Страница 4 из 11
Глава V
Порядок производства
дел
Положения
общие
§ 61.
Порядок производства дел во всех министерствах, департаментах и отделениях
учреждается на общих правилах единообразно; изъятия же из сих правил в
некоторых министерствах, по различному свойству их дел, определяется особенными
их учреждениями.
§ 62.
Первоначальная обязанность каждого министерства есть собрать и составить самые
верные сведения о настоящем положении его части о законах, уставах и
учреждениях, к ней относящихся, так, чтоб все предметы, в состав ее входящие,
содержимы были в точной известности.
§ 63.
Собрав сии сведения и тем самым основав статистику каждой части, должно
постепенно усовершать ее посредством срочных ведомостей, табелей и верных
описаний. Сюда принадлежит собрание планов и карт в тех департаментах, в коих
по свойству их дел сведения сии необходимы.
§ 64. Но
в собрании сих сведений должно различать предметы существенные от мелких
подробностей, из коих нельзя произвесть никакого общего о состоянии части
заключения. Так, например: собрание великого числа ведомостей и табелей, коих
ни поверить, ни свести в одно общее заключение невозможно, была бы работа
тщетная, и навлекла бы лицам подчиненным заботливый труд, а департаменту
запутанность и смешение.
§ 65.
Составив таким образом точное сведение о положении своих частей, Министерство
обязано стараться о дополнении его уставов и учреждений.
Примечание.
К составлению уставов комиссия законов, по общему ее плану, сделает особенные
начертания и доставит их в министерства, где будут они соображены, дополнены
местными подробными сведениями и потом представлены в свое время и порядком для
сего установленным в Государственный совет на окончательное усмотрение.
§ 66.
Уставы и учреждения по временам должны быть дополнямы разными постановлениями,
кои по течению дел представятся необходимыми.
§ 67. Чем
точнее и полнее в каждом департаменте собраны будут сведения о положении его
части, чем яснее и совершеннее будут его уставы и учреждения, тем производство
дел будет правильнее, и число их менее.
§ 68.
Постепенное уменьшение числа дел есть самый главный признак благоустроенного
министерства, а умножение их есть знак расстройства и смешения.
§ 69.
Образ производства дел заключает в себе: 1) порядок вступления дел, 2) движение
их, или собственно так называемое производство, 3) отправление дел, 4) ревизию
и 5) отчеты.
Отд. I. -
ВСТУПЛЕНИЕ ДЕЛ
§ 70.
Дела вступают или непосредственно к министру через канцелярию или в
департаменты, министерство составляющие.
I.
Вступление дел по канцелярии министра
§ 71. К
министру вступают:
1.
Высочайшие указы, повеления, постановления и учреждения. 2. Взаимные сношения
министров, генерал-губернаторов и других лиц, равные звания носящих. 3.
Представления от лиц подчиненных по делам особенной важности, требующим скорого
разрешения или нового постановления, так как и повторительные представления,
чинимые в тех случаях, когда места подчиненные на первые их представления в
департамент не получают в свое время разрешения. 4. Отзывы, на предписания
министра последовавшие. 5. Жалобы на департаменты, ему подчиненные. 6. Дела
секретные.
§ 72.
Дела секретные надписываются: «В собственные руки». § 73. По делам, времени не
терпящим, полагается особенная надпись: «Нужное».
§ 74. Все
дела сии вступают в канцелярию министра, где для приема их содержится непрерывно
дежурство.
§ 75.
Дела секретные и нужные немедленно представляются министру.
§ 76.
Прочие раскрываются в присутствии его ежедневно в назначенные часы.
§ 77.
Бумаги секретные оставляются в канцелярии министра, где и чинится по оным
исполнение.
§ 78. Из
всех прочих бумаг министр, по усмотрению своему, может оставить в канцелярии те
только, коих исполнение не терпит времени, или кои по важности своей требуют
особенного его распоряжения.
§ 79.
Канцелярия министра ведет общий журнал всех вступающих в оную дел, и сверх того
каждое отделение канцелярии имеет свои журналы входящих дел. В сии последнии
вносятся одни только те бумаги, кои для производства оставляются в канцелярии
по его усмотрению, и кои не принадлежат ни к одному из департаментов.
§ 80. Журнал
для входящих дел общий и частный разделяется на три части:
В первую
часть вносятся высочайшие именные указы и повеления.
Во вторую
обыкновенные бумаги, получаемые на имя министра.
В третью
бумаги секретные.
§ 81.
Бумаги, по внесении их в журнал, распределяются по департаментам и отделениям
канцелярии, по их принадлежности.
§ 82. Для
связи дел вообще наблюдается, чтоб бумаги сколь можно менее уклонялись от
установленного им пути в департаментах. Канцелярия министра должна более
заниматься правильным размещением дел и исполнением особенных приказаний
министра, нежели производством дел обыкновенных, кои, без нужных в своем месте
справок, редко без запутанности могут быть окончены.
|