ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи об учебниках издательства "Клио Софт" arrow "Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения"
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Список статей
"Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

Т.C. Антонова, А.Л. Харитонов

"Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения"

"Преподавание истории в школе", #3, 2000.

 

 

Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ РОССИИ XX ВЕКА

Новые возможности курса и старая басня о зелёном винограде

 

Компьютерный курс "История России: XX век" состоит из 4 компакт-дисков и брошюры. Он содержит 278 мультимедийных лекций (более 24 академических часов дикторского текста, более 6000 иллюстраций, более двух часов озвученной кинохроники). Изучение каждого из 54 параграфов заканчивается тестированием и выставлением оценок (более 1200 тестов, кроссвордов и т.п.). Курс снабжен обширным справочным материалом: более 700 персоналий; подробная хронология; терминологический словарь; более 30 анимированных карт; более 700 документов; более 70 звуковых документов. Имеется полнотекстовая поисковая система. Курс широко и успешно применяется в учебном процессе [3,6,7], причём его используют и в сельских школах Сибири, и на отделении славистики Кембриджа.

Мы уже рассказывали о сути своего подхода и опыте применения данного мультимедийного курса в серии статей (см. [1,3]). Тем не менее, видим необходимость продолжить упомянутые публикации, дополнив их новой информацией и более обстоятельной полемикой со сторонниками иных методических подходов.

 

Цели информатизации преподавания истории

Мы видим своей целью создание комплексных обучающих программ по истории, реализующих замкнутый алгоритм обучения (процесс изучения учебного материала -> контроль усвоения пройденного -> выявление плохо усвоенного материала и побуждение к его повторению). При этом полагаем, что настало время отказаться от традиционного восприятия компьютера, как инструмента для обработки информации с факультативными мультимедийными возможностями. В обучающих программах мультимедийные возможности могут и должны играть не меньшую роль, чем в современных компьютерных играх. Центральным элементом нашего курса являются мультимедийные лекции, при построении которых мы постарались гармонично соединить свой прошлый педагогический, кинематографический и программистский опыт. Современные компьютеры позволяют задействовать для достижения методических целей очень многие технические и художественные приёмы, десятилетиями отрабатывавшиеся в кинематографе. Убеждены, что в обучающих программах презентационно-художественные ("кинематографические") технологии должны играть не меньшую роль, чем традиционные, связанные с хранением и обработкой информации. Эстетическое и эмоциональное воздействие на учащегося представляется не менее важным, чем воздействие чисто информационное. И дело не только в достижении воспитательных целей. Убеждены, что комбинированный, мультимедийный подход, основанный на восприятии учащимся не просто информации, а информации в форме образов, обеспечивает получение более глубоких и "долгоживущих" знаний. Этот путь, безусловно, очень трудоёмок, но мы уверены в его правильности. В 1998 и 1999 годах курс истории России XX века дважды признан (по результатам опросов 1000 и 1500 специалистов на международных конференциях-выставках "Информационные Технологии в Образовании") "лучшей учебной программой по гуманитарным дисциплинам". Это позволяет надеяться на то, что у нас уже немало единомышленников.

Однако продолжают появляться публикации, авторы которых настаивают на правильности иного подхода к применению компьютеров в учебном процессе. Они отрицают возможность и целесообразность приобретения систематических знаний с помощью обучающих программ, другими словами, являются противниками создания компьютерных учебников. Эти авторы убеждены, что компьютерные технологии должны лишь помогать получать быстрый доступ к необходимой информации. Например, в [9] звучит такой тезис: лучший учебник - “энциклопедия, когда у тебя в руках большой объем информации, которую можно отсортировать, обобщить, собрать по совокупности нужных только тебе признаков”. Анализируя в другой статье [8] одну из мультимедийных энциклопедий по истории, тот же автор так трактует ее полезность с точки зрения реализованных "образовательных" возможностей: “Особенно полезна она будет школьникам при подготовке рефератов и шпаргалок. Все тексты и изображения легко копируются через буфер обмена в любой текстовый или графический редактор. А дальше их можно редактировать, сокращать, форматировать... В общем, занятие не без пользы. Да и родителям, к коим я себя с полным основанием отношу, большое облегчение”. Здесь, похоже, отождествляется использование информационных технологий для учёбы с их применением для обмана преподавателей. К сожалению, данная путаница - не недоразумение, а достаточно типичная позиция. Очень многие люди убеждены, что учёба - это получение положительных оценок минимальными усилиями и любым способом.

Мы же, напротив, считаем своим первейшим долгом защиту преподавателей от негативных последствий компьютеризации. Работая с нашим мультимедийным курсом, ученик имеет возможность копировать в буфер обмена только планы-конспекты, то есть те тексты, которые он сам же и написал. Остальную текстовую информацию можно только просмотреть на экране монитора или вывести на печать. Это исключает возможность использования нашей программы для "быстрого изготовления" рефератов и других форм "компьютеризированной имитации учебы". Разумеется, иллюстрации копировать в буфер обмена можно.

Для того чтобы преподавателям истории, имеющим доступ к Интернет, было легче отличить оригинальные рефераты от плагиата, выловленного в Сети, мы ведём коллекцию ссылок на разделы "История" всех наиболее популярных российских "коллекций готовых рефератов" (см. http://www.history.ru/ref.htm). Осознаём, что число российских преподавателей истории, имеющих доступ к Интернет, очень невелико, но надеемся, что даже принципиальная возможность быть пойманным за руку остановит некоторых юных компьютеризированных плагиаторов. Реальные масштабы "рефератного движения" в Интернете таковы, что мы бы посоветовали преподавателям в обязательном порядке обращаться перед проверкой рефератов за помощью к коллегам, имеющим доступ к Сети.

За рубежом эта проблема стоит не менее остро. В Калифорнийском университете (Беркли) даже разработали специальную программу, которая автоматически выявляет, написан ли предложенный ей текст заново, или полностью или частично скопирован с текстов, имеющихся в Интернет. Данная программа предназначена для облегчения труда преподавателей, оппонентов диссертаций, редакторов журналов и т.п. К сожалению, она работает только с текстами на английском языке и не является бесплатной.



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.019138 с. Яндекс.Метрика