ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по проблемам информатизации образования arrow Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории
Список статей
Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
 

 

Поисковые возможности Интернета

Всякий, кто хоть раз пробовал войти в Интернет, думаю, быстро убеждался, что без помощи поисковых систем ему не обойтись. Имеющийся на компьютере проводник — программа, позволяющая пользоваться сетью Интернет (например, Internet Explorer), имеет встроенные средства поиска.
Значительно бульшие возможности предоставляют поисковые системы и метапоисковые системы.
Поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет, каталогизируют текстовую информацию, автоматически проводят ее индексирование. На ряде серверов и сайтов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. В конце 1999 г. ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией, были наиболее полно представлены на сервере фирмы «Клио-софт» (http://history.ru/hist/htm), на сайте Государственной публичной исторической библиотеки и на специальном справочном сайте (http://www.chat.ru/`vvvhistory/index.htm).
Значительный объем web-ресурсов по истории и археологии приведен на сайте Кемеровского университета (http://www.kemsu.ru/org/sapar/index.html). Электронный «Русский журнал» (http://www.russ.ru/edu/) имеет раздел «Образование», где приводятся сведения о конференциях по истории, о новых учебниках и пособиях.
Сайт «Москва школьная» (http://www.mschools.ru/) будет полезен учителям и учащимся тем, что там можно найти новости, более 50 web-адресов московских школ, перечни проектов учебного и познавательного назначения, в которых учащиеся и педагоги могут принять участие. На сайтах школ размещаются учебные программы, опросники, анкеты, конкретные методики.
Мощным бесплатным поисковым сервером общего назначения является Altavista (http://altavista.digital.com). Созданный в 1995 г., он содержит более 15 млрд. слов с 30 млн. web-страниц, которые размещены на 276 тыс. серверов.
Метапоисковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться сразу к нескольким средствам поиска и получить список web-документов сразу из нескольких источников. Учитель может воспользоваться услугами метапоисковых систем, работающих бесплатно: MetaCrawler (metacrawler.cs.washington.edu:8080/index.html); SavvySearch (www.cs.colostate.edu/~dreiling/smartform.html); The Cosmix Mother Load Metasearch (www.cosmix.com/motherload).

 

 

 Использование образовательной информации Интернета на уроках и во внеурочное время

