Страница 9 из 11
Часть II
ОБЩИЙ
НАКАЗ МИНИСТЕРСТВАМ
§ 205.
Общий министерский наказ определяет: 1) степень и пределы власти министров и их
товарищей, 2) отношения их к разным установлениям, 3) сношения министров с
разными местами и лицами, им равными, 4) действия министерств на подчиненные им
управления, 5) силу и порядок их ответственности, 6) степень и пределы власти
департаментов и их директоров, 7) обязанности канцелярии министра и ее
директора, 8) обязанности разных чинов, составляющих департамент, и отношения
их к директору, 9) силу и порядок ответственности директоров и других
чиновников.
Глава Iv
Степень и пределы власти министров
§ 206. В
порядке государственных дел министерства представляют установление, посредством
коего верховная исполнительная власть действует на все части управления.
§ 207.
Министерства установлены на тот конец, чтоб непрерывным действием их и надзором
доставить законам и учреждениям скорое и точное исполнение.
§ 208.
Существо власти, вверяемой министрам, принадлежит единственно к порядку
исполнительному; никакой новый закон, никакое новое учреждение или отмена
прежнего, не могут быть установляемы властью министра.
§ 209.
Все министры в действиях своих подчинены непосредственно верховной власти.
§ 270.
Власть министров состоит в том, что они могут понуждать все подчиненные им
места и лица к исполнению законов и учреждений.
§ 211.
Последствия, от сей власти проистекающие, суть:
1.
Определение и увольнение высших чиновников по представлениям министров и нижних
собственным их утверждением.
2. Надзор
за действием всех подчиненных мест и лиц; взыскание от них ответов в случае
бездействия или неправильного исполнения, удаление от должностей и предание их
суду в случае важных преступлений.
3.
Разрешение силою существующих законов и учреждений всех затруднений,
встречающихся при исполнении.
4.
Принятие всех мер, нужных к действию законов или учреждений, когда они
утверждены и обращены к исполнению министра.
§ 212. В
обстоятельствах чрезвычайных, требующих высшего разрешения, когда не может быть
отлагаемо без важного вреда или государственного ущерба, министры
уполномочиваются действовать всеми вверенными им способами, не ожидая сего разрешения:
но они обязаны доносить в то же время о принятых ими мерах и о причинах их
настоятельности.
§ 213.
Главные директоры и управляющие разными частями, хотя бы и не имели они
название министров, но когда вверено им главное управление государственных дел,
в общем разделении их отдельное министерство составляющих, имеют те же права,
власть и обязанности, какие присвоены министрам, если особенными уставами и
учреждениями не постановлено для них изъятия в распространении их власти или к
ее ограничению.
§ 214. Во
время отсутствия министров или за болезнию товарищи их исполняют все их
обязанности, занимают во всех установлениях их места и имеют равную им степень
власти и ответственности.
§ 215.
Товарищи министров вступают в права их обязанности не иначе, как по высочайшему
повелению, в Правительствующем сенате объявленному во всеобщее известие.
§ 216. В
присутствии министров товарищи их сами собою не вступают ни в какое управление
и не имеют власти исполнительной, но присутствуют в Совете министра, имея голос
совещательный наравне с прочими членами того Совета.
§ 217.
Дела, в коих министры по законным причинам не могут участвовать, поручаются их
товарищам. По делам сим они вступают во все права и обязанности министров.
§ 218.
Сверх сего от усмотрения министра зависит, с высочайшего дозволения поручить
товарищу какую-либо отдельную часть или департамент в управление; и тогда
товарищ управляет сим департаментом на праве и с обязанностию директора.
§ 279.
Если бы, по отсутствию министра, за болезнию его, или по причине других дел,
временно ему порученных, признано было нужным вверить главное управление одному
из директоров или же и лицу постороннему, тогда чиновник сей, по главному его
управлению, вступает на сие время во все права и обязанности министра.
Глава II
Отношения
министров к государственным установлениям
Отд.I. -
ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ К ВЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
§ 220.
Отношения министров к власти законодательной состоят в том, что они могут
представлять о необходимости нового закона или учреждения, или об отмене
прежнего.
§ 221.
Государственный совет есть средоточие, куда должны вступать все сии
представления.
§ 222.
Представление должно содержать в себе: 1. Точное изложение существующих законов
или учреждений; 2. Недостаток их или важные неудобства, опытом удостоверенные;
3. Предположения министра или проект закона или учреждения.
§ 223. Не
прежде, как с точностию удостоверясь в недостатке или неудобствах закона или
учреждения прежнего, министр должен приступать к предложению нового; и в сем
случае он обязан обозреть существующие положения во всем их пространстве,
сравнить все последствия нового закона с порядком предыдущим, показать причины,
на коих порядок сей был основан, поколику причины сии могут быть известны, и
потом предложить дело предварительно на общее уважение всех директоров, Совет
министерства составляющих.
§ 224.
Если предполагаемая вновь мера имеет связь с другими министерствами, то должно
наперед сделать с ними все нужные сношения, дабы тем вернее учредиться в
совокупном их содействии.
§ 225. В
обширном круге дел, в разнообразной связи разных нужд и польз нельзя не
встретить в исполнении разных затруднений и неудобств; но не все неудобства
могут быть принимаемы поводом к новым постановлениям. Министр должен испытать
прежде всего способы исправления, не выходя из порядка существующего, и потом
измерив и сравнив неудобства, кои и от нового закона по самой новости его
произойти могут, приступать к его предложению. Во всех министерствах, особливо
же в тех, коих предметом есть государственное хозяйство и общая промышленность,
должно наблюдать, чтоб мерами излишнею надзора и многосложностию правил не
стеснить частной предприимчивости. Истинные способы сего управления должны
состоять более в отвращении препятствий, нежели в точном и понудительном предписании
путей, коими должна шествовать промышленность. Здесь скорее найти и указать их
может частная польза, нежели закон.
§ 226.
Когда закон или учреждение, по рассмотрении его в порядке, для законодательной
части установленном, получит окончательное утверждение и доставлен будет
министру, он обязан привести его в точное исполнение.
§ 227.
Когда сила закона или учреждения, к исполнению доставленного, будет несогласна,
или даже и противна первоначальным предположениям министра, он тем не менее
должен его исполнить так точно, как бы сам его предложил.
§ 228.
Сверх предметов, требующих нового закона, устава или учреждения, министры
вносят на уважение Государственного совета по 29 статье его Учреждения:
1.
Предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения
прежних положений. 2. Дела, требующие в законах, уставах и учреждениях
изъяснения истинного их смысла. 3. Общие внутренни е меры, в чрезвычайных
случаях приемлемые. 4. Объявления войны, заключение мира и другие важные
внешние меры, когда, по усмотрению обстоятельств, могут они подлежать
предварительному общему соображению. 5. Ежегодные сметы общих государственных
приходов и расходов, способы их управлений, назначение новых издержек, в
течение года встретиться могущих, и чрезвычайные финансовые меры. 6. Дела, по
коим отчуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в
частное владение. 7. Дела о вознаграждении частных людей за имущества, на
государственные нужды взимаемые. 8. Отчеты всех министерств в управлении
принадлежащих к ним частей.
|