Страница 3 из 6
Миф
о "программах для учителей"
Иногда
приходится слышать тезис о том, что электронные учебные издания надо создавать
не для учеников, а для... учителей. Это утверждение представляется ошибочным.
Прежде всего,
в конкретных российских условиях преподаватели компьютеризированы во много раз
хуже, чем их ученики, и уже поэтому создавать для них программы просто
несвоевременно. В Москве есть школы, в которых все ученики старших классов
уже имеют дома компьютеры, а учителя - увы...
Кроме того, у
подавляющего числа учителей нет ни времени, ни желания, ни необходимой
специфической "компьютерной" квалификации, для того, чтобы возиться с
некими полуфабрикатами обучающих программ. Мы полагаем, что надо создавать не
полуфабрикаты, а готовые к использованию универсальные электронные издания, в
равной мере полезные и ученикам, и учителям.
Есть основания полагать, что разговоры про
"программу для учителя" вызваны вовсе не заботой об учителях, а тем,
что некоторым разработчикам не удалось создать продукт, действительно полезный
ученикам. Осознав этот печальный факт, они задним числом пытаются найти хоть
какое-то применение готовому электронному изданию.
Более того,
некоторые издатели "электронных энциклопедий" с завидным задором,
генезис которого описан в басне Эзопа о лисе и винограде, пытаются доказать
ненужность обучающих программ вообще, а нашей - в особенности. Например, в [10,
стр. 132] утверждается: “...не надо стремиться “заменить” преподавателя,
необходимо снабдить его “подручным” материалом, который он смог бы в самых
разных качествах (как иллюстрацию своего объяснения, как дополнительный
материал, как справочное пособие, как тест и т.д.) использовать на СВОЕМ, им
самим выстроенном и отрежиссированном уроке”. Нетрудно догадаться, что в
качестве этого "подручного" материала предлагается очередная
"мультимедийная энциклопедия". Каким способом можно
"отрежиссировать урок" на базе трёх с половиной иллюстраций (см.
выше) при этом скромно умалчивается... Но дело не только в количестве
иллюстраций. Дело в сути подхода.
Нам
представляется, что компьютер как раз и был создан для того, чтобы во многом
облегчить труд человека, а при необходимости и заменить своего создателя, если
речь идет об освобождении последнего от нетворческой работы. Никто не говорит о
тотальной замене школьного учителя компьютером. Это и невозможно и ненужно.
Учителям, безотносительно их возраста и “компьютерной” подготовки не следует
опасаться новых “конкурентов”. Наоборот,
обучающая программа способна стать очень эффективным помощником,
автоматизирующим наиболее трудоемкие и рутинные элементы учительского труда. По
части вдалбливания в головы учеников необходимого по программе минимума знаний
и сплошного контроля результатов этого процесса с добротной обучающей
программой трудно тягаться. Обучающие программы призваны разгрузить учителя и
помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе –
отвечать на “каверзные” вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться
“расшевелить”, “подтянуть” самых слабых и пассивных. Параллельно работающий
“автоматизированный обучающий конвейер” - это лишь еще один педагогический
инструмент.
Кроме того,
никто не ставит вопрос таким образом, чтобы все уроки переносились в компьютерный
класс и чтобы все изложение учебного материала перепоручалось
компьютеру. Преподаватель “на СВОЕМ, им самим выстроенном и отрежиссированном
уроке” может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Это сделает
урок менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как
следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс. Например, часть
урока преподаватель, “с помощью подручного материала”, может объяснить сам,
другую часть - перепоручить своему “электронному помощнику”, затем - устроить
викторину и т.д. О конкретном положительном опыте такого рода мы уже писали
[3]. В [6] описан опыт муниципальной гимназии №10 Новосибирска, где также
чередуют различные формы применения компьютерного учебника: и коллективную (с использованием
проектора), и индивидуальную, и даже "некомпьютерную": распечатывают схемы и используют их в качестве
раздаточных материалов на обычном уроке. А бывают обстоятельства, когда
обучающей программе приходится и заменять преподавателя: в случае его болезни
или отсутствия (в малокомплектных школах - сельских, интернатах для
детей-инвалидов, русских школах в странах СНГ и др.).
Как известно,
уровень компьютеризации российских школ крайне низок. Большая часть компьютеров
покупаются вовсе не для школ, и даже не для офисов, а для дома (в 1998 году
около 63% компьютеров было установлено дома и только 37% - на работе). По
данным исследований фирмы Gallup Media, в сентябре-октябре 1998 года уже 22.5%
московских семей имели домашний компьютер (в среднем по России этот процент
намного ниже). Другое дело, что недоступность хороших обучающих программ и, как
следствие, отсутствие привычки их использовать, приводит к тому, что домашний
компьютер, даже первоначально купленный в образовательных целях, на практике
часто превращается в "игровой центр", в "дублера" офисного
или используется как "окно в Интернет". Доля применения домашних
компьютеров для изучения школьных предметов, по данным опросов, пока ничтожна.
Тем не менее, при всей важности применения обучающих программ в школе, на
данном этапе мы считаем главной именно домашнюю форму работы с ними.
|