Страница 14 из 42
194. А
будет кто кому что заложит в долгу, или на збереженье даст, и тому закладу или
поклажее у того, кому будет заложено, или на збереженье дано, учинится гибель
от пожару, или тати покрадут, да и его животы с тем поклажеем втепоры пропадут
же, и тому, у кого такое поклажее будет, и с(ь) его животы пропадет, являти
околным людем, и в приказах о том подавати писменыя явки, что у него тому
поклажею гибель учинилася не его хитростию. А будет тот, чье то поклажее, учнет
на него бити челом, что то его поклажее у того, у кого он положил, было вместе
с(ь) его животы, а пропало одно его поклажее, а того животы целы, и им в том
дати суд, а по суду и по сыску межь ими указ учинити до чего доведется.
195. А
будет кто у кого положит свои животы на збережение за своею печатью и за
замком, и тот у кого поставлено те чюжие животы отомкнет, и роспечатает, и
пересмотрит бес того, чьи те животы, и тот чьи те животы учнет на него бити
челом и что ис тех его животов что пропало, а сыщется про то допряма, что те
его животы отомкнуты, и роспечатаны, и пересматриваны без него, и по сыску то
поклажее, чего против исцова челобитья в лицах не будет, доправити на том, у
кого они были поставлены за замком и за печатью. А будет межь ими в тех животах
какой спор учинится, и им в том учинити вера, крестное целованье.
196. А
будет кто кому в долгу в деньгах, или в ыном в чем нибудь заложит что до сроку,
и кабалу закладную на тот свой заклад даст, а в кабале напишет, будет он того
своего закладу на срок не выкупит, и на тот его заклад та закладная кабала и
купчая. И дав он такую кабалу, того своего закладу на срок не выкупит, и ему
впредь до того своего закладу дела нет, а владети тем его закладом тому, кому
он заложит, и волно тому такой заклад продать, и заложить, и в приданые дать.
197. А
будет кто кому заложит в долгу до сроку лошадь, или иную какую животину, и та
лошадь или иная какая животина у того, кому она будет заложена, до сроку умрет
собою, а не от надсады работныя, и не з голоду, и не убита, и тому, у кого тот
заклад был, взяти на заимщике своего долгу половина, а другия половины не
имать. А будет заимщик учнет на него бити челом, что он над закладом его учинил
хитрость, и им в том дати суд, и с суда учинити межь ими указ до чего
доведется.
198. А
будет кто приедет к кому нибудь на двор насильством, скопом и заговором, умысля
воровски, и учинит над тем, к кому он приедет или над его женою, или над детьми,
или над людьми смертное убойство, а сыщется про то допряма, и того, кто такое
смертное убойство учинит, самого казнити смертью же, а товарыщев его всех бити
кнутом и сослати, куды государь укажет.
199. А
будет они над тем, к кому они приедут, смертнаго убийства не учинят, только его
чем обесчестят, или и убытки какия учинят, и на них тому, кого они обесчестят,
и убытки учинят, велеть бесчестье и убытки доправити вдвое, да им же за тот их
воровской приезд учинити жестокое наказание, бити кнутом. А будет кто ис тех
воровских приезжих людей в те поры кого ранит, а сыщется про то допряма, и
того, которой ранит, у одного отсечь рука, а товарыщей его, которые с ним
приезжали, бити кнутом и дати на поруки, что им впредь так не воровать. А за
бесчестье и за увечье взяти на них на всех по тому же вдвое.
200. А
будет тот, к кому они таким умышлением приедут, бороняся от себя, и дом свой
обороняя, кого из них убьет до смерти и привезет тех побитых к судьям, и
сыщется про то допряма, что он то убийство учинил поневоле, от себя бороняся, и
ему того в вину не ставить. А кого он убьет, и ему то убойство учинится от
себя, не приежжай на чюжей дом насильством.
