ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Документы по истории России XIX в. arrow Манифест об общем учреждении министерств (1811 г.)
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Манифест об общем учреждении министерств (1811 г.)
Список статей
Манифест об общем учреждении министерств (1811 г.)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
 

Глава IV

Действия министерств на подчиненные им управления

§ 257. Места и лица, подчиненные министерству, исполняют предписания его с точностию и беспрекословно.

§ 258. Предписания министра могут быть двух родов: в одних объявляются именные высочайшие повеления, в других министр действует собственною его властию.

§ 259. Если б предписанием министра, содержащим в себе объявление высочайшего повеления, отменялся закон или учреждение, за собственноручным высочайшим подписанием изданное, тогда начальство, ему подчиненное, обязано, не чиня исполнения, представить о сем министру. Если же и за сим представлением предписание будет подтверждено в той же силе, тогда начальство обязано случай сей представить Правительствующему сенату на окончательное разрешение.

§ 260. Если б в предписании, непосредственно от власти министра исходящем, начальство, ему подчиненное, усмотрело отмену закона, учреждения или объявленного прежде высочайшего повеления, тогда оно обязано представить о сем министру. Если же и за сим предписание будет подтверждено от лица министра в той же силе, тогда начальство обязано представить случай сей Правительствующему сенату на окончательное разрешение.

§ 261. Если б наконец в исполнении предписаний, непосредственно от министра исходящих, начальство, ему подчиненное, усмотрело крайние неудобства, оно обязано представить министру о сих неудобствах в самом скором времени и потом поступать по его разрешению, не входя снова в представление.

§ 262. Предписания министров тогда только признаются действительными, когда имеют они установленную форму. Изъятия из сего правила означены будут в особенных учреждениях.

§ 263. Сила всех предписаний ограничивается тем кругом дел, который установлен для каждого министерства.

§ 264. Если подчиненное начальство получит предписание от министра по такому делу, которое не принадлежит к его министерству, то, не чиня по оному исполнения, оно обязано испросить разрешения от того министра, к коему относится предмет предписания.

§ 265. Министры, принимая жалобы на места и лица, им подчиненные, и истребовав по оным все нужные объяснения, полагают скорое и справедливое решение, наблюдая при сем: 1) чтоб не принимать жалоб на нижние места мимо высших, 2) чтоб не давать движения жалобам, без всяких доказательств приносимым, а паче не допускать доносов, на одной ябеде основанных, 3) чтоб вообще не ослаблять силы и действия мест и лиц, им подчиненных, излишним благоприятством к жалобам и доносам неосновательным, преждевременными взысканиями и выговорами по обвинениям не доказанным, или требованиями ответов и объяснений по наветам, внимания не заслуживающим; с доносителями же, во лжи и ябеде приличенными, поступать по законам.

§ 266. Сверх просьб и жалоб, письменно присылаемых, каждый министр назначает один или два дня в неделе для принятия просьб и жалоб словесных, учреждая порядок принятия оных, сколь можно удобнее и для скорого решения успешнее.

§ 267. Для принятия личных докладов и представлений по службе каждый министр назначает постоянные дни и часы по департаментам и их отделениям, с точностию наблюдая, чтоб время и движение дел, в местах ему подвластных, не терялось в тщетных ожиданиях.

§ 268. Министры разрешают сомнения между департаментами и местами, им подчиненными, возникающие, о принадлежности дел, и властию своею пресекают все, могущие быть о сем пререкания, строго при том наблюдая, чтоб каждое дело производимо было в том самом департаменте, к коему оно принадлежит по существу своему, и никак не попуская, чтоб дела в производстве их совращались с пути, им определенного.

§ 269. По всем делам службы никакого предписания министра не можно обратить к нижнему начальству, миновав или не известив высшее.

§ 270. В делах, от губернского начальства зависящих, все предписания министров обращаются к начальнику губернии.

§ 271. Каждое министерство по делам, ему вверенным, сносится с начальниками губерний непосредственно.

§ 272. Главнокомандующие, генерал-губернаторы и военные губернаторы, управляющие гражданскою частию, по делам, им вверенным, имеют право относиться непосредственно к государю императору, надписывая донесения их по части того министра, к коему предмет их принадлежит.

§ 273. Представления, от сих высших губернских начальников к министрам входящие, соображаются с общими правилами и с заключениями их вносятся, по свойству дел, на дальнейшее разрешение.

