Страница 31 из 42
ГЛАВА XX.
СУД О ХОЛОПЕХ, а в ней 119 статей
1.
Которые дети боярские неверстаны, и у розбору и в служилых списках и ни в какой
государеве службе нигде не обьявилися, и поместных и вотчинных дачь за ними
нет, а ныне они по кабалам в боярских дворех, а били челом они в боярския дворы
в прошлых годех, до нынешняго государева указу, и тем детем боярским
неверстаным и впередь быти в боярских дворех попрежнему.
2. А
впередь детей боярских верстаных и неверстаных никому в холопи не приимати, и в
Холопье приказе на них, без государева имянного указу, кабал не давати.
3. А
будет которые дети боярские после сего государева указу бьют челом кому в
холопство, и по государеву указу и по боярскому приговору ис холопства они
будут свобожены, и велят им государеву службу служити в городом и они
воровством, не хотя государевы службы служити, учнут бити челом в ыные в
боярские дворы, и всяких чинов людем, и тех детей боярских отдавати в холопи
тем людем, у кого они преже того в холопстве были.
4. А
которые люди, бегаючи от всяких чинов людей, живут за бояры, и за околничими, и
за думными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и
за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за
дворовыми людьми, и за иноземцы, и за подьячими и всяких чинов за служилыми
людьми, и приходя к тем людем, из за кого они вышли, и иных их людей и крестьян
подговаривают, и домы их разоряют, и грабят, и пожигают, и тем людем, кого они разоряют,
искати розоренья в Судных приказех на тех людех, у кого они живут в бегах. Да
которые беглые люди кому доведутся по суду и по сыску отдати в холопство, и тех
беглых людей, по полным грамотам и по иным крепостям, отдавати в холопство з
женами и з детми, которые дети со отцами писаны в одной крепости, и которые у
кого в холопстве породилися.
5. А
которые дети родилися до холопства, и учнут жити у кого иного, или учнут жити
собою, и те холопьи дети от тех людей, у которых служат отцы их и матери, свободны.
6. А
будет из за кого выбежат крестьяне, или бобыли и крестьянские и бобыльские
дети, и бегая бьют челом в боярские дворы, и дадут на себя служилые кабалы, а
за тем, из за кого они выбежат, написаны они до побегу в писцовых, или в
переписных книгах, и ис тех книг в выписях во крестьянех или в бобылях, и таких
беглых крестьян и бобылей и крестьянских и бобыльских детей, по суду и по сыску
и по книгам и по выписям отдавати тем помещиком и вотчинником, из-за кого они
выбежат. И о таких беглых крестьянех и бобылях ежегод ис Холопъя приказу
посылати в городы к воеводам и к приказным людем государевы грамоты, чтобы в
городех воеводы и приказные люди на крестьян и на крестьянских детей кабал
никому не давали.
7. А
будет к кому придут какие люди и учнут бити челом в холопство, а скажутся, что
они волные люди, и тем людем, к кому они придут, роспрашивати их, какие они
волные люди, и где они родилися, и за кем они напередь того жили, и не служилых
ли отцов дети, и в государеве службе и в тягле они не бывали ли, и не беглые ли
чьи люди, или крестьяне и бобыли. Да будет те прихожие люди в роспросе скажут,
что они не служилых отцов дети и в государеве службе и в тягле нигде и в
холопех и во крестьянех и в бобылях ни у кого не бывали, и тем людем, к кому
такие люди учнут в холопство бити челом, по тому же приводити их в Холопей
приказ, а в Холопье приказе тех людей роспрашивати же. Да будет те люди в
Холопье приказе в роспросе скажут те же речи, как они скажутся тем людем,
которые их в Холопей приказ приведут, и те их речи записав, велеть на них
давати служилые кабалы. И которые грамоте умеют, и тем велеть к тем служилым
кабалам и к книгам руки прикладывати.
