человеке
дати на волю исцу, кому истец поверит. А кто на ком ищет не сходя с суда по
двум или по трем челобитным разных исков, а ответчик в тех во всех искех возмет
себе на душю, или даст исцу на душю, а опричь веры крестнаго целованья тех дел
вершити будет нечем, и в тех искех ответчику, или исцу крест целовати во всяком
иску порознь.
9. А кто
крест поцелует, или кто кого ко кресту приведет не на правде, и сыщется про то
допряма, и тем людем за то чинити жестокое наказание, против того, как о том
писано выше сего в суде о крестьянех.
10. А в
правилех Святых Отец про крестное целование написано. Будет крестьянин
крестьянина напрасно приведет к крестному целованию, и велит крест поцеловати,
и он крест поцелует на том, что он прав, и таковаго по нужди кленьшагося
великий Василий на шесть лет запрещению подлагает, сиречь от церкве отлучает,
по осмьдесят второму правилу своему.
А будет
велможа крест поцелует, или велит кому иному крест поцеловати накриве, и
таковых священником в церковь Божию не пущати и в домы их не приходити, и
Божественаго пения в домех у них не пети. А будет поп учнет в чьем нибуди дому
Божественое пение пети, а такия ротники, которые учинили крестное целование
накриве, тут же будут, и их из тоя храмины вон выслати. А кто крест поцелует
накриве, и тому великий Василий в шестьдесят четвертом своем правиле полагает
запрещение на десять лет, два лета да плачется, три лета да послушает
Божественных Писаний, четыре лета да припадает, и едино лето да стоит с верными
и потом Божественнаго причащения причастится.
О томже
царя Льва Премудраго новая заповедь 72-я повелевает кленущемуся во лжю язык
урезати, аще после обличен будет. А кто покаяния просит, и поп даст ему
заповедь на та лета, в понедельник, в среду, и в пяток единою днем ясти хлеб с
укропом, во вторник же и в четверток дважды с варивом без масла. И того ради
подобает отцем духовным детей своих духовных поучати и наказовати страху Божию,
и чтобы промежю себя и в соседстве жили любовно, не крали, и не разбивали, и не
ябедничали, и на лжи не послушествовали, и чюжаго не восхищали, и сами не
обидили, и скверными речьми не укорялися, и накриве бы креста не целовали, и
именем Божиим во лжу не ротилися и не клялися, занеже православным християном
крестное целование ротою и накриве в конец отречено бысть священными правилы,
но вдан от Христа християном крест на освящение и просвящение и на отгнание
врагов видимых и невидимых, и того ради православным християном достоит святому
кресту верою покланятися и истинною, и чистотою, и того честнаго креста
целовати со страхом, и с трепетом, и с чистою совестию, и целуяй тако крест
освящает себе и от болезни и от недуг всяческих исцелевает. А не верою и не
истинне на лжи целуяй крест, и той бо лжи обещник есть, и не исцелно вреждает
себе, и по Писанию яко христоубийца вменяетца таковый поругатель честному
кресту. Всего злее преступати крестное целование, и целовати святыи крест, или
икона Святыя Богородицы, или иного Святаго образ. Се бо видев Захария пророк,
сходящ серп огнян с небесе на землю, и вопроси, что есть Господи серп сей; и
рече, гнев Божии есть, посылается от руки Божия на тех, иже ходят накриве к
роте, да поженет пламень их, и душа предастся огню негасимому.
Да и в
выписях к крестному целованью сию статью из правил Святых Апостол и Святых Отец
по всем судным делам писать, и велеть тое статью у крестного целованья подьячим
вычитать истцам и ответчиком при многих людех вслух, чтобы про то всякие люди
ведали, как про крестное целование в правилех Святых Апостол и Святых Отец
написано.
А которые
люди к кому приставят не в больших искех, в рубле или меньши рубля, и тем
давати к ыску их жеребей. А кто учнет искати болши рубля, и в том иску давати
крестное целование.
|