Страница 1 из 5 Господарик Юрий
Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории
О
всемирной глобальной компьютерной сети написаны сотни статей и десятки
книг. Это, однако, не слишком помогает в двух словах ответить на
вопросы: что такое Интернет; почему учитель истории и обществознания
должен знать о нем и стремиться воспользоваться его возможностями?
Новые
информационные технологии (НИТ), позволяющие, в частности, передавать
по Интернету текст, звук, графику, любой видеоряд, могут оказаться
весьма полезными в учебном процессе. Специфика НИТ заключается в том,
что они предоставляют пользователю — учителю и учащимся — громадные
возможности выбора источников сведений. Это и информация в сети
(базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих
библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев), и
информация, содержащаяся на гибких дисках, на лазерных дисках
(технологии CD-ROM), на видео- и аудиокассетах, на печатных носителях,
которые могут использоваться и вне сети.
Интернет создает также
условия для эффективного сотрудничества с учащимися других школ, где бы
они ни находились, для получения образования на расстоянии — в любых
образовательных учреждениях России или зарубежных стран. Возможности
Интернета значительно расширяются за счет передачи по сетям не только
текста, но и изображения и звука.
Учитель-практик может возразить:
сейчас, когда так мало часов выделено на историю, обществознание,
граждановедение, когда нет в достатке хороших учебников, когда не
решены проблемы, связанные с переходом на систему концентров, разговоры
о новых информационных технологиях, а тем более о какой-то далекой сети
Интернет излишни и только отвлекают от решения насущных задач. В лучшем
случае Интернет может интересовать учителей информатики...
Смею
утверждать, что это далеко не так. Прежде всего, конец ХХ столетия
характеризуется изменением концептуальных подходов к целям, задачам и
содержанию образования. Наиболее полно отражает современные цели
обучения в школе личностно ориентированный подход, который отвергает
типичную для недавнего времени ориентацию на «среднего» ученика.
Главной
задачей образования становится не столько «овладение суммой знаний»,
сколько развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, а
также формирование умений и навыков, необхдимых для самостоятельного
поиска, анализа и оценки информации. Для решения такой задачи
недостаточно только учебника, хрестоматии да традиционного
педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к
значительно более широким и разнообразным источникам информации.
Но
и информационная составляющая — не главное в концептуальном изменении
подхода к образованию. Лишь активное накопление опыта самостоятельного
приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных может
отвечать потребностям современного процесса обучения.
В последние
годы возникло и стремительно растет мощнейшее информационное поле —
Интернет. Интернет не имеет единого центра, у него нет хозяина или
хозяев; любой желающий может здесь не только получить интересующие его
сведения, но и поделиться своей информацией, своими взглядами с другими
пользователями сети. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что в Интернете
есть немало информации, способной оказать негативное воздействие на
нравственное, культурное, духовное развитие личности. Это создает
известные проблемы, и педагоги, в том числе и учителя истории, не
вправе делать вид, что этих проблем не существует. Ведь число домашних
компьютеров и различных информационных центров, где учащиеся могут
получить доступ в Интернет, стремительно растет.
Само время диктует
необходимость свободного владения компьютерной техникой, которое не
достигается только в результате обучения информатике. Предмет
«Информатика» нацелен главным образом на выработку у учащихся основ
компьютерной грамотности, причем пользовательские навыки, необходимые
для работы в Интернете, изучаются в старшей школе. Практика показывает,
что учащиеся вполне могут самостоятельно получить навыки работы в
Интернете гораздо раньше. Следовательно, у педагогов нет выбора. Либо
они сумеют использовать огромные образовательные возможности Интернета,
по-новому организовать процесс обучения, направить усилия на
формирование у учащихся самостоятельного творческого мышления, — либо
процесс выйдет из-под контроля.