Как уже говорилось, в Интернете уже сегодня размещен значительный объем информации, которая в той или иной степени носит образовательный характер и может использоваться на уроках и во внеурочное время. Принципы организации и функционирования сети Интернет не препятствуют, к сожалению, появлению в ней и информации, научная ценность которой сомнительна, а педагогическая целесообразность использования отсутствует вовсе.
Учитель должен помнить, что не вся информация, представленная в Интернете, достоверна. Многое зависит от того, кто является владельцем сервера или сайта, размещенного на нем: государственная организация, коммерческая компания или частное лицо.
В современных условиях не представляется возможным даже ставить вопрос о педагогической экспертизе появляющихся в сети материалов. Поэтому решающая роль остается за педагогом. Его квалификация, заинтересованность в учебном предмете, умение использовать нетрадиционные педагогические технологии создают основу для педагогически целесообразного и методически выверенного включения материалов Интернета в школьное образование.
Сегодня отбор размещаемых в сети материалов находится в руках заинтересованных людей, выстраивающих информацию в зависимости от своего видения вопроса. К сожалению, не всегда создатели сайтов учитывают тот факт, что к их текстам могут обратиться учащиеся.
Материалы, размещаемые в Интернете, не охватывают, разумеется, всех разделов и тем школьного курса истории. Фрагментарность видна и в том, что, например, вопросы экономической истории России пока в Интернете практически не освещены. Крайне сложно обнаружить интересные материалы по истории отечества советского периода. Плохо представлены в Интернете и обучающие дистанционные курсы по истории. Исключение составляет лишь перенесенный в Интернет CD-ROM учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для IX класса. Таким образом, в стадии становления находится как информационная база, так и методика ее использования в учебных целях.
Каким же образом разнообразная информация, иллюстрации, поисковые системы могут быть использованы педагогами-историками?
Как уже упоминалось, львиную долю наиболее востребованной информации сегодня составляют коллекции рефератов и им подобных работ. Учащиеся, пользуясь готовой шпаргалкой, копируют рефераты, поверхностно видоизменяют их и представляют уже как свою работу. Надо сказать, что учителя многих школ, особенно в крупных городах, уже обратили внимание на этот факт.
Требование, чтобы работы учеников представлялись написанными от руки, — защита примитивная. Конечно, учителю полезно знать названия и адреса серверов, где размещены эти коллекции, чтобы суметь оценить степень самостоятельности работы своих учащихся, но выявить факты заимствования из Интернета очень сложно. Гораздо интереснее дать ребятам задание: проанализировать и оценить группу готовых рефератов.
Еще более интересной представляется постановка таких заданий, которые требуют анализа, осмысления текста, будь это книга или какой-либо материал из Интернета, — это снижает вероятность обнаружения готового реферата именно такого содержания. При подобном подходе обращение к коллекции рефератов и работа с нею будут способствовать как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории или обществознанию.
Обширная информация, представленная в Интернете, может быть использована учителями в ходе подготовки лекций или текстов для изучения нового материала на уроке. Текстовые файлы с лекциями выдающихся историков можно скопировать на свой компьютер, распечатать и использовать фрагменты из них. Таким же образом можно подготовить и раздаточные материалы для учащихся (фрагменты из текстов исторических работ с вопросами и заданиями к ним, которые должен составить сам учитель).
Иллюстративный материал также может быть скопирован на компьютер и распечатан на принтере. Используя специальную проекционную аппаратуру, иллюстрации, получаемые по сети Интернет, можно демонстрировать на большом экране в классе.
Большим потенциалом в реализации принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети, как организация виртуальных экскурсий, что весьма важно в сегодняшней ситуации, когда далеко не все школы могут позволить себе оплатить реальные поездки учеников.
Выше были названы сайты музеев, некоторых городов России и стран СНГ, которые позволяют учителю непосредственно на уроке (при наличии компьютерного класса) или во внеурочное время провести такие виртуальные экскурсии. Некоторые сайты предлагают экскурсии уже в готовом виде (например, сайт «Кижи»); ими остается только воспользоваться. В других случаях учитель после знакомства с материалами сайта сам составляет план экскурсии.
Материалы из Интернета создают хорошую основу для организации внеклассной работы, связанной с участием в различного рода телекоммуникационных проектах по истории. Некоторые из этих проектов уже упоминались (проект Исторической библиотеки, проекты «Москвы школьной»).
В Интернете имеется сайт «Всероссийское генеалогическое древо» (http://www.people.adicom.ru/), представляющий собой постоянно растущую базу данных, авторами которой выступают гости сайта. Раздел «Впишите себя» позволяет принять участие в составлении собственного генеалогического древа, получить консультации специалистов.
Официальный сайт школьного образования (http://www.school.edu.ru/) содержит информацию о текущих учебных проектах, олимпиадах и конкурсах.
По мере развития Центра дистанционного обучения Российской академии образования (http://ioso.iip.net) количество и качество проектов будет, надо надеяться, расти.
Уже сейчас, пользуясь материалами Интернета, педагоги могут организовать исследовательские и творческие проекты, способные усилить мотивацию изучения истории. Так, с помощью сайтов, посвященных Отечественной войне 1812 г., восстанию декабристов, Великой Французской революции, преподаватели могут организовать проекты для учащихся (см.: Дистанционное обучение / Под ред. Е.С.Полат. — М., 1998; о некоторых проектах в области краеведения см.: Ястребцева Е., Быховский Я. Моя провинция — центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. М., 1999. С. 59—60).
При изучении темы «Восстание декабристов» (VIII и XI классы) учитель может дать опережающее задание: «Почему план декабристов, составленный вечером накануне выступления, не был реализован?» Поручив учащимся воспользоваться материалами алфавитного указателя, размещенного на упоминавшемся сайте «Музей декабристов», учитель с ребятами сумеют проследить, чем конкретно занимался каждый из лидеров Северного общества в день 14 декабря 1825 г.
Дискуссия о возможных вариантах развития страны может быть организована либо на специально выделенном для этой цели уроке, либо в ходе заседания научного общества учащихся, на школьной исторической конференции и т.д.
Можно организовать предметный вечер, посвященный судьбам декабристов, их жен. Материал, в том числе иллюстративный, для этого на сайте есть. Выступления учащихся помогут глубже понять одно из выдающихся событий отечественной истории. Это, впрочем, лишь пунктиром намеченный вариант использования сайта.
При изучении курса истории второй мировой войны в IX классе (или во втором концентре) целесообразно поручить одному-двум учащимся, пользуясь интернетовской энциклопедией мировой авиации, подобрать материал о самолетах и вертолетах советской армии; еще одному-двум школьникам — материал о летной технике противника. В ходе дискуссии можно использовать материал о нереализованных проектах стран — участниц второй мировой войны.
Материалы Интернета могут быть использованы и для организации самостоятельной работы учащихся. При изучении соответствующих разделов, тем учителя могут рекомендовать учащимся обратиться к материалам тех или иных сайтов — для того, чтобы подобрать дополнительные сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение.
Так, учащиеся VI класса, имеющие навыки работы с компьютером, могут самостоятельно (по заданию учителя) провести поиск дополнительной информации на сайте «Античная мифология» и выступить затем с сообщением на уроке.
В ходе итогового повторения в XI классе можно, обратившись к сайту Истфака МГУ, получить доступ к электронным текстам всех советских конституций: 1918, 1924, 1936, 1977 гг. Используя данные тексты на уроке, старшеклассники составляют таблицу, которая позволит проследить, как менялся объем прав и свобод граждан (и возможности их реализации), как происходило преобразование политического строя.
Учащимся, интересующимся археологией, можно рекомендовать подготовить доклад о новейших достижениях российских ученых, используя материалы упомянутых выше сайтов.
Большинство сайтов позволяют вести с их помощью электронную переписку — как с авторами, так и с другими пользователями. Так, сайт «Виртуальная библиотека» содержит обширную переписку, посвященную истории второй мировой войны.
Иллюстративный материал сайтов, если нет препятствий к копированию, может быть использован учителями для оформления постоянной или сменной экспозиции в кабинете истории и обществознания. Немаловажно и то, что сегодня, когда учебная промышленность практически не выпускает раздаточные материалы, учителя могут сделать их самостоятельно, используя открытую информацию из Интернета.
Наконец, материалы из сети помогают организовать контроль знаний. На некоторых сайтах («Античная мифология», «История Древней Месопотамии» и др.) содержатся тесты и проверочные задания. Тесты для абитуриентов можно найти также на web-серверах вузов.
Разумеется, главное назначение Интернета не состоит в том, чтобы латать дыры, образовавшиеся из-за практически полного отсутствия промышленно выпускаемых средств наглядности. В первую очередь Интернет следует использовать для вовлечения школьников в различные телекоммуникационные и дистанционные проекты, для общения с учащимися из других стран, для участия в теле- и видеоконференциях, chat-дискуссиях и web-конференциях, для ведения электронной переписки.
Таким образом, мы присутствуем сегодня при зарождении новой технологии обучения истории и обществознанию с помощью Интернета. В этой статье я коснулся лишь некоторых вопросов, связанных с использованием Интернета в учебном процессе и во внеучебное время. За пределами статьи остались проблемы организации контроля и тестирования с помощью Интернета, создания в школах собственных web-квестов (минисайтов, содержащих странички учителя и учащихся), дистанционного обучения с помощью Интернета. Несомненно, что тема использования Интернета в преподавании истории вскоре займет существенное место в публикациях педагогической прессы.

Источник: Газета «История», №3, 2000 г.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.014172 с. Яндекс.Метрика