Страница 32 из 42
33. А
будет кто изменит, из Московскаго господарства отъедет в ыное господарство, а
после его людем его по государеву указу и по боярскому приговору дана будет
воля, и те его люди с воли бьют челом кому в холопство, а после того тот
изменник из ызмены воротится, и государь пожалует его, положит на милость, за
ту его измену смертью казнити его не велит, и ему людей к себе приимати внов,
кто у него в холопстве быти похочет, а до тех его людей, которым без него дана
будет воля, дела ему нет.
34. А
будет чьего холопа возмут в полон в ыную в которую землю, а после того тот
холоп ис полону выидет, и он старому боярину не холоп, и жену его и дети для
полонского терпения отдати ему. А похочет тот холоп к старому своему боярину, и
того холопа старому боярину привести к записке в Холопей приказ, и роспрося
его, подписывати на старой крепости, что он идет к нему волею, а пошлин имати з
головы по алтыну.
35. А
которой холоп изменит, побежит в ыное господарство, а после того выидет он ис
того господарства в Московское государство собою, и он старому боярину холоп по
старому холопству потому, что он в ыной земле был в бегах, а не полоном взят.
36. А
будет которой холоп, или раба от кого збежат, и бьют челом в холопство иному
кому, и у того, кому они в бегах бьют челом в холопство, взяты будут в полон, а
после того они ис полону выдут, и их отдавати прежним их бояром, по первым
крепостям, а тем людем, у кого их в полон возмут, в холопство их не отдавати.
37. А
которые полоняники, которых земель нибудь служилых иноземцов дети крестятся в
православную християнскую веру, а государю в службу не пригодятся, и которые
службу государеву служили, да от службы отставлены, а похотят кому в службу
бити челом, и кабалу на себя дати похотят, и тому на того новокрещена взяти
крепость, и в книги записати.
38. А кто
новокрещена приимет к себе в службу, и крепость на него возмет, а в приказе той
крепости не запишет, а после того тот новокрещен от него збежит, и он по той
незаписной крепости учнет на нем искать сносу, и тем крепостям не верить, и в
сносе на тех новокрещенов суда никому не давать потому, что та крепость взята
не по государеву указу.
39. А
будет кто на ком ищет по кабалам заемных денег, или по записям за рост служить,
да сносов, и заимщики, которые учнут в ысцовых искех по кабалам, и по записям,
и в сносе винитися, или в которых в ысцовых искех кого судом обвинят, и
доправити будет исцовых исков на тех людех не мочно, и поруки и переводу по них
в ысцовых искех не будет, и тех ответчиков в ыскех исцом выдавати головою до
искупу.
40. А за
работу тем людем зачитать в окуп исцова иску мужскому полу по пяти рублев на
год, а жонкам и срослым девкам против того вполы, а детем их, которые у них
будут болши десяти лет, по два рубли за год, а. которые дети у них будут
недоросли менши десяти лет, и тем недорослям в окуп исцова иску ничего не
зачитать потому, что такие недоросли в таковы лета не работают. А как такие
люди у исцов своих иски их заработают сполна, и их от тех исцов отпустить на волю.
А будет исцы их помрут, а после их останутся дети, а они исков их до тех мест
сполна не заработают, и им против того, чего они не заработают, доживать тех
умерших исцов у детей, а как они от тех исцовых детей отработаются, и их потому
же отпустить на волю.
41. А
которые всяких чинов люди в голодное, или в ыное в какое время, не хотя холопей
своих кормить, сошлют их з двора, а отпускных им не дадут, и крепостей не
выдадут, а велят им кормится собою, проча их впредь себе, и за тем тех их людей
во двор иные никто не примет, что у них отпускных нет, и в том на них от тех их
холопей челобитье будет, и по тому холопью челобитью ис приказу Холопья суда
судьям посылати по тех их бояр, которые их з дворов сошлют, и тех их бояр
роспрашивати, прямо ли они их з дворов от себя сослали. Да будет те их бояре в
роспросе скажут, что они тех своих людей з дворов от себя отпустили, и впередь
им до тех холопей дела нет, и им к тем своим роспросным речам велеть руки
приложити. А которые грамоте не умеют, и они бы в свое место к тем своим
роспросным речам велели руки приложити, кому они верят. А которые к тем
роспросным речам рук прикладывати не учнут упрямством своим, и им к тем
роспросным речам велеть руки приложити по неволе. Да как они к роспросным речам
руки приложат, и в Холопье приказе тех их холопей записав в книги, дати им
воля, и отпускные им дати ис Холопья приказу, и кому они с воли бьют челом в
холопство, тому они и холопи. А не роспрашивая про таких холопей тех людей, на
кого те холопи учнут бити челом, воли им не давати.
