Страница 8 из 11
Отд. III.
- ИСПОЛНЕНИЕ И ОТПРАВЛЕНИЕ ДЕЛ
§ 148.
Все бумаги, исходящие из министерства, делятся на два главные рода: одни из них
содержат переписку министра, другие переписку департамента.
§ 149.
Переписки сии различаются не по роду дел, но по различной степени власти,
присвоенной министру и департаменту и подробно означенной во второй части сего
учреждения.
§ 150. К
переписке министра особенно принадлежат: 1. Объявление высочайших указов, на
имя министра состоявшихся или на представления его последовавших. 2.
Представления в Государственный совет, в Правительствующий сенат или на
непосредственное высочайшее усмотрение. 3. Сношения с министрами, с
генерал-губернаторами и другими лицами, ему равными. 4. Предписания
департаментам, министерство составляющим. 5. Дела, тайне подлежащие.
§ 151.
Все прочие бумаги, переписку министерства составляющие, принадлежат к его
департаментам, исключая те случаи, где министр признает нужным сделать от
своего имени подтверждение или понуждение.
§ 152.
Все исходящие бумаги, переписку министра составляющие, изготовляются в
департаментах по их принадлежности, скрепляются предварительно директором
департамента и представляются министру к подписанию.
§ 153.
Если министр признает изготовленное исполнение недостаточным, он поручает
исправить и дополнить его под непосредственным своим руководством. В сем случае
директор департамента не обязан уже скреплять исполнения, но для связи и
порядка дел бумаги сии, по подписании их, вместе с прочими отсылаются в
департамент, записываются в журнал исходящих и отправляются по их
принадлежности.
§ 154.
Бумаги секретные и по особенным поручениям министра, к предметам департамента
не принадлежащие, изготовляются в канцелярии министра, представляются
директором оной или начальником отделения и отправляются по принадлежности.
§ 155.
Бумаги, составляющие переписку департамента, исходят из оного по определенной
форме, за подписанием директора и за скрепою начальника отделения. Они
изготовляются в своих отделениях и представляются директору на том же
основании, как бумаги, изготовленные в департаменте, представляются министру.
§ 156.
Бумаги, коих предмет есть требование или сообщение каких-либо сведений,
запросы, справки и тому подобные, подписываются начальником отделения и
отправляются за скрепою столоначальника.
§ 157.
Никакая бумага не исходит ни из департамента ни из канцелярии прежде, нежели
она будет внесена в журнал исходящих.
§ 158.
Два журнала исходящих полагается как в департаментах, так и в канцелярии, -
общий и частный.
§ 159. В
общий журнал вносятся все бумаги, исходящие по департаменту и канцелярии, самым
кратким означением их содержания. В частный вносятся все бумаги, исходящие по
каждому отделению департамента и канцелярии, во всем пространстве (от слова до
слова).
§ 160. В
общий журнал вносятся все бумаги без различия, по мере их отправления. Бумаги,
тайне подлежащие, не вносятся в общий журнал, но отправляются прямо по внесении
их в журнал частный, особенно для сего назначенный.
§ 161.
Частный журнал разделяется на три части: в одну вносятся высочайшие указы, по
министерству исходящие, в другую переписка министра или департамента, в третью
бумаги, тайне подлежащие, где они находятся.
§ 162.
Отпуски всех бумаг прилагаются к делам и отдаются в свое время при надлежащих
описях в архив.
§ 163.
Архив имеет два рода описей: одну общую по алфавиту, другую частную,
разделенную на столько частей, сколько есть отделений.
§ 164.
Никакое дело и никакая выписка не исходят из архива вне департамента без точного
приказания директора; в департаменте же дела и выписки обращаются по запросам
начальников отделений.
§ 165.
Для успешнейшего хода дел все бумаги отправляются прямо из каждого отделения,
по записке содержания их в общий журнал. В частный журнал они вносятся с
отпусков, при делах оставляемых. Отпуска сии должны быть сверены и скреплены
подписью столоначальника.
§ 166.
Исходящие бумаги отправляются за печатью того места, от коего они исходят.
