ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи об учебниках издательства "Клио Софт" arrow "Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения"
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Список статей
"Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

Миф о "мультимедийных энциклопедиях"

Мы убеждены, что образовательный программный продукт должен быть не мёртвым складом информации, он обязательно должен реализовывать внятную методику обучения. На основе справочного по своей структуре издания реализовать какую-либо методику, то есть алгоритм обучения невозможно. Нам, во всяком случае, успешный опыт такого рода не известен.

Мы уже писали [3] о том, что преподаватели, если им дать возможность лично и обстоятельно разобраться с имеющимися на рынке электронными изданиями, не находят в "мультимедийных энциклопедиях" большой пользы для обучения, которую иногда обещают издатели данных продуктов (подробнее - см. таблицу, опубликованную в Интернет http://www.history.ru/anketa.htm). Дело не только в том, что энциклопедии "по определению" - справочные издания, не предназначенные для систематического изучения. Подавляющее большинство продуктов, носящих гордое название "мультимедийная энциклопедия" с большой натяжкой можно назвать мультимедийными, и ещё труднее признать их энциклопедиями (без кавычек). "Мультимедийные энциклопедии" обычно содержат очень мало мультимедийных иллюстраций (звука и видео), и эти иллюстрации не играют в них значимой роли. Что касается основной "начинки" - текстовых статей и обычных иллюстраций, то и она в электронных справочных изданиях очень часто далека до "систематизированного свода знаний". Лишь порядка десяти продуктов на компакт-дисках вполне заслуживают названия "энциклопедия" (наиболее известны и авторитетны англоязычные "Британика" и "Энкарта", а также отечественная "Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия"). За последний год все перечисленные универсальные электронные энциклопедии были помещены в Интернет для всеобщего бесплатного доступа (см., например, http://www.km.ru). Характерно, что при этом издатели без всякого сожаления отказались от публикации в Интернет мультимедийных компонентов - видеофрагментов и звуковых файлов. И дело вовсе не в технических проблемах (они в данном случае вполне разрешимы). Просто серьезные издатели электронных энциклопедий сами признают, что мультимедийные компоненты в их продуктах - это только "фантик", дань моде. Главное содержание и обычных, и электронных энциклопедий - текст с иллюстрациями. Тенденция "растворения" серьёзных электронных энциклопедий в Интернет представляется совершенно объективной и правильной. Всемирная Сеть, собственно, сама является не чем иным, как единой гигантской энциклопедией, постоянно развивающейся благодаря ежедневным усилиям миллионов людей, универсальным справочником, в котором (при должной сноровке) можно очень быстро найти ответ на любой вопрос (а чаще - множество ответов).

Но вернёмся к тезису о малой полезности специализированных "мультимедийных энциклопедий" для учебного процесса. Обосновать его не трудно. Возьмем школьный курс истории России, он состоит примерно из 350 часов. Возьмем типичную "мультимедийную энциклопедию" по истории России. Она обычно претендует на охват сразу всей отечественной истории и при этом содержит порядка одной или двух тысяч иллюстраций. Даже если предположить, что все эти иллюстрации имеет смысл показывать на занятиях или просматривать при подготовке к уроку, то получается, что на один урок в среднем приходится от 3 до 6 иллюстраций. На самом деле "мультимедийные энциклопедии" обычно содержат достаточно случайный набор информации и со школьной программой пересекаются мало, так что приведённая оценка сильно (как минимум, вдвое) завышена. Есть ли смысл ради просмотра двух-трех иллюстраций включать компьютер? Конечно, нет! А уж бороться за оснащение новым компьютером и дорогим проектором кабинета истории и вовсе глупо. Гораздо большее количество иллюстративного материала к уроку и преподаватель, и ученик имеют и без всяких "мультимедийных энциклопедий". Даже школьные учебники при всей их полиграфической убогости сейчас иллюстрированы лучше. Например, учебник истории России для 8-х классов Л.М. Ляшенко (М.: "Дрофа", 1998) содержит 400 иллюстраций, т.е. по 10 на урок. Из этих элементарных арифметических выкладок видно, что на роль "кладези иллюстраций" современные специализированные "мультимедийные энциклопедии" не годятся.

Что касается мультимедийного курса истории России XX века, то в нём на каждый урок (параграф) приходится в среднем более 100 специально подобранных в архивах, библиотеках или заново созданных художниками иллюстраций.

Мультимедийный курс содержит не только мультимедийные лекции и тесты, но и обширный справочный аппарат. Справочные ("энциклопедические") возможности доступны не только из лекций, но и вынесены на главное окно программы, чтобы пользователь мог получить к ним доступ максимально быстро, сразу после загрузки программы. Это иногда сбивает с толку - мультимедийный курс принимают за еще одну электронную "энциклопедию". Однако, даже превосходя по объему специализированные "мультимедийные энциклопедии", наш справочный блок - инструмент вспомогательный. Фактически он является набором заранее заготовленных ответов на вопросы, которые могут возникнуть у учащегося в ходе прослушивания мультимедийных лекций. Например, блок персоналий содержит портреты и биографии всех упомянутых в курсе политиков и деятелей науки и культуры; словарь - все использованные в лекциях термины и т.д. Полнотекстовая поисковая система предназначена для поиска ответов на "нестандартные" вопросы учащихся, а также для подбора материалов при написании настоящих, а не "вторичных" рефератов.



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.016757 с. Яндекс.Метрика