ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи об учебниках издательства "Клио Софт" arrow "Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения"
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Список статей
"Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

Миф о "программах-репетиторах"

Еще один феномен, характерный для рынка образовательных электронных изданий и имеющий, как нам кажется, чисто "коммерческие" корни, состоит в том, что создатели обучающих программ очень часто нацеливают свои разработки на заключительный этап учёбы - непосредственную подготовку к экзамену. Очевидно, что программы - "репетиторы", обещающие наверстать упущенное и "сотворить чудо за два-три дня" имеют наилучшие шансы на рынке. Полбеды, если речь идёт об обычном натаскивании, но нередко авторы "чудо-программ" ссылаются на некие сверхновые таинственные методики, не требующие от ученика никаких усилий. Эффективность таких "методик" известна ещё по русским сказкам ("Царствуй лёжа на боку!" и т.д.). Не будем заниматься их конкретным анализом, а просто подчеркнём, что любая попытка использовать за два-три дня до экзамена в качестве основного инструмента обучения даже добротную обучающую программу может быть и не бессмысленна, но наверняка вредна для здоровья ребёнка. Ведь если с книгой и конспектом ученик, готовящийся к экзамену, вполне способен продуктивно заниматься по 8-10 часов в день, то проводить столько времени перед экраном монитора - категорически недопустимо. Санитарные нормы в принципе не позволяют использовать компьютер в качестве основного инструмента при интенсивных занятиях накануне экзамена. На наш взгляд, обучающая программа должна быть инструментом для регулярных, систематических занятий, проводимых небольшими порциями в течение достаточно длительного времени (в идеале - всего учебного года). Только такие занятия с компьютером сейчас допустимы с эргономической точки зрения.

При обычном прохождении двух параграфов курса (уроков) в неделю сильный ученик проводит перед экраном компьютера суммарно менее двух, а слабый, но упорный - порядка трёх-четырех часов. Очевидно, что продолжительность ежедневных занятий может при этом не превышать и двадцати-тридцати минут, что снимает проблему соблюдения самых жёстких (и уже несколько устаревших) санитарных норм. Может возникнуть вопрос: "А что произойдет, когда подобные курсы будут созданы по всем предметам?" Вынуждены успокоить: в ближайшие десять лет такой проблемы не предвидится. Создание комплексных мультимедийных курсов занимает очень много времени и таких разработок ведется крайне мало. Из подобных комплексных курсов по другим предметам, на российском рынке, пожалуй, можно назвать только программу по английскому языку Reward Intern@tive польской фирмы YDP Multimedia, переведённую на русский язык и выпущенную в конце 1999 года фирмой "Новый диск". Мы в настоящее время ведём работу над программой по XIX веку. Даже если наш коллектив сможет выпускать курсы, аналогичные "XX веку", каждые два года (а быстрее физически невозможно), то полная компьютеризация всего школьного курса истории (российской и всемирной) займет не менее 12 лет. Очевидно, что гораздо раньше и сами компьютеры, и санитарные нормы их использования станут совсем иными.

 Полагаем, что на этапе повторения пройденного и непосредственной подготовки к экзамену традиционная форма - чтение печатного текста обычного учебника более предпочтительна, чем работа с компьютером. Другое дело, что ученик, перечитывающий текст, однажды уже воспринятый им через образы в ходе работы с мультимедийной обучающей программой, получает большую пользу, чем тот, который просто повторно читает один и тот же учебник. Тут уместна аналогия с кино и театром. Если после просмотра яркого кинофильма или спектакля перечитать литературное произведение, положенное в его основу, то перед глазами невольно встанут живые герои, "зазвучат" их голоса, музыка и т.д. В данном случае при чтении учебного текста, положенного в основу уже изученного мультимедийного курса, через невольную активизацию различных видов памяти лучше возвращаются подзабытые знания.

Миф об Интернете и преимуществах американской школы

Мы считаем наиболее правильным подходом к созданию обучающих программ "мультимедийную экранизацию" классических лекционных курсов, нацеленных на постепенное приобретение глубоких систематизированных базовых знаний. Полагаем, что в средней школе и на младших курсах вузов должна превалировать "строгая", "классическая" система обучения, и только на надежном фундаменте полученного обязательного минимума знаний акцент можно постепенно переносить на "свободный поиск" и узкую специализацию.

На втором этапе обучения (старшие курсы вузов) ключевым информационным инструментом должен быть, несомненно, Интернет. Всемирная Сеть растёт поистине ураганными темпами (за последний год объем русскоязычной части Сети вырос в 10 раз!) и уже содержит громадное количество ресурсов, посвященных истории (см., например, нашу коллекцию ссылок http://www.history.ru/hist.htm). Однако следует чётко понимать, что информационный шум - неизбежная плата за полный плюрализм Всемирной Сети. В Интернет очень много опусов графоманов, неточной и сознательно фальсифицированной информации, изложения бредовых экстремистских теорий, информации откровенно криминального характера и т.п. Поэтому, прежде чем "бросать" учащегося в информационное поле Интернета, ему необходимо дать глубокие базовые знания и чёткие моральные ориентиры. Это не только вопрос педагогики, это в каком-то смысле вопрос общественной безопасности. В этой связи мы не можем приветствовать чрезмерное увлечение "школьным Интернетом", спровоцированное модой и финансовой поддержкой зарубежных фондов. Если говорить о месте Интернета в школе - то вот он-то как раз должен быть скорее для учителей, чем для учеников (сейчас часто наоборот). С одной стороны, материалов к уроку в Сети можно найти гораздо больше, чем во всех "мультимедийных энциклопедиях", вместе взятых, а с другой - к отбору этих материалов следует подходить очень осторожно и профессионально, чтобы не оказаться жертвой фальсификации.