Разумеется, речь не идет об
оборудовании каждого кабинета истории и обществознания некоторым
количеством компьютеров, а о попытках организовать учебный процесс так,
чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными
программами. Ни компьютер сам по себе, ни Интернет, ни какое-либо
другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово,
непосредственное общение. Речь о другом — о включении компьютерных
технологий в образовательный процесс путем организованной и
педагогически обоснованной внеурочной деятельности.
Успешное
усвоение учащимися школьного курса истории оказывает глубокое
воздействие на формирование мировоззрения личности. Использование
возможностей НИТ способствует как реализации целей и задач курса
истории, так и задач общепедагогических. Использование средств НИТ, в
частности материалов, размещенных на различных серверах Интернета,
способно существенно углубить содержание исторического материала, а
применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное
влияние на формирование практических умений и навыков, полезных для
освоения знаний о прошлом.
Принципиально важным для организации
изучения истории с помощью образовательных серверов Интернета является
возможность непрерывного образования. Привычные модели обучения истории
не позволяют обратиться к достаточно обширным базам данных исторических
источников. В традиционном обучении происходит обращение к источникам,
размещенным в учебниках или в хрестоматиях, набор которых ограничен
объемом печатных пособий, а выбор тех или иных из них определяется
симпатиями и антипатиями составителей хрестоматий и авторов учебников.
Объемы
информации, имеющейся в Интернете, на несколько порядков больше, чем в
любом печатном издании. Однако это обстоятельство порождает и немалые
трудности. Разработка проблем использования информации из компьютерной
сети в процессе обучения должна прежде всего касаться
психолого-педагогических и научно-организационных проблем — с учетом
специфики той информационно-предметной среды, которую создают
современные средства компьютерных телекоммуникаций, мультимедиа. В
противном случае сведения окажутся невостребованными либо приведут к
отрицательным последствиям для педагогов и учащихся.
Одним из
преимуществ использования информации из Интернета является перенос
центра тяжести с вербальных методов обучения истории на методы
поисковой и творческой деятельности. Информация, размещенная на
серверах Интернета, не заменяет учебник, — она лишь создает основу для
организации самостоятельной деятельности учащихся (анализа и обобщения
исторического материала).
Интернет всерьез пришел в Россию в 1995
г.; сначала его возможности использовались различными фирмами для
рекламы своей продукции. Однако в последние два года ситуация заметно
изменилась. Наблюдается устойчивый рост числа серверов, содержащих
образовательную информацию, в том числе по истории и обществознанию.
В
Интернете появились новые пользователи — учителя, преподаватели вузов,
школьники, студенты, активно переписывающиеся друг с другом,
обменивающиеся информацией, участвующие в различных проектах. Они не
являются профессиональными компьютерщиками, но умеют достаточно
уверенно работать в сети, использовать ее информационные ресурсы. С
другой стороны, провайдеры (владельцы) телекоммуникационных сетей
озабочены теперь не столько собственно развитием техники и
прокладыванием новых линий связи (хотя и эта задача остается
актуальной), сколько проблемой информационного наполнения уже имеющихся
в сети серверов.
Развитие Интернета в России создало еще одну
серьезную педагогическую проблему. Дело в том, что наиболее посещаемыми
сайтами были и остаются те, которые содержат собрания рефератов,
курсовых работ и им подобные тексты. Сеть Интернет имеет несколько
поисковых систем (Rambler, Апорт и др.), с помощью которых пользователи
ищут ту или иную информацию. Одновременно эти поисковые системы ведут
учет, какие же сайты, какая информация запрашивается чаще всего. Первые
строчки в любой поисковой системе уверенно занимают «российские
коллекции рефератов» и т.п.
Учитель обязан знать и эти ресурсы
Интернет, чтобы быть в состоянии оценить уровень реальных знаний своих
учеников. Однако обилие готовых шпаргалок не должно, на наш взгляд,
стать отпугивающим фактором. Важнее грамотно использовать имеющееся
информационное поле.
|