201. А
будет кто сам кого задерет, и учинится межь ими бой, и на том бою того, кто
напередь задерет, кто ранит, и он на того, кто его ранит, учнет бити челом в
увечье, а тот, на кого он учнет бити челом, в том не запрется, и скажет, что он
его ранил, от себя бороняся, а сыщется про то допряма, что тот бой почался от
того челобитчика от самого, и ответчика в том бою не винити, и за увечье на нем
раненому ничего не указывати, потому, что тот раненой сам неправ.
202. А
будет кто на кого похвалится каким лихим делом, что он хочет дом его, или гумно
с хлебом зжечь, или иной какой убыток учинити, и тому, на кого таким делом кто
похвалится, являти околным людем, а в приказех подавати писменыя явки, и бити
челом о сыску. А тот, на кого те явки будут даны, в такой похвальбе запрется, а
мимо его сыщется про то допряма, что он таким делом похвалялся, и его дати на
крепкия поруки, что ему таких лихих дел не зделати. А будет он в том по себе
поруки не зберет, и его вкинуть в тюрму до тех мест, покамест он в том по себе
поруки зберет. Да будет он в том поруки по себе зберет, а у того, на кого он
похвалился, сожгут двор, или гумно, или иныя какия убытки ему починят неведомыя
какия люди, и в том воровстве пытати того, кто на того человека, кому такие
убытки учинятся, лихими делы похвалялся. Да будет он с пытки повинится, что
такое дело учинилося от него, и тому, над кем он такое дело учинит, велеть
убытки все доправити на нем, а чего будет на нем доправити будет не мощно, и то
велеть доправити на порутчиках его. А будет он куды збежит, и в лицах его не
будет, и пытати в таком воровстве будет некого, и тому, над кем такое дело учинится,
велеть убытки его все доправити того беглеца на порутчиках же. А только тот,
кто лихими делы похвалялся, в лицах будет, и с пытки на себя в том воровстве
говорити не учнет, и он от того дела свободен. А что он в том деле пытан будет,
и то ему учинитца от себя потому, на что было ему похвалятца лихими делы.
203. А
будет кто кому чем должен по кабалам, или по записям, или по иным каким
крепостям, а заплатать будет ему того долгу вскоре не мощно, потому что он в
убожество впал и изволением Божиим от огненаго запаления, или животы его какими
мерами потонули, или его розбойники, или тати, или иные какие лихие, или
воинския люди разорили, и животы его розграбили, и таким должником во всяких
долгех давати сроку по разсмотренью на год и на два или на три, а больши трех
лет в таких долгех сроку не давать. И в тех долгех имати по них поручные записи
в том, что им те долги тем людем, кому они должны, заплатить на указные сроки,
безо всякого переводу, и никуды не збежать, и не изменить, ни в которые в ыные
государьства не отъехать, а порутчиков по нем в том велеть в поручную запись
писать людей добрых, которым бы в том мощно было верить, и по тем поручным
записям велеть тем должником долги платить тем людем, кому они чем должны, на
указные сроки, безо всякого переводу, без росту. А будет которой должник на
указной срок того долгу не заплатит, и в лицах его не будет, и тот долг взяти
на его порутчиках, и отдать тому, кому тот должник чем должен, без росту же. А
будет которой должник, дав по себе поруку в том, что ему не изменить, да
изменит, отъедет в ыное государьство, и та его изменничья вина и долг на
порутчиках же его. А будет тот должник до указнаго сроку умрет, а в поручной
записи будет написано, что ему тот долг заплатить на срок, а не заплатит того
долгу на срок, и тот долг по кабале или по записи заплатить порутчиком его. И
после умершаго заимщика тот долг платить жене его и детем. А будет чего на жене
и на детех взять будет нечего, и тот досталной долг взять на порутчиках его,
кто будет в лицах.
204. А
будет по таких должниках в таких долгах никто не ручается, а окупитися им
нечем, и их за такия долги отдавати исцом до искупу, опричь дворян и детей
боярских. А на правеже дворян и детей боярских бити до тех мест, покамест с
должники розделается.