8. А
которые люди учнут к кому приходить и бити челом в холопство после кого
умерших, и отпускные умерших, или их прикащиков с собою принесут, и таких людей
с теми отпускными по тому же приводити в Холопей приказ, а в Холопье приказе
тех людей роспрося и взяв с отпускных списки, велети на них тем людем, кому они
учнут бить челом в холопство, давати служилые кабалы, а отпускные велеть клеити
к кабалам, и закрепляти дьячьею рукою. А списки с тех отпускных оставливати в
Холопье приказе, за дьячьею же приписью, и те кабалы и отпускные и холопей в
рожеи и в приметы записывать в книги.
9. А у
которых людей на холопей будут служилые кабалы, и те люди тех своих холопей,
хотя укрепить у детей своих в холопстве, пришлют в Приказ Холопья суда, на тех
же своих холопей имати новых кабал, на имя детей своих, а отпускных тем холопем
своим не дадут, и на тех людей, без отпускных, кабал детем их не давать.
10. А
которые холопи по смерти прежних своих бояр будут отпущены на волю, и отпускные
им даны будут и они с теми отпускными пришед к кому бьют челом в холопство, и
отпускные свои ему отдадут, а после того, покиня они те свои отпускные, кому
отдадут, отшед от них, бьют челом в холопство иному кому, и учнут на себя
служилые кабалы давать, и на них тем людем, к кому они без отпускных придут,
служилых кабал не давать, а давать на них служилые кабалы тем людем, к кому они
напередь с отпускными придут.
11. А кто
скажетца, что он напередь того у кого служивал, да отпущен, а отпускные не
положит, и его по тому же роспросить, для чего у него отпускные нет и у кого он
напередь того служил и тот жив ли, и будет жив, и для чего он его от себя
отпустил, а отпускные ему не дал, или тот, у кого он напередь того служил,
умер, и будет умер, и жена и дети после его осталися ли, и почему он у него
служил, по старинному ли холопству, или по кабале, и будет по кабале, и где на
него кабала взята, и для чего ему по смерти того прежняго его боярина отпускныя
не дано. Да будет тот холоп, у кого отпускныя не будет, в роспросе скажет, что
первой его боярин, которой отпустил, жив, а отпускныя ему тот его боярин не
дал, и на него без отпускныя никому кабалы не давати.
12. А
будет такой холоп в роспросе скажет, что прежней его боярин умер, а он служил у
него по кабале, а где на него, и в котором году кабала взята, про то он скажет
имянно, и по тем его речем досмотрити в кабалных записных книгах, есть ли на
него кабала в записке. Да будет на него в холопьих записных книгах кабала
записана, а про прежняго его боярина сыщется допряма, что он умер, и спору о
том холопе ни у кого ни с кем не будет, и на него по кабалным книгам тому, кому
он после первого своего боярина бьет челом в холопство, дати кабала и без
отпускные.
13. А
будет того холопа первой боярин и умер, а после его осталися дети, а на того
холопа в кабалных записных книгах кабалы в записке не объявится, а дети перваго
его боярина учнут об нем бити челом государю по старинному, а не по кабалному
холопству, и старинные крепости на него положат, и того холопа по старинному
холопству и по старинным крепостям отдати в холопство тем детем прежняго его
боярина, а кому он внов бил челом в холопство, и тому отказати, и кабалы на
него не давати.
14. А
будет кто прикажет детем своим, или братье, или прикащиком, по смерти своей
кабалных своих людей отпустити на волю, и те дети его, или братия, или
прикащики тех его людей на волю не отпустят, и похотят их у себя удержати, и
тем людем, которых после умершаго дети его, или братья, или прикащики на волю
не отпустят, бити челом на них государю, и о том подавати челобитные в Холопье
приказе, а ис Холопья приказу судьям по тех людей, на которых те холопи учнут
бити челом, посылати приставов и велеть их сыскивая ставити с теми челобитчики
с очей на очи и роспрашивая велеть тем холопем отпускные давати безо всякого
задержания.