Посему каждый департамент и каждая канцелярия имеют свою печать с надписью.
Хранение сей печати особенно вверяется директорам, а от них поручается
начальникам отделений. Все бумаги должностные не иначе печатаются, как сими
печатями. В частной и личной переписке разных чиновников строго запрещается
употребление казенной печати, под опасением взыскания по законам.
§ 167. В
делах, требующих публичного извещения просителей, вызова подрядчиков и тому
подобных, положения и решения министров и департаментов доставляются для
напечатания в Ведомостях, за подписанием министра, если объявление исходит от
его имени, или директора, когда оно принадлежит к делам департамента.
Отд. IV.
- РЕВИЗИЯ ДЕЛ
§ 168. От
министра зависит, и для удостоверения в исправном течении дел в департаменте
или отделениях, требовать самое производство оных на свое усмотрение или же
нарядить одного или более чиновников для обозрения их дел, поверки ведомостей и
вообще благоустройства департамента.
§ 169.
Каждый месяц директор производит ревизию решенных и нерешенных дел по журналам
входящих и нисходящих и представляет о них ведомости министру. Из сих
ведомостей в конце года составляется в канцелярии общая ведомость по всем
департаментам, где означаются и дела, особенно произведенные в канцелярии.
§ 170.
Директор по усмотрению своему назначает, если находит нужным, в разные времена
чиновников для осмотра успехов в производстве дел, и содержания оных в порядке
по всем частям департамента.
§ 171.
Ведомости о делах, ежемесячно представляемые министру, показывают перечнями
одно число дел.
§ 172.
Составление ведомостей сих производится по формам, какие даны будут от
министра.
§ 173.
Ведомости по ревизии дел должны быть представлены министру не позже 5 числа
каждого месяца.
§ 174.
Директор рассматривает подаваемый от начальников отделений список дел,
совершенно оконченный производством, и назначает из оных следующие к отдаче в
архив.
§ 175.
Начальники отделений обязаны производить ревизию дел по столам, прежде
представления оных на ревизию директору.
§ 176.
Контролер или бухгалтер, где положены счетные отделения, равно начальник архива
и начальник чертежной, подают сии ведомости директору непосредственно.
Отд. V. -
ОТЧЕТЫ
§ 177.
Три отчетов рода полагаются во всех министерствах: отчет в суммах, отчет в
делах и отчет в видах и предположениях к усовершению каждой части.
I. Отчет
в суммах
§ 178.
Отчет в суммах представляет все обороты их по ежегодному расписанию или по
чрезвычайным назначениям.
§ 179.
Директор, свидетельствуя отчеты каждый месяц, представляет министру краткую
ведомость о положении сумм.
§ 180. Из
сих ведомостей в канцелярии министра составляется общее положение сумм по всем
департаментам.
§ 181.
Месячные ведомости содержат одни только обороты сумм по департаментам, то есть
назначение оных и прием в ведение департамента, отпуск и назначение по главным
местам, зависящим от департамента, но местный оборот и употребление означается
в годовом отчете.
§ 182.
Бухгалтер каждого департамента со своими помощниками, составляя месячные
ведомости, доставляет их за своим подписанием вообще и подписанием помощников
по частям, ими обработанным, контролеру для обревизования; также утвердив
верность их подписью своею вообще и подписью помощников своих по частям,
передает их начальникам отделений, каждому по своей части. Начальники
отделений, получив сии ведомости, рассматривают и представляют их директору, а
сей министру. Начальники отделений утверждают сии ведомости своим подписанием,
каждый по своей части, а директор с начальником счетного отделения, где таковое
положено, все вообще.
§ 183.
Министр составит и предпишет к исполнению формы месячных ведомостей и годовых
отчетов не только для каждого департамента, но и для каждого отделения, для
каждого места, предмета и оборота сумм.
§ 184.
Каждый год, в назначенный срок, директор за подписанием своим представляет
министру отчет о движении сумм.
§ 185.
Отчет в суммах должен быть представлен по всем главным оборотам, предметам и
местам, общими перечнями, с объяснением оных в нужных случаях особенными
приложениями.