205. А
будет по ком порутчики ручаются до сроку в статье, а после того тот, по ком
ручалися в статье, умрет до сроку, и до порутчиков его по такой поручной записи
дела нет потому, что они ручалися по нем в статье, а не в долгах.
206. А
будет кто у кого возмет денег в займы, или чего нибудь для торговли, и тот долг
истеряет своим безумием, пропьет, или проворует каким нибудь обычаем, а сыщется
про то допряма, а окупитися ему будет нечем, и его отдати исцу головою до
искупу же.
207. А
будет кто кому учинит какое насильство, или бой или раны, или какие нибудь
убытки и обиды, и будут на него в том челобитчики, и с суда про то его на
насильство сыщется допряма, а он в том в ыску не розделався умрет, а после его
останутся вотчины или животы, а в тех его вотчинах и животах будут жена его и
дети, и исцом велеть иск их доправити того умершаго на жене и на детех.
208. А
будет кто помещик, или вотчинник, или люди их и крестьяне загонят к себе из
своего хлеба, или с некошеных лугов чьи лошади, или иную какую животину: и ему
про то явя сторонним людем, послати к тому, чья та животина, чтобы он, пришед с
сторонними людьми, досмотрил потравленого его хлеба, или лугов. Да будет тот
человек, чья та животина, пришед к нему с сторонними людьми, потравленого его
хлеба, или лугов досмотрит, и тот его потравленой хлеб или траву ему заплатит,
и ему ту животину, которую он ис того своего хлеба, или с лугов загонит, отдать
тому, чья та животина, все вцеле. А будет тот, чья та животина, на досмотр
потравленого хлеба или лугов не пойдет, и ему животину его держати у себя, а на
него в потравленом хлебе и в лугах бити челом государю и искати судом. Да будет
с суда про то сыщется допряма, что его хлеб, или луги потравлены тою животиною,
которую животину он к себе загнал, и на том, чья та животина, велети ему тот
потравленой его хлеб и луги, сметя по сыску, доправити сполна; да ему же велеть
на том, чья та животина, доправити той животины прокорм сметя же, да на том же
виноватом велети за его насильство доправити с суднаго дела государевы пошлины
вдвое.
209. А
будет кто чюжую животину загнав к себе на двор из своего хлеба, или с лугов
учнет держати в запоре, и держав в запоре голодом уморит, и в том будут на него
челобитчики и с суда про то сыщется допряма, и за ту животину, которую он
уморит, велеть на нем доправити цену по указной цене, и отдати исцу. А будет у
исца ту лошадь, или иную какую животину напередь того кто торговал, и давал
денег больши того, а сыщется про то допряма же, и ему за ту умершую лошадь, или
за иную животину велеть на том, кто ея уморит, доправити ту цену, что купцы
давали.
210. А
будет кто чье стадо конское или иные животины с своея, или с чюжия земли
взгонит к себе на двор насильством безвинно, и в том на него будут челобитчики,
и по суду и по сыску сыщется про то допряма, что он то стадо загнал к себе на
двор напрасно, и ему то конское стадо, или иные животины велеть отдати исцу все
в целе. А будет он которую животину уморит голодом, или убьет, и на нем за ту
животину велеть доправити указную цену вдвое, и отдати исцу против того же, как
о том писано выше сего. Да на нем же велеть за его насильство доправити с
суднаго дела государевы пошлины вдвое.
211. А
будет кто похочет чюжею землею завладети насильством, и для того ту чюжую землю
хлебом посеет, и учнет ту землю называти своею землею и в том на него будут
челобитчики, и с суда про то сыщется допряма, что он ту чюжую землю хлебом
посеял насильством для того, чтобы ему тою землею завладети, и тот весь хлеб,
сколько на той земле будет посеяно, отдати тому, чья земля. А будет он тот хлеб
за челобитьем на той чюжой земле погноит, или животиною потравит, или пожав к
себе свезет, и на нем велети тот хлеб за насильство сметя доправити вдвое, и
доправя отдат исцу, да на нем же велети за то же его насильство доправити с
суднаго дела государевы пошлины вдвое.
|