Нам иногда приходится сталкиваться с тем, что наш подход называют "традиционно-российским", чуть ли не "совковым", его противопоставляют "современным западным" тенденциям, в которых главной ценностью признается свобода выбора ученика и принцип - "сначала творчество, свободный поиск, и только потом - учёба". Описанные тенденции предельной либерализации образования на Западе, сверхранней специализации и т.п., действительно, встречаются. Но не везде, а, главным образом, в США. Полагаем, что именно поэтому американская средняя школа, при ее высочайшей информатизации и прочих чудесах расточительности, заметно хуже даже нынешней, полуголодной российской. Американская наука, как известно, испокон века делается усилиями эмигрантов первого поколения, получивших "строгое", "неамериканское" среднее образование. Требования к знаниям учеников старших классов российской средней школы далеко выходят за рамки американских. Конкретный пример: когда коллеги из фирмы "Физикон" собрались перевести свою школьную обучающую программу по физике на английский язык, выяснилось, что в США она годится только для... университетов. Аналогичная ситуация имеет место и со многими другими предметами. К американскому школьному опыту в этой связи надо относится сугубо творчески, иначе может получиться даже хуже, чем с кукурузой...

Наш мультимедийный курс, действительно, реализует традиционную для российской системы образования "строгую" методику обучения. Его принципиально нельзя "прочесть по диагонали", всегда чётко видно, что данный ученик учил, на какую оценку выучил. Издание основано на принятой в РФ программе курса истории России, является не вспомогательным, а основным инструментом обучения, содержащим полное и систематическое изложение всего обязательного материала по курсу Отечественной истории ХХ века. Именно поэтому ему был присвоен официальный гриф "учебника". Это первое и пока единственное электронное издание (по всем предметам), включённое в федеральный перечень учебников РФ. Собственно, данное издание включает в себя не только учебник, это скорее программно-методический комплекс, выполняющий функции и учебника, и рабочей тетради, и атласа, и хрестоматии, и справочника, и сборника тестов, и учебного видеофильма, и фонотеки.

Еще до издания курс прошел всю положенную школьным учебникам длительную процедуру рецензирования и тестирования специалистами. В итоге он был одобрен и федеральным экспертным советом, и комитетом по науке и образованию Государственной думы РФ, и московским бюро ЮНЕСКО. Мультимедийный учебник рекомендован к изданию Министерством общего и профессионального образования РФ.

Курс рассчитан на систематические занятия порциями, соответствующими обычной поурочной разбивке. В этой связи очень важна четкая и дробная система учета усвоенного материала и полученных на каждом этапе оценок знаний. Даже после длительного перерыва в занятиях с программой ученик должен сразу вспомнить, на чем он остановился, какой материал желательно повторить. Блок статистики представляется обязательным компонентом обучающей программы. К сожалению, в мультимедийных курсах, создаваемых на основе универсальных программных оболочек, такой блок часто вообще отсутствует. В некоторых универсальных оболочках просто не предусмотрена возможность его реализации. Это резко снижает практическую полезность обучающих программ.

Наш мультимедийный курс создан "с нуля" на основе специально разработанной программной оболочки. В ней нет никаких лишних компонентов, и поэтому она компактна и нетребовательна к ресурсам компьютера. Вместе с тем, в ней предусмотрены все функции, необходимые для реализации разработанной методики (и при необходимости добавляются новые). Программа создавалась не путём навязывания историкам-методистам каких-то готовых и "модных на этой неделе" технических решений, а путём реализации тех решений, которые были предложены самими историками-методистами и были для них естественны и понятны. Программа разработана с учетом специфических требований учащихся гуманитарного склада, обычно относящихся к компьютеру с некоторой опаской - она предельно проста в управлении. Любой человек, способный научиться двигать курсор по экрану с помощью "мыши", осваивает ее за пять-десять минут.

Предельно прост и учет оценок: когда изучены все параграфы (уроки) раздела, средний балл выносится в журнал. Ученики и преподаватель (или родители) сразу видят результат работы. Учителя уже оценили и взяли на вооружение эту возможность: "Учебник используется не только для углубления и систематизации знаний, но и для накопления оценок в процессе контроля за полученными знаниями. Оценки, выставляемые во время работы с учебником, учитываются как текущие или зачетные по теме" [6].

Материал курса разбит на три уровня сложности, рассчитанные:

1) на 9-й класс;

2) на 10-11-й классы;

3)  на абитуриентов и студентов неисторических факультетов вузов.

Это позволяет достаточно гибко адаптировать курс и к индивидуальным возможностям учащихся и требованиям конкретного учебного заведения. Например, в Финансовой Академии при правительстве России в 1998/99 учебном году через занятия с программой прошли 120 первокурсников. Как и многие другие гуманитарии старшего поколения, преподаватели кафедры истории Академии настороженно относятся к использованию компьютерных технологий и склонны обходить компьютерный класс стороной. Тем более приятно, что они достаточно быстро обнаружили пользу от работы студентов с данным курсом. В результате то, что начиналось как эксперимент, достаточно быстро превратилось в штатный элемент учебного процесса и вскоре была обеспечена такая загрузка компьютерного класса, что естественным образом встал вопрос о необходимости перехода на сетевую версию программы.



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.011670 с. Яндекс.Метрика