§ 186.
Годовой отчет в суммах должен заключать следующие главные статьи:
1.
Остатки сумм и прочего имущества от истекшего года к тому, за который отчет
отдается. 2. Приход сумм и прочего имущества в течение года. 3. Расход сумм и
прочего имущества. 4. Оборот и движение сумм, согласно с их предназначением по
годовой финансовой смете. 5. Произведения или прибытки от оборота и
употребления сих сумм. 6. Употребление (приход и расход) сих самых
произведений. 7. Прибыль и убыток сих самых сумм и произведений. 8. Остатки
сумм и всего имущества.
§ 187.
Каждая статья отчета из означенных в предыдущем § имеет свои разделения и
подразделения, свойственные каждому департаменту, отделению, месту, предмету и
образу употребления, и вообще обороту и движению сумм. Согласно с сим отчет
должен содержать ясные перечни всех сих разделений.
§ 188.
Бухгалтер департамента, на предписанном основании и по данным формам,
составляет со своими помощниками отчет в суммах.
§ 189.
Срок представления месячных ведомостей и годовых отчетов назначается министром.
§ 190. В
счетном отделении канцелярии министра, по получении ведомостей от
департаментов, составляется общая ведомость о суммах и разносится по статьям в
книгах, дабы во всякое время можно было видеть положение и состояние каждой
части.
§ 191. По
предъявлении министру годовых отчетов, на том же основании, как сказано в
предыдущем § о месячных ведомостях, составляется в канцелярии его общий годовой
отчет.
II. Отчет
в делах
§ 192.
Отчет в делах представляется от департаментов министру в марте месяце каждого
последующего года.
§ 193.
Отчет должен в себе содержать по каждому департаменту:
1.
Краткое начертание того положения, в коем по последнему отчету разные части
находились.
2.
Продолжение и принятие новых мер в течение года, с изъяснением причин и правил,
на коих они основаны.
Примечание.
Одни только важные меры составляют предмет отчета; дела текущие сюда не входят.
О них прилагается только перечневая табель, означающая число их.
3.
Состояние экономической части департамента. Сюда принадлежат суммы,
определенные по общему расписанию, и чрезвычайные назначения, предметы и
количество расходов, с приложением сравнительной табели предыдущего года.
4. Отчет
в производстве дел на основании ведомостей, означенных в § 169.
§ 194.
Каждое отделение в департаменте назначает подчиненным ему местам и лицам срок
присылки описаний, сведений, ведомостей, счетов и объяснений по всем статьям,
входящим в отчет.
§ 195.
Каждое отделение по полученным сведениям составляет отчет по управляемой им
части и представляет оный директору в назначенный срок, за подписанием
начальника отделения.
§ 196.
Директор, получив отчеты от всех отделений департамента, составляет общий отчет
под непосредственным своим надзором.
§ 197. Из
отчетов, представленных от департаментов, составляется общий отчет под
особенным руководством самого министра.
§ 198.
Отчеты о делах вносятся в Государственный совет, рассматриваются в его
департаментах, и с примечаниями их поступают на уважение Общего собрания, а
потом предаются тиснению во всеобщее известие.
III.
Отчет о видах и предположениях к усовершенствованию каждой части
§ 199.
Сверх сих общих отчетов каждый министр представляет особенный отчет
непосредственно на высочайшее усмотрение о видах и предположениях его к
усовершению вверенной ему части.
§ 200.
Успешное управление каждой части предполагает твердый и постоянный план его
усовершения.
§ 201.
План должен содержать в себе главные виды и предположения, к коим министр имеет
склонять и приводить все свои соображения постепенно и по мере возможности.
§ 202.
Для составления сего плана министр требует от директоров, чтоб представили ему
свои виды к усовершению разных частей, ими управляемых.
§ 203.
План сей по уважении и рассмотрении его оставляется в кабинете его
императорского величества.
§ 204.
Каждый год, в назначенное время, министр представляет непосредственно отчет
государю императору в исполнении сего плана и предлагает в нем нужные по
обстоятельствам перемены или дополнения.
|