42. А
будет про тех холопей бояре их, на которых учнут бити челом, скажут, что на них
те их холопи бьют челом ложно, а они их з двора от себя не ссылали, и тех
холопей отдати тем их бояром, и приказать тем их бояром, чтобы они их в
голодное время кормили, а голодом не морили, и за то что они на них били челом,
дурна над ними никакова не учинити.
43. А
будет кто в голодное время сам себя з женою, или сына, или дочь отдаст кому в
работу за прокорм, и запись на себя в том даст, или в записи напишет на себя и
на детей своих заемныя денги, и по той записи жити им у того, кому они в работу
дадутся до тех мест, покаместа они окупятся, или отработаются. А за работу того
долгу зачитати им по указу, как о том писано выше сего.
44. А
которые люди учнут у кого жити в дворех по записям, а в записи написано будет
имя того одного, кому запись будет дана, а жити им у них по их живот или
урочныя лета, а не доживут урочных лет, и на них взять по записи заряд. А жен и
детей тех, кому они на себя такия записи дадут, в тех записях будет не
написано, и они по таким записям женам и детем тех, кому они такия записи на
себя дадут, не крепки, и жить им по тем записям у тех людей, кому они те записи
на себя дадут, по их живот, а по смерти их женам их и детем до них дела нет.
45. А кто
отец или мати отдаст кому в работу сына или дочь на урочныя лета, и по тех
своих детех ручаются и дадут на себя записи за руками в том, что тем их детем
от тех людей, кому они их отдадут, не збежати, и никакова дурна не учинить, и в
Холопье приказе те записи в книгах будут записаны, или кто по ком в таком
дворовом житье ручается сторонней человек, а те люди, по ком они ручаются, не
дожив урочных лет, от тех людей, кому они во двор будут даны, збежат, а после
того те люди, от кого они збежат, их сыщут и к себе возмут, а на порутчиках их
учнут по записям искати заряду или сносу, а порутчики скажут, что те беглые
люди от них ничего не снесли, а сыскать будет про то неким, и им в сносе с
порутчики учинить вера, крестное целованье. А заряду по записи на тех
порутчиках править не велеть, а велеть тем людем, по ком они ручались, у тех
людей, кому они отданы в работу, доживать по записям урочные годы. А которые
жилые записи в Холопье приказе в книгах будут не записаны, и по тем записям
исцом отказывать.
46. А
которые люди учнут искать на ком по записям, а в тех записях написано, что они
тех людей скупили в долгех с правежу, а тем людем жити у них, и у детей их во
дворе служити и женитися, и женясь потому же служити во дворе, а сколко лет
служить, того будет в записи не написано, и тех людей по таким записям отдавать
во двор тем людем, кому они на себя такия жилые затписи дали, по тому что он
тое запись дал на себя из воли.
47. А кто
на холопа возьмет кабалу отец с сыном, или брат з братом или дядя с племянником
вместе, и учнут на тех людех по тем кабалам холопства искати, и тем исцом по
таким кабалам отказывати, и таких людей, на кого они такия кабалы в суде
положат, от них свободити на волю потому, что по государеву указу велено веем
людем служилыя кабалы имати порознь, а дву человеком вместе отцу с сыном, и
брату з братом, и дяде с племяняиком на одного холопа кабал имати не велено.
48. А
будет у кого на холопей такия служилыя кабалы взяты до сего государева указу, и
им те кабалы приносити и холопей приводити на Москве в Холопей приказ, а в
городех к воеводам и к приказным людем и к губным старостам в сьезжие избы, и
на тех холопей имати новыя кабалы по сему государеву указу, а старые кабалы у
них взяти в приказ, а воли по тем старым кабалам тем их холопем не давати.
49. А кто
на ком учнет искати беглых людей, а ответчик в тех людех запрется, и скажет,
что у него тех людей нет, и в тех людех тот ответчик отцелуется, а после того
те люди объявятся у него, а истец тех своих людей у него вымет, и таким ответчиком
за то, что он накриве крест поцеловал, чинити указ против того, как написано в
суде о крестьянех выше сего.
50. А
будет которой ответчик про чюжого холопа в ответе скажет, что у него тот чюжой
холоп был, да збежал до исцова челобитья, и живет он в ыном городе. и тому
ответчику того чюжаго беглого холопа велети сыскивати, и для сыску дати ему
поверстной срок по указу. Да как он того чюжаго холопа сыщет, и ему поставити
его в Холопье приказе, а ис Холопья приказу того холопа отдати тому, у кого на
него крепость будет старее.
51. А
которые ответчики в беглых в чюжих холопех не запрутся же, а скажут, что от них
тех люди збежали же, а где они живут, того не ведают, и тем людем тех беглых
людей сыскивати же, а сроку давати им впервые на два месяца, а в другой после
дву месяцев на четыре месяца, а будет в полгода не сыщет, и им дати третей срок
другую полгода. А давати такия болшия сроки тем ответчиком, которые скажут
беглых людей в далних городех. А будет кто и во все в три сроки беглых людей не
поставит, и на них взяти денгами по государеву указу за всякого человека по
пятидесят рублев и отдати исцу. А будет ответчик того человека сыщет, и того
человека отдати исцу, а денги пятьдесят рублев взяв у исца, отдати ответчику.
