ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по проблемам информатизации образования arrow Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
История России: XIX век

Rambler's Top100

Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории
Список статей
Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Господарик Юрий

Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории

О всемирной глобальной компьютерной сети написаны сотни статей и десятки книг. Это, однако, не слишком помогает в двух словах ответить на вопросы: что такое Интернет; почему учитель истории и обществознания должен знать о нем и стремиться воспользоваться его возможностями?
Новые информационные технологии (НИТ), позволяющие, в частности, передавать по Интернету текст, звук, графику, любой видеоряд, могут оказаться весьма полезными в учебном процессе. Специфика НИТ заключается в том, что они предоставляют пользователю — учителю и учащимся — громадные возможности выбора источников сведений. Это и информация в сети (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев), и информация, содержащаяся на гибких дисках, на лазерных дисках (технологии CD-ROM), на видео- и аудиокассетах, на печатных носителях, которые могут использоваться и вне сети.
Интернет создает также условия для эффективного сотрудничества с учащимися других школ, где бы они ни находились, для получения образования на расстоянии — в любых образовательных учреждениях России или зарубежных стран. Возможности Интернета значительно расширяются за счет передачи по сетям не только текста, но и изображения и звука.
Учитель-практик может возразить: сейчас, когда так мало часов выделено на историю, обществознание, граждановедение, когда нет в достатке хороших учебников, когда не решены проблемы, связанные с переходом на систему концентров, разговоры о новых информационных технологиях, а тем более о какой-то далекой сети Интернет излишни и только отвлекают от решения насущных задач. В лучшем случае Интернет может интересовать учителей информатики...
Смею утверждать, что это далеко не так. Прежде всего, конец ХХ столетия характеризуется изменением концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Наиболее полно отражает современные цели обучения в школе личностно ориентированный подход, который отвергает типичную для недавнего времени ориентацию на «среднего» ученика.
Главной задачей образования становится не столько «овладение суммой знаний», сколько развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, а также формирование умений и навыков, необхдимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Для решения такой задачи недостаточно только учебника, хрестоматии да традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации.
Но и информационная составляющая — не главное в концