Страница 36 из 42
30. А
которые люди приведут кого с поличным, и скажут, что то поличное их, и приведчи
о указе не учнет бити челом две недели, и тем людем в том по государеву. указу
отказывать. А будет кто приведчи кого с поличным скажет, что то поличное
племяни их, или друзей, а племяни их и друзей на Москве, или в городе, где
поимаются за поличное, нет, а не сослався им с теми людми, чье то поличное,
искати вскоре не мощно, и учнут они бити челом о сроке, и таким людем, кто за
чюжое поличное поимается, давати до прямых исцов поверстной срок по государеву
указу, и велети им к тому поличному ставити исцов на указныя сроки, счетчи
против верст. А будет кто по поверстному сроку к поличному исца на указной срок
не поставит, и им после поверстного указного сроку в том отказывать, и тех
людей, которые с поличным будут приведены, свобожати.
31. А
которые исцы с розбойники или с приводными людми с поличным в розбойных делех,
не дожидаяся указу, учнут миритися, и мировые челобитные учнут в приказ
приносити, и тот их мир ставити не в мир, и розбойником указ чинити, по
государеву указу, кто чего доведется. А исцом за то пеня чинити смотря по делу,
не мирися с розбойники.
32. А
которые розбойники и тати дойдут до пытки, и тех розбойников и татей пытать и в
те дни, хотя будет в которой день по котором государе и память будет, или хотя
и праздник будет, потому что розбойники и тати и в праздники православных
крестиан биют, и мучат, и огнем жгут, и до смерти побивают.
33. А
которые воры, тати и розбойники учнут сидети в тюрме до полугода, и учнут
говорити, затевая воровством, какую татиную и розбойную молку на иных людей для
своей корысти, а сперва в роспросе и с пыток про то на них не говорили, и тем
их язычным молкам не верити, чтоб в том неповинным людем тягости и убытка не чинилося.
34. А
которые тати и розбойники доведутся казнити смертью, и их для покаяния посадити
в тюрме в ызбу на шесть недель, и как им отойдут урочные дни, и таких татей и
розбойников казнити.
35. А на
которых людей в обыску скажут, что они лихие люди тати, или розбойники, и тех
людей по обыском имати, а дворы их и во дворех животы их и хлеб молоченой
запечатати, а стоячей хлеб и земляной переписати же, и приказати беречь
тутошним и сторонним людем с поруками, докуды дело вершится. А тех лихованных
людей по обыском в разбоях и в татьбах пытать, а учнут на себя и на товарищев
своих говорити, и по их язычным молкам оговорных людей имати, а дворы их и во
дворех животы и хлеб, потому же переписав, запечатати, до тех оговорных людей
сьязыки с очей на очи ставити и роспрашивати. Да будет язык на очной ставке
которого человека опознает, и учнет на него говорити то же, что и за очи в
роспросе и с пытки на него говорил, а тот оговорной человек учнет бити челом о
обыску, и того человека дати за пристава, а про него обыскати большим повалным
обыском. Да будет его в обыску назовут лихим человеком, и его по язычной молке,
и по лихованным обыском пытать, и толко учнет на себя и на товарищев своих в
розбое говорити, и ему учинити указ по Уложению, да и тому, который на него
говорил, тот же указ, как выше сего о том писано, а животы их продати в выть
исцовых исков.
36. А
будет кого в обыскех одобрят, и его по обыском дати на чистую поруку з записью,
за тех же обыскных людей, которые его в обыску добрили, в том, что ему впредь
не красти и не розбивати, и лихим людем_ татем и розбойником приезду к себе не
держати, и татиныя и розбойныя рухляди не перекупати, и иным никаким воровством
не воровати. А как до него будет дело, и порутчиком его поставити, а по язычной
молке в ысцовы иски взять на нем выть, а животы его распечатав, отдати ему. А
будет на него прибудет в розбое какое лихо, а обыскные люди в том его обыску
укрыли, и его пытати, и указ ему чинити, до чего доведется, а обыскным людем за
лживыя обыски чинити указ против того, как о том писано выше сего в судной
статье.
37. А
которой оговорной человек дан на чистую поруку, а за порукою учнет каким
воровством воровати, и того человека поимати и указ ему чинити по тому же, до
чего доведется, а на порутчиках его взяти выть потому, что за их порукою
воровал.
38. А на
которого человека в роспросе и с пытки язык говорит в розбое, или в татьбе, и
на очной ставке его познает, а учнет на него говорить с очей на очи тоже, а тот
будет человек бродящей, а о обыску бити челом не учнет, а скажет, что его нигде
не знают, и того человека по язычной молке пытати. А будет на себя с пытки в
розбое и в татьбе учнет говорити в убойстве на том розбое, или дворовой пожог
был, и его казнити смертью, а не учнет на себя говорили, и его дать на чистую
поруку з записью, а не будет поруки, и его посадити в тюрму, докуды по нем
порука будет.
39. А
будет которые воры разбойники три или четыре человека или болши изыманы будут
на одном розбое, и с пыток учнут на кого говорити на знатных людей, на дворян,
или на детей боярских, или на торговых людей, которые преже того в приводе не
бывали, и ни на каком воровстве не объявливалися, и ни в каких причинах не
бывали, и учнут те оговорные люди бити челом о сыску, чтобы про них сыскати,
что они никаким воровством не воруют, и ни на каком воровстве не объявливалися,
и про таких людей по их челобитью обыскати. Да будет в обыску их одобрят, и их
дати на чистую поруку з записью, и животы им отдати, и выти на них не имати. А
будет в обыску про них скажут, что они лихие люди, и их по тем обыском пытати.
Да будет они с пытки в розбое и в убийстве повинятся, и их казнити смертью, а
животы их продати в выти. А пытати оговорных людей в розбое в первые, и в
другие, и в третие накрепко.
40. А
будет которые розбойники два, или три человеки с пыток учнут говорити на кого в
розбое на причинных людей, и тех причинных людей по язычным молкам и без обыску
пытати, и указ им чинити, до чего доведется.
41. А на
которых людей языки с пытки в розбое говорят, а сами на себя с пыток не говорят,
а в обыскех их многия люди назовут лихими людьми, и тех людей по язычным молкам
и по лихованным обыском казнити смертию, а животы их продать в выть.
42. А на
которого человека в розбое язык говорит, а в обыску его назовут половина добрым
человеком, а другая половина назовут лихим человеком, и того человека пытать. А
не учнет на себя с пытки в розбое говорити, и того человека дати на чистую
поруку з записью обыскным людем, которые его в обыскех добрили, а по язычной
молке взяти на нем выть. А будет в той половине болше обыскных людей, которые
его назовут лихим человеком, человек пятнатцать или дватцеть, и той половине и
верити, и того человека пытати накрепко. А пытан на себя не учнет говорити, и
того человека по язычной молке и по обыском посадити в тюрму до государева
указу, а животы его отдати в выть. А после того при будет на него в розбойном
деле иное лихо, и того человека казнити смертию. А обыскным людем, которые его
добрили ложно, чинити указ, против того, как о том писано выше сего в судной статье.
43. А на
которого человека языки два или три говорят в розбое, а он пытан не учнет на
себя говорити, а учнет бити челом о обыску, а в обыску про него скажут, что его
не знают, и его посадити в тюрму, до государева указу. А будет в обыску про
него скажут, что его знают, а доброй ли он человек, или лихой, того про него не
ведают, и того человека по тому же посадити в тюрму до государева указу, а
животы его продати в выть.
44. А на
которых людей языки говорят в розбое за очи, а с очей на очи на них говорити не
учнут, и во многих людех их не узнают, или узнав их, да учнут с них
зговаривать, и тех языков пытать накрепко, не по засылке ли их не узнали или
узнав зговаривают. Да будет с пытки скажут, что их поклепали, и тех людей
давать за приставы, и про них обыскати. А в обыску про них скажут, что они
лихие люди, и тех людей пытати. Да будет учнут на себя в розбое говорити, и их
казнити смертью, а не учнут на себя с пыток говорити, и их по обыском сажати в
тюрму до государева указу. А будет скажут языки, что с них зговорили по
засылкам, и тех людей, которые приходили, имати, и с ними с очей на очи ставити
и роспрашивати, и сыски всякими сыскивати. Да будет они к языком приходили для
того, чтобы они с оговорных людей зговаривали, и их бити кнутом, да на них же
взяти выти. А будет их в обыску одобрят, и их свободити безвытно.
45. А
будет учнет язык говорити в розбое, или в татьбе на чьих нибуди людей, или на
дворников, а те люди, на чьих людей и дворников язык говорит, таких людей и
дворников у себя скажут, а их не поставят, и на них за тех людей и за дворников
имати выти, и давати их на крепкия поруки с записми с сроком что им тех своих
людей и дворников поставити к языком на очную ставку, а как их поставят, и тех
людей сь языки с очей на очи ставити и роспрашивати и указ чинити по тому же,
кто чего доведется.
46. А
будет те люди, на чьих людей, или дворников язык говорит, скажут, что у них
таких людей, или дворников не бывало, и учнут бити челом о обыску, и про то
обыскати около их житья многими людми, бывали ли у них таковы люди, или
дворники. И будет в обыску скажут, что у них такие люди, или дворники были, и
на них за тех людей и дворников в ысцовы иски имати выти, и давати их на поруки
з записми с сроком что им тех людей по тому же поставити к языком на очную
ставку, а как их поставят, и их сь языки с очей на очи во многих людех ставити
и роспрашивати, и указ им чинити, кто чего доведется. А скажут в обысках, что у
них таких людей и дворников не бывало, и за тех людей и дворников вытей на них
не имати.
47. А на
которых дворян, и на приказных людей, и на детей боярских, и на их людей, или
на дворников, или на крестьян учнут в розбое языки говорити, и тех дворян, и
приказных людей, и детей боярских, и их людей и дворников и крестьян по язычным
молкам имати, а дворы их и животы и хлеб по тому же переписав печатати, а их сь
языки с очей на очи по тому же ставити, и их роспрашивати, и сыскивати всякими
сыски накрепко. Да будет доведется до пытки, и напередь пытати людей их, или
дворников, или крестьян. Да будет люди их, или дворники, или крестьяне учнут
говорити в розбое на них на самих, и тех дворян, или приказных людей, и детей
боярских самих пытати, и указ чинити им по тому же, как и иным вором, кто до
чего доведется.
48. А
которые дворяне и приказные люди и дети боярские приведут людей своих, или
крестьян или дворников своих, и скажут на них розбой, или татьбу, или подвод
имянно, а языки на них в том не говорят, и тех людей по приводу роспрашивати и
без обыску пытати и указ чинити, кто до чего доведется.
49. А на
которых людей исцы бьют челом в татьбах и в розбоях имянно бес поличного и без
язычной молки и не по лихованым обыском, и тех челобитчиков отсылати в Судной
приказ, где кто судим. А будет в Судном приказе сыщется, что те дела розбойные
дошли до пыток, и тех исцов и ответчиков из Судного приказу отсылати в
Розбойной приказ.
50. А
которого человека приведут с поличным, а поличное у него вымут с приставом и с
понятыми, а тот человек того поличного не очистит, и отводу ему не даст и того
приводного человека по поличному пытати и указ чинити, до чего доведется.
51. А
будет у кого воры животы покрадут, или розбоем возмут, и тем людем в тех своих
животах подавати ппсменыя явки в приказех и в городех воеводам и губным
старостам, и в явках те свои животы описывати имянно. А будет они после того
тех своих животов у кого за что поимаются, а те люди, у кого они поимаются,
тому их поличному отводу не дадут, и тех людей, у кого поимаются, по тому
поличному и в ыных в их животах, которые их животы в явках их будут написаны,
пытати, и сыски всякими сыскивати, до чего доведется. А будет кто у кого за что
поимается, а скажет, что то поличное у него воры украли, или розбоем взяли с
ыными его животы, а явок на то поличное и на иные свои животы, которые у него с
тем поличным взяты, не скажет, и по такому поличному тех людей, у кого
поимаются не пытать, потому что на то поличное явок нет, а давати в таком деле
исцом на тех людей, у кого они за что поимаются, суд, и с суда учинити веру,
крестное целование, чтобы в таких делех никому напрасных продажь не было.
52. А
будет кто купит лошадь на Москве, или в городех и в уездех и те лошади купцом
записывати в таможенныя книги в шерсть, и в лета, и в приметы. А кто купя
лошадь, в книги не запишет, а сыщется про то допряма, и на нем за то взяти
протаможье, по государеву указу. А будет у него за такую незаписную лошадь
поимается и взыщет с тою лошадию чего иного, и у него ту лошадь взяв, отдати
исцу, а в досталном иску на него дати суд, и с суда учинити указ, до чего
доведется.
53. А будет
кто лошадь купит, будучи на государеве службе в полкех, служилой у служилого
же, а иной у него за ту лошадь поимается, а тот, у кого он ту лошадь купит, в
той лошади запрется, и скажет, что он ту лошадь ему не продавывал, и ему на
того продавца в том дати суд, а по суду и по сыску межь ими указ учинити, до
чего доведется. А без суда в таких лошадях, которые куплены будут в полкех,
никого не винити, потому что на службе такия лошади служилые люди покупают без
записки.
54. А
которого человека приведут исцы без пристава с поличным же, а тот приводной
человек, который приведен с поличным, учнет бити челом, что его тем поличным
исцы ополичнили силно, и про то сыскати всякими сыски накрепко, где его с
поличным поимали, да что в сыску скажут, по тому и указ чинити, кто чего
доведется. А будет сыскати некем, и им в том дати суд, и с суда указ учинити по
тому же, до чего доведется.
|