Страница 33 из 42
64. А
которые люди отходя сего света в духовную жене, или детем своим в наделок людей
своих напишет их старинными, или иными какими крепостными, а не кабалными, и та
духовная будет свидетельствована, а у свидетелства та духовная будет не
оспорена, а после того с кем в тех людех, или с теми холопи умершаго у жены и у
детей спор учинится, а на старину крепостей опричь духовныя на тех холопей не
положат, а холопи учнут оказывать, что они у того, кто их в духовной своей
написал в наделок жене своей или детем, служили по кабалному холопству, и тех
холопей роспрашивати, где на них и в котором году кабалы иманы. Да будет те
спорные холопи скажут про то, где на них, и в котором году кабалы взяты, и
против тех их речей сыскати про них кабалными записными книгами. Да будет на
тех спорных людей в кабалных записных книгах кабалы в записке объявятся, а
иманы на них те кабалы имянем того, кто их в духовной напишет жене и детем, и
тех холопей того умершаго от жены и от детей свободити, и дать им воля. А будет
на тех людей в записных кабалных книгах кабал в записке не объявится, и тех
холопей по духовной отдати тому, кому они после умершаго в духовной его будут
написаны.
65. А
которые холопи после умерших своих бояр будут отпущены на волю, и с воли учнут
приставливать умерших своих бояр к женам и к детем в животах, в грабежах, для
того что они отпущены без животов, и тем холопем в том суда не давати.
66. А
которые боярские люди в прошлых во 141-м и во 142-м годех з бояры своими были
на государеве службе под Смоленским, и на боех, и в загонех взяты были в полон
в Литву, и ис полону вышли, и тем боярским людем для полонского терпения дана
воля, и жены их отданы им же, а детем их, которые у кого в холопстве
породилися, и на которых их детей у кого есть кабалы и иные крепости, велено
быть во дворех в холопстве попрежнему. А которые боярские люди ис под
Смоленска, и с ыных государевых служеб от бояр своих збежали в казаки, или в
ыное какое воровство, и в воровстве взяты в полон, и ис полону вышли, и тем
боярским людем велено быть во дворех у прежних же своих бояр. А которые
боярские люди бегали с службы, и служили у иных дворян и детей боярских, и у
всяких людей, и были в полону же, и тех холопей велено отдавати прежним их
бояром по старым крепостям. А ныне и впередь о таких холопех указ чинить по
томужь, как указано преже сего.
67. А
которые холопи или рабы збежав от кого постригутца, или которые холопи в бегах
станут в попы, или во дьяконы, а те люди, от кого они збежат, учнут за них
иматца, и похотят на них искати холопства и сносу, и на таких беглых людей
бояром их в холопстве и в сносе давать суд в Холопъе приказе. Да будет по суду
и по сыску на таких беглых людех холопства и сносу доищутца, и на них снос
доправя, отдати исцом, а их отослати к патриарху, или в котором городе ко
властем, а патриарх и иные власти учинят об них указ по правилом Святых Апостол
и Святых Отец.
68. А
будет такие беглые люди чернеческое платье или скуфьи сами на себя положат, и
сыщетца про то подлинно, и с них по сыску чернеческое платье и скуфьи сняв,
отдать в холопство тем людем, от кого они збежат.
69. А
которые литовские полоняники женаты в боярских дворех на руских крепостных и на
старинных робах, или которые жонки или девки литовские полонянъки в бояръских
дворех выданы замуж за крепостных, или за кабалпых холопей, а в приводе те
литовские полоняники и полонянки перед бояры в роспросе сказалися, что они в
Литву итти, и у тех своих бояр, где они поженилися на русских, и полонянки,
которые выданы замуж за русских, жить не хотят, и те литовские полоняники с
женами с рускими жонками, и полонянки с мужьями, с рускими людьми из боярских
дворов и ото всяких чинов людей свобожены и велено жить им на воле, где кто
похочет. А которые литовские полоняники были у записки перед бояры, а похотели
жить у тех же, у кого преже того жили, и те отданы тем же людем, кто у кого
живет. А впредь толко те полоняники и полонянки учнут бити челом, чтоб им дати
воля, и тех литовских полоняников по тем запискам велено отдавати тем же людем,
у кого они жили. А ныне о таких литовских полоняникех и о полонянъках чинить
указ против того же, как об них указано напередь сего.