15. А
будет кого судом Божиим не станет скорою смертию, а после его останутся
кабалные люди, а жена и дети, или братия того умершаго тех кабалных людей от
себя отпустити не похотят, и отпускных им не дадут, и те люди о том учнут на
них бити челом государю, и по тому их челобитью, сыскав про то допряма, что они
у боярина своего служили по кабалному, а не по старинному холопъству, и их того
умершаго боярина от жены и от детей и от братии свободить, и дати им волю. И
кому они учнут с воли бити челом в холопъство, и тем людем на них дати кабалы,
по сыску, и без отпускных.
16. А
будет которые волные люди на Москве и в городех бьют челом кому в холопство
доброволно, и бив челом, учнут у тех людей, кому они бьют челом в холопство,
жити бескабално месец, или два, или три месяцы, а те люди, кому они бьют челом
в холопство, приведут их в Холопей приказ, и учнут на них бити челом государю,
что они служат у них многое время, а служилых кабал на себя не дадут, и чтобы
на тех людей указал государь дати им кабалы, и будет приводные люди кабал на
себя дати не похотят, а жили они у тех людей менши тpex месец, и тех людей отпущать
на волю, а служилых кабал на них не давати потому, что они жили у них
бескабално немногое время. А будет сыщется, что жили болши трех месец, и на тех
людей кабалы давати и поневоле, хотя они к ним итти в холопи и не похотят.
17. А
будет такие волные люди, у кого живучи в холопстве доброволно, бес крепости,
пойдут от них прочь с отказом, или без отказу, и те люди, от которых они
пойдут, учнут на них искати сносов, хотя их тем у себя удержати, и им на тех
людей, которые от них отойдут, в сносе суда не давать для того, на что он
холопу верил, и у себя его держал бес крепости.
18. А
которой человек живет у кого бескабално, а грамоте он умеет, и учнет тот
человек во всяких писмах писатися холопом того человека, у кого он живет
бескабално, а после того он у того человека жити не похочет, и отшед от него
даст кому иному служилую кабалу, и тот человек крепок тому, кому он даст на
себя кабалу. А будет тот, у кого он жил бескабално до тоя кабалы, учнет на него
бити челом, и станет его уличать по грамоткам руки его, и ему отказать потому,
бес кабалы держать не велено. А что он в писмах писался холопом того человека,
у кого он жил бескабално, и тех писем таким людем в крепости не ставити.
19. А
писати служилыя кабалы площадным подьячим на одного человека в трех рублех, а
болши и менши не писати. А пошлин имать в государеву казну с рубля по алтыну.
20. А
давати служилыя кабалы на холопей, которые будут в пятнатцать лет, а которые
будут менши пятинатцати лет, и на тех служилых кабал не давать. А кто служилую
кабалу оболживит, и та кабала вершити по суду.
21. А кто
возмет на полного, или на докладного, или на старинного холопа кабалу, не
опытав без отпускныя, и того холопа по сыску отдать тому, чья крепость старее.
22. А что
холоп, бегаючи от старого своего боярина, бил челом во двор иному, и тем учинил
ссору, и за то бити его перед Холопьим приказом кнутом на козле нещадно, чтобы
на то смотря иным не повадно было так воровать.
23. А
которые люди учнут на кого имати кабалы воровски заочно подставою, и про таких
в Холопье приказе сыскивать кабалными книгами, и осматривать спорных людей в
приказе в рожей и в приметы. Да которые люди в рожей и в приметы с кабалными
книгами не сойдутся, и тех людей в холопство никому не отдавать, и по тем
кабалам исцом отказывати. И кто кабалу возьмет подставою, а сыщется про то
допряма, и тем людем за то чинити наказание, бити кнутом. А кто имя переменит и
тому не верить.
24. А
будет которой холоп, или крестьянин от кого побежит, покиня отца своего, или
матерь, и даст на себя иному кому служилую кабалу вновь, и про таких беглых
старинных и кабалных людей и про крестьянских детей по челобитью тех людей, от
кого они збежат, сыскивати отцами их и матерми, и ставить с ними отцов их и
матерей с очей на очи. Да будет про то сыщется подлинно, что те спорные люди и
крестьяне родилися у кого в старинном холопстве, или во крестьянстве, и тех
холопей по старине и по крепости, и с очной ставки отдавати тем людем, у
которых отцы их и матери, а по новым кабалам отказывати. А крестьян и
крестьянских детей отдавать ко отцом и к матерем по тому же государеву указу.