52. А
которые люди учнут у себя холопей держати по отцовским кабалам, а отцы их
померли, и тех отцовских людей от них отпущати на волю, а с воли те люди кому
дадут на себя служилыя кабалы, тому они будут и холопи.
53. А кто
старинного своего холопа или рабу отпустит на волю при себе, или по смерти его
таких старинных холопей по его приказу отпустят прикащики его, и впредь до тех
людей детем его и братии и племянником дела нет.
54. А кто
у кого за холопа поимается и приведет того холопа к роопросу в Холопей приказ,
и после роспросу на того холопа подаст челобитную о суде, а тот, у кого он за
того холопа поимается, учнет говорити, что он тому холопу в ответе не верит, и
учнет в том холопе сам отвечати, и ему в том дати на волю, а холопу у суда быти
же. А будет тот ответчик скажет, что холоп сам за себя отвечает, и против
исцовы исковой челобитной велети холопу отвечати и с суда, прав ли или виноват
будет, верити холопу, что ни станет в суде говорити.
55. А
которые люди к кому приставя в беглых людех и в сносе подъписав челобитную, или
приставную память, не станут искати неделю, или ответчики дав по себе поруку к
суду да не учнет отвечати неделю же, и тем исцом или ответчиком указ чинити по
тому же, как о том писано выше сего в судной статье.
56. А
которые всяких чинов люди станут искати на холопех холопъства, а кабалу положит
на того холопа 120-го году за дьячею рукою и за подьячих справкою, хотя тех
кабал и книг нет, или будет которыя кабалы у кого взяты на холопей и старее
того, а те кабалы за дьячьими же руками и за подьяческими справками, а книг на
те кабалы нет же, и тем кабалам верить и людей по тем кабалам, на чье имя те
кабалы писаны, отдавать потому, что те кабалы писаны до тех мест, как на
Московском государстве учинился блаженныя памяти великий государь царь и
великий князь Михайло Феодоровичь всеа Русии.
57. А
которые люди учнут на ком искать беглых людей, а сносу втепоры искать не учнет,
а в ысковой челобитной напишет, что он сносу учнет впередь искать доискався
холопства, и таким исцом после того в сносе суда не давать.
58. А которые
люди будучи в городех по воеводствам и по приказом, возмут на кого служилые
кабалы в тех же городех, и те кабалы не в кабалы, потому что воеводам и
приказным людем, будучи в городех, ни на кого служилых кабал и никаких
крепостей имати не велено.
59. А
будет кто на ком ищет холопства, и после суда тех спорных холопей давать на
поруки з записми мимо исца и ответчика. А будет по ком поруки не будет и тех
холопей до вершения судного дела держать приставу.
60. А
которой боярской человек, или раба, которому исцу или ответчику крепчае, и по
суду доведется отдать мужа, а тот будет холоп женат, отдать с ним и жена. А
будет доведется отдать кому по крепости жену, а у нея есть муж, отдать за
жонкою и мужа да с них же взять головные пошлины.
61. А в
приданые давати и женам, и детем, и внучатом, и правнучатом в надел в духовных
и в даных и в рядных писати полных и докладных и купленых людей и полонеников
иных земель. И кому такие люди будут в приданые или в надел даны, и тем людем
такие люди крепки и женам их, и детем, и внучатом, и правнучатом а кабалных
людей в приданые не давать и в духовные и в рядные и в даные не писать. А будет
кто кому кабалного холопа или рабу в приданые даст, или в духовную, или в
рядную, или в даную напишет, а таким кабалным холопем и рабам давать волю.
62. А кто
кому старинных своих или купленых людей даст в приданые за сестрою, или за
дочерью, и судом Божиим тоя его сестры или дочери не станет, а детей после их
не останется, и тех умерших мужьем таких приданых людей по рядым записям отдавати
тем людем, кто их в приданые даст, хотя будет у кого приданые жонки, или девки
замуж выданы, а мужики поженилися, и их отдать совсем по тому, по правилу
Святых Апостол и Святых Отец жены с мужем розводить не велено, где муж, тут и
жена, кому жена, тому и муж.
63. А
которые люди отходя сего света напишут в духовной кабалных своих людей по своем
животе жене и детем своим, а те его кабалные люди у жены и у детей его жить не
похотят, и учнут по смерти бити челом в холопство кому иному, и служилые кабалы
на себя дадут, и те люди тому и крепки, кому они после смерти первого своего
боярина дадут на себя кабалы. А духовным прежних их бояр не верить, потому что
всяких чинов людем холопи крепки по кабалам по смерть бояр своих, а женам их и
детем те холопи по прежним кабалам некрепки, и отпускать таких холопей после
умерших на волю.
|