70. А
иноземцем некрещеным на Москве и в городех держати у себя во дворех в работе иноземцев
же всяких розных вер, а руским людем у иноземцев некрещенных, по крепостям и
доброволно, в холопстве не быть, для того, в прошлом во 136-м году ведомо
учинилося, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Михаилу
Феодоровичю всеа Русии, и отцу его государеву, блаженныя памяти, великому
государю святейшему Филарету Никитичю, патриарху Московскому и всеа Русии, что
на Москве и в городех у иноверных у некрещеных иноземцев служат православные
християне, и тем православным християном от иноверцов чинитца теснота и
осквернение, и многие бес покаяния, без отцов духовных помирают, и в великой
пост и в ыные посты мясо и всякой скором едят неволею. И блаженныя памяти
великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всеа Русии, и отец его
государев блаженные жь памяти великий государь, святейший Филарет Никитичь
патриарх Московский и всеа Русии указали православных християн у иноземцев
некрещеных из дворов взять, и вперед тем православным христианом у иноверных, у
некрещеных у иноземцев, во дворех быти не велели, чтоб в том христианским душам
осквернения не было и бес покаяния не помирали б. И ныне по тому же у иноземцев
некрещеных русским людем во дворех не быть никоторыми делы. А будет которые
русские люди учнут у некрещеных иноземцев во дворех служити по крепостям, или
доброволно, и тех сыскивая, чинити им жестокое наказанье, чтоб им и иным таким
не повадно было так делати.
71. А
которые иноземцы розных вер некрещены живут на Москве и в городех у иноземцев
же некрещеных розных же вер по купчим, или полоняники, и похотят те иноземцы
креститися в православную християнскую веру, и учнут о том бити челом государю,
чтобы государь пожаловал велел их, взяв у тех иноземцов, у кого они во дворех
живут, крестити в православную християнскую веру, и по тому челобитью тех
иноземцов крестити в православную християнъскую веру, а окупу за них давать
иноземъцом по пятинатцати рублев за человека, и платить те денги им собою. А
будет у иноземцов в купчих, как они их купили, написано будет болши пятинатцати
рублев, и тем купчим не верить потому, что в купчих денги пишут с прибавкою.
72. А в
городех воеводам и всяким приказным людем и губным старостам давать на холопей
служилые кабалы за своими руками, а не за печатьми. И выбирати в губные
старосты, которые грамоте умеют, а кто грамоте не умеет, и тех в губные
старосты не выбирать, А будет в котором городе воевода или приказной человек
грамоте не умеет, а губного старосты в том городе нет, и тем воеводам и
приказным людем на холопей служилых кабал никому не давать, а имать тех городов
всяких чинов людем на холопей служилые кабалы в ыных городех, в которых городех
будут воеводы и приказные люди, которые грамоте умеют и где будут губные
старосты.
73. Да и
кабалные записные книги из городов присылати к Москве воеводам и приказным
людем и губным старостам за своими же руками, а не за печатьми ежегод. А
которые кабалные книги учнут присылать к Москве из городов воеводы и приказные
люди и губные старосты за своими печатьми, а рук их у тех книг не будет, и тем
книгам и кабалам, которые будут за печатьми, а не за руками, не верить, а
верить тем книгам и кабалам, у которых будут воеводские и приказных людей и
губных старост руки.
74. А
которые люди в Холопье приказе положат купчие на татар, и бьют челом, чтобы те
купчие в Холопье приказе записати в книги, а татарове, на кого имянем те купчие
написаны, тех купчих не лживят, и те купчие в книги записати. А будет в тех
купчих учинится какой спор, и те купчие записывати, по сыску, будет доведется,
а будет по сыску те купчие нарядные, или писаны за очи, и тех купчих в Холопье
приказе в книги не записывати, а чинити по них указ, до чего доведется.
75. А
которые люди положат в суде на одного холопа две кабалы московские и в книги те
обе кабалы записаны, а в рожей и в приметы тот человек сойдется с книгами по
одной кабале, а по другой не сойдется, и того спорного человека отдати в холопи
по той кабале, по которой он с книгами в рожей и в приметы сойдется, хотя будет
та кабала и после тоя кабалы взята, по которой кабале тот холоп в приметы с
книгами не сойдется.
76. А
впредь с нынешнего Уложения для таких споров холопьи приметы описывати в
кабалах имянно. чтобы всякой человек холопу своему приметы ведал, а как холопьи
приметы в кабалах будут описаны имянно, и впредь ни у кого таких споров о
холопех не будет.
77. А кто
старинных своих, или купленых людей напишет в духовной своей кому в наделок, и
духовная будет свидетельствована и запечатана, и те люди не хотя жити у тех
людей, кому они в духовной будут написаны, збежав от них, дадут на себя
служилые кабалы иному кому, и тех старинных и купленых людей отдавати тем
людем, кому они в духовной написаны, а кому они после духовных дадут на себя
кабалы внов, и те кабалы не в кабалы.
78. А
которой холоп бьет челом кому в холопство, и служилую кабалу на себя напишет, и
тот, кому он в холопство бьет челом, приведет его с тою кабалою для записки в
Холопей приказ, а иной в те же поры учнет на того холопа бити челом, что тот
холоп напередь того ему в холопство бил челом и служилую кабалу на себя ему
дати хотел, и он ему и жалованье дал, и таким челобитчиком отказывати, а давати
на таких холопей кабалы тем людем, кто их в приказ с кабалою приведет. А кто
холопу жалованье даст не взяв кабалы, и он то сам от себя потерял, не взяв
кабалы, не давай жалованья.
79. А кто
истец, или ответчик в суде на холопа никакой крепости не положит, и ничего про
крепости не скажет, а после суда на того спорного холопа крепости объявит, и у
таких людей после суда к судным делам крепостей не приимати, а вершити те судные
дела по тому, что в суде положено.
80. А кто
учнет у себя в дому делати беззаконие с рабою з жонкою, или з девкою, и
приживет с нею детей, и в том на него та раба учнет государю бити челом, и
таких жонок и девок, и на кого они учнут государю бити челом, отсылати на
Москве на Патриарш двор к патриаршим приказным людем, а в городех к
митрополичьим и к архиепископлим приказным же людем, и велеть про них сыскивати
святительским судом, и указ им чинити по правилом Святых Апостол и Святых Отец,
и по допросу обеих их отцов духовных.
81. А на
которого кабалного холопа с суда дана будет кому правая грамота, и тот, кому та
правая грамота будет дана, умрет и после того умершаго от жены его и от детей
того кабалного холопа ис холопства свободити. А будет того умершаго жена и дети
того его кабалного холопа похотят у себя в холопстве удержати по той правой
грамоте, которая грамота дана тому умершему, как он жив был, и та правая
грамота им на того холопа не крепость потому, крепок он был по кабале и по той
правой грамоте тому, на чье имя та кабала и правая грамота написана, а жене его
и детем по той кабале и правой грамоте до того холопа дела нет.
82. А
будет правая грамота, кому будет дана на старинного, или на купленого человека,
и по той правой грамоте тот старинной, или купленой человек крепок и жене его и
детем.
83. А
которые люди родятся у кого в кабалном холопстве, и как они будут в возрасте, и
они, покиня отцов своих и матерей, от тех людей, у кого они в кабалном
холопстве родятся, побежат и дадут кабалу иному кому, и тех людей, которые
породятся у кого в кабалном холопстве да побежат, отдавати тем людем, у кого
они родилися и у кого служат отец их, или мати, а тем людем, кому они кабалы
дадут внов, отказывати.
84. А
которой старинной, или крепостной холоп, у кого во дворе женяся, збежит, покиня
жену, и в бегах женится на иной жене, а первую жену утаит, а после того придет
он к прежнему своему боярину, и к первой своей жене, или его прежней боярин в
бегах изымает, и ему по старине и по крепости жити у того своего прежняго
боярина с первою своею женою, а другой его жене быти в холопстве у того, у кого
он на ней женится. А будет втепоры, как он в бегах был, первая его жена умерла,
и его первому боярину отдати з другою его женою, на которой он в бегах женится.
Также будет от кого збежит раба покиня мужа, и в бегах пойдет за другого мужа,
а после того придет она из бегов к первому своему боярину, или ее поймают, и ей
тот же указ что и мужу.
85. А кто
кабалного своего холопа женит у себя на волной жонке, а после того тот кабалной
холоп у него умрет, а та жонка, которая за тем его человеком была, от него
збежит, и бьет челом кому иному, и даст на себя служилую кабалу, а прежней ее
боярин, у которого она была за кабалным человеком, за нея поимается, и ту
жонку, по первом ее муже, отдати тому ее прежнему боярину. А что она бегаючи от
того своего боярина даст на себя кабалу, и та кабала не в кабалу. А будет та
жонка в бегах у кого во дворе пойдет замужь и ее старому боярину отдать и с
мужем.
86. А у
кого будет кабалной человек, а у жены его, или у сына кабалная девка, или
вдова, и муж тоя жены, или отец тех детей того кабалного своего человека женит
жены своей, или детей на кабалной девке, или на жонке, и как не станет у жены
мужа, а у детей отца, и тот холоп по кабалной рабе крепок в холопстве жене его
и детем. А будет умрет жена или сын и тот кабалной человек после жены крепок
мужу, а после сына крепок отцу.
87. А
которой старинной, или кабалной холоп от кого збежав, женится в бегах на волной
девке, или на жонке, и приживет с тою женою своею дети, и после того в бегах же
бьет челом кому иному в холопи, и тех своих детей, которых в бегах приживет,
напишет в кабале с собою, а после того за того беглого холопа имается прежней
его боярин по старине, или по кабале, и по суду доведется его отдати тому его
прежнему боярину, и того холопа прежнему его боярину отдать в холопство з женою
и з детми.
|