§ 274. Получив разрешение, министры сообщают оное сим начальникам для надлежащего исполнения.

§ 275. В сем порядке никакие представления от гражданских губернаторов не входят к министерствам мимо главного начальника губернии.

§ 276. Из сего исключаются: 1) доставление срочных ведомостей о течении дел, движении сумм и проч., 2) доставление разных сведений, кои от департаментов министерских прямо требуемы будут, 3) те случаи, в коих гражданские губернаторы признают данные им от главных начальников предписания противными существующим постановлениям или точным предписаниям министров.

§ 277. Министры имеют во всех случаях право предписывать губернскому начальству непосредственно, сообщая главному начальнику списки с своих предписаний, для надзора его в исполнении.

Глава V

Об ответственности министров

§ 278. В правилах об ответственности министров определяются: 1) предметы ее, 2) порядок, коим она производится, и 3) ее последствия.

I. Предметы ответственности

§ 279. Предметы ответственности министров суть двух родов: 1) когда министр, превысив пределы своей власти, постановит что-либо в отмену существующих законов, уставов или учреждений, или же собственным своим действием и миновав порядок, для сего установленный, предпишет к исполнению такую меру, которая требует нового закона или постановления, 2) когда министр, оставив власть, ему данную, без действия, небрежением своим попустит важное злоупотребление или государственный ущерб.

§ 280. Не считать превышением власти, когда министр особенно на какой-либо случай был верховною властию уполномочен.

§ 281. Не считать также превышением власти, когда министр в чрезвычайных каких-либо случаях примет решительную меру и по принятии ее окажется: 1) что она в видах общей безопасности была необходима, 2) что по настоятельности случая не мог он, не попустив видимой опасности, отлагать сию меру до высшего разрешения.

§ 282. Меры, приемлемые министром к исполнению закона или учреждения существующего, и не отменяющие никаких законов предыдущих, не составляют сами собою закона нового, не превышают власти, данной министру.

§ 283. Не вменяются в ответственность министру последствия законов и учреждений, кои хотя и им были предложены, но быв рассмотрены в порядке, для законодательной части установленном, утверждены высочайшею властию и доставлены к его исполнению.

§ 284. Не вменяются также в ответственность министру и те распорядительные положения, кои по представлениям министра приняты будут Правительствующим сенатом или удостоены высочайшего утверждения, разве бы в обстоятельствах представления сделано было умышленное и важное упущение.

§ 285. Не вменяются сверх того в ответственность те распорядительные меры, кои по особенным высочайшим повелениям, без скрепы (контросигнирования) министра, будут доставлены к его исполнению.

§ 286. Во всех прочих распорядительных и исполнительных мерах, подписанных министром или им скрепленных (контросигнированных) министр ответствует на точном исполнении правил, в § 279 изображенных.

II. Порядок ответственности

§ 287. Ответственность возбуждается: 1) жалобами, непосредственно его императорскому величеству поданными; 2) донесениями местных начальств в тех случаях, когда предписаниями министров будут они понуждаемы к отмене законов существующих или ко введению новых, верховною властию не утвержденных; 3) последствием судов, над подчиненными им лицами производимых, когда они докажут, что неправильность действия, за которое они преданы суду, произошла от точного исполнения министерских предписаний, или что закон, коего исполнение от них взыскивается, не был им предписан; 4) временными обозрениями губерний, а по военной части осмотрами войск от лиц, особенно к тому уполномоченных, когда представят они из дел явные доказательства превышения власти или ее бездействия; 5) наконец рассмотрением ежегодных отчетов.

§ 288. Все сии причины ответственности тогда только приемлются в уважение, когда будут они основаны на ясных доказательствах, и когда предмет их составляет какой-либо важный государственный ущерб или злоупотребление.

§ 289. Все донесения, возбуждающие ответственность министров, поступают прежде всего на высочайшее усмотрение.

§ 290. Тогда только министр подвергается ответственности, когда донесение, на него вошедшее, удостоено будет высочайшего уважения.

§ 291. В сем случае донесение поступает на рассмотрение общего собрания Государственного совета.

§ 292. Государственный совет избирает из членов своих комиссию для произведения следствия и для принятия от министра надлежащих объяснений.

§ 293. Рассмотрев донесение комиссии и дополнив его, если нужно, новыми объяснениями, Государственный совет полагает заключение.

 

Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1988.

 

 

 

 

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.019722 с. Яндекс.Метрика