ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи об учебниках издательства "Клио Софт" arrow "Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения"
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Список статей
"Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
 

Новые возможности мультимедийного курса истории России

Мультимедийный курс устроен так, что вносимые в него усовершенствования (и содержательные, и программно-методические) могут быть присоединены к исходной версии без замены однажды приобретенного комплекта из 4-х компакт-дисков. Пользователи, не имеющие доступа к Интернет, могут просто записать обновление на дискеты. Справки по телефону: +7(095) 243-19-89. Но наиболее удобным и современным способом распространения бесплатных обновлений является, конечно, Интернет. Процедура обновления курса состоит в загрузке по Сети и однократном запуске самораспаковывающихся архивов с новыми файлами. В результате совершенно "прозрачным" для пользователя образом старая версия курса превращается в новую, более совершенную. Обновления выкладываются на сайт http://www.history.ru ежемесячно:

-        курс дополняется новыми материалами (документами, персоналиями, иллюстрациями), постоянно расширяется хронологическая таблица и т.д.;

-        программа совершенствуется в методическом плане, наращивается ее интерактивность и эффективность системы оценки знаний.

В первоначальной версии учебника лекции представляли собой как бы монолог преподавателя, который ученик имеет возможность в любую секунду прервать с целью получения той или иной дополнительной информации по изучаемому сюжету (познакомиться с биографией политического деятеля, определением термина, текстовым или звуковым документом, диаграммой и т.д.). О наличии дополнительной информации в соответствующем месте лекции сигнализируют "бегущие строки"-подсказки. Опыт показал, что при прослушивании лекций нерадивые ученики склонны игнорировать "бегущие строки" и нередко отвлекаются. Конечно, к концу изучения параграфа пробелы в знаниях выявляются, после тестирования программа ставит ученику заслуженную им оценку и снимает "галочки" с плохо усвоенных подпараграфов. Но время упущено. Если ученик хочет исправить оценку, он должен прослушать часть мультимедийных лекций ещё раз. Для реализации более оперативной обратной связи, моделирующей методические приёмы опытного преподавателя при объяснении учебного материала, в лекции встроены специальные контрольные вопросы, которые:

-        побуждают к внимательному и вдумчивому настрою при прослушивании основного учебного материала (в этом случае ответ на вопрос может содержаться в только что прослушанном фрагменте лекции, в подписи к только что показанной фотографии и т.п.);

-        побуждают к добросовестному изучению рекомендованного дополнительного материала (в этом случае ответ на вопрос может содержаться, например, в документе, о котором сигнализировала "бегущая строка", а также в определении термина, в биографии и т.п.);

-        играют роль небольшой паузы для отдыха, "структурирующей" лекцию (в этом случае преамбула к несложному так называемому контролирующе-обучающему тесту может содержать любопытную дополнительную информацию).

При неверном ответе на внутрилекционный тест ученик вынужден заново прослушать фрагмент лекции, содержащий ответ. Затем вопрос (или его вариант) задаётся повторно.

Значительное увеличение количества вопросов в итоговом тестировании (с 600 до 1200) позволяет обновлённой версии программы предлагать ученику при каждой попытке тестирования разный набор вопросов, что повышает достоверность оценки знаний. Теперь, даже если учащиеся занимаются с программой по очереди (например, в медиатеке) и могут "обмениваться опытом", то это не позволит им обманывать преподавателя и получать более высокий балл, чем они реально заслуживают. (Подобные случаи "обмена опытом" были, например, замечены преподавателями Финансовой Академии).

В обновление включен и целый ряд других усовершенствований, делающих курс более удобным в работе. Например, исходная версия программы умела показывать видеофрагменты только в "окне" (четверть экрана монитора). Для некоторых школьных учителей это оказалось не совсем удобным, поскольку они приспособили для групповой работы с программой на уроке вместо дорогого LCD проектора обычный телевизор, а его экран невелик. По просьбам этих учителей была реализована возможность растягивания видео на полный экран.

Пользователи вносят свой вклад в совершенствование курса, контактируя с нами по электронной почте, на выставках и конференциях. В ходе этих контактов мы узнаём и о конкретных примерах успешного применения программы, как в домашних условиях, так и в учебных заведениях (см., например, [3,6,7]).

Случаются и курьёзные случаи. Например, ученик 9-го класса Пермской физико-математической школы №9 Василий Русаков почти забросил "непрофильную" для его школы историю. По отзыву отца Василия, и с учительницей по данному предмету ему "не повезло". Обеспокоенные однобоким образованием сына родители сочли необходимым подарить ему компьютерный учебник истории. Результат оказался забавным: Василий, вовсе не став в результате занятий с обучающей программой любителем и знатоком отечественной истории, тем не менее, легко и как бы между прочим (не готовясь) выиграл городскую олимпиаду 1999 года по данному предмету. При этом он опередил всех отборных кружковцев, гимназистов и лицеистов-гуманитариев. Данный случай, и другие, аналогичные ему отзывы вселяют в нас уверенность, что мы на правильном пути. Работа продолжается, следите за новостями и обновлениями к курсу на http://www.history.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Антонова Т.C., Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник "История России. XX век". "Преподавание истории в школе" №4, 1998.

2.      Антонова Т.C., Харитонов А.Л. Мультимедийный или гипертекстовый учебник? (на примере компьютерного учебника "История России: XX век"). Материалы VIII Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Москва, 3-6 ноября 1998 г.

3.      Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Первый компьютерный учебник по истории. Отработка методики и опыт применения в школах. "Преподавание истории в школе" №6, 1999

4.      Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Концепция мультимедийного учебника истории.//Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ. Сб. ст. под ред. В.Н. Сидорцова, Е.Н. Балыкиной. - Мн.: БГУ, 1999. (Педагогические аспекты исторической информатики; вып. 1)

5.      Харитонов А.Л., Антонова Т.С. Сетевая версия мультимедийного учебника "История России: XX век". Материалы X Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". 30 июня - 3 июля 1999 г., Троицк.

6.      Гребнева М.И. Актуализация исторических знаний путём использования новых информационных технологий. Материалы IX Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Москва, 9-12 ноября 1999.

7.      Соловей Л.И. Компьютер на уроке истории в старших классах. Материалы IX Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Москва, 9-12 ноября 1999.

8.      Соколов Н. Энциклопедия истории России 862-1917.// Домашний компьютер, 1999, № 2.

9.      Соколов Н. История на компьютере.// Домашний компьютер, 1999, № 4.

10.  Юмашева Ю.Ю. К вопросу о применении мультимедиа-продуктов в преподавании. //Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ. Сб. ст. под ред. В.Н. Сидорцова, Е.Н. Балыкиной. - Мн.: БГУ, 1999. (Педагогические аспекты исторической информатики; вып. 1).

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.025039 с. Яндекс.Метрика