25. А
будет которые холопьи в роспросе на суде и на очной ставке учнут отцов своих и
матерей, или братьев, или сестр, или дядьев, или теток родных отпиратися, а
отцы их и матери, или братья, или сестры, или дядья, или тетки родныя учнут на
них говорити, что они отпираются их воровством, не хотя быти с ними в
холопстве, и тех людей, которые учнут отцов своих и матерей, и братьев, и
сестр, и дядьев, и теток отпиратися, пытать. Да будет они с первой пытки не
повинятся, и их пытати и в другие, да будет и з другия пытки не повинятся же, и
их отдать тем людем, у кого на них будут служилые кабалы.
26. А
будет от кого побежит холоп, или крестьянин, покинув жон, и в бегах поженятся
на иных женах, а первых своих жен учнут отпиратися, или которая раба, или
крестьянка от кого збежит, покиня мужа, и выйдут за иных мужей, а первых своих
мужей воровством учнут отпиратися, и им указ чинити против того же, как о том
писано выше сего в холопье статье.
27. А от
кого збежат кабалные и иные крепостные девки, и вдовы, и крестьянския дочери, и
выйдут замуж Украйнных городов за служилых людей, и за тех дворовых беглых вдов
и девок на тех людех, за кого они замужь выдут, имать выводу за вдову, и за
девку по пятидесять рублев за человека, а за крестьянскую дочь девку, или вдову
по десяти рублев.
28. А кто
у кого поимается за холопа, и положит кто на которого холопа городскую кабалу,
и скажет, что та кабала в городе в книгах записана, и на кабале подписано, что
кабала в книгах записана, а в книгах та кабала, на которые книги он пошлется, в
записке не объявится, а воеводская, или приказного человека, или губного
старосты рука у той кабалы есть, и по той кабале того, кто такую кабалу в суде
положит, не винити, и велеть ему на холопа, или на рабу, вместо тоя кабалы,
дати новую кабалу, а тому, кто на кабале подпишет, что кабала в книге записана,
а в книги не запишет, за то учинить наказание, что государь укажет.
29. А у
которых людей на старинных холопей старинныя крепости утерялися в Московское
розорение, в прошлых годех, до 121-го году, и по указу блаженныя памяти
великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии велено
тем людем в прошлых во 121-м и во 122-м годех на те холопьи старинные крепости
давати явки, и будет которые люди учнут на ком искати старинного холопъства, а
старинных крепостей на тех людей в суде не положат, а скажут, что у них на тех
людей старинные крепости пропали в московское разорение, и в том учнут они
слатися на явки, которых даваны в указные годы во 121-м, да во 122-м годех, и
те явки будет сыщутся, и по тем явкам таких старинных холопей отдавати тем
людем, которые на них те явки подавали. А будет кто учнет искати старинного
холопства, а в суде крепостей никаких на спорных холопей не положит, а скажет,
что у него на тех людей крепости в разорение пропали, а явок он на те крепости
в указные годы не давал, и учнет он про старину тех людей слатися в обыск, и по
той ссылке тех людей про старинное холопство сыскивати всякими сыски накрепко,
и отдавати таких старинных холопей по обыском тем людем, у кого обыскные люди в
старинном холопстве кого знали.
30. А у
которых людей холопи породилися от кабалных их людей, а живут они у них многие
годы бескабално, и на таких холопей тем людем, у кого они живут бескабално,
имати кабалы. А будет те холопи из воли кабал дати не похотят, и на них кабалы
дати и в неволю, потому что они живут у них бескабално многие годы.
31. А кто
будет в какой крепости в холопстве написан, и те люди по рабе холоп и по холопе
раба. А которые старинные холопи написаны кому в духовной и порядной в
приданых, и те люди, по духовной и порядной записи, по рабе холоп, и по холопе
раба.
32. А
будет положат на одного холопа две полные, или две докладные, и которая будет
крепость старее, и того холопа по сыску тому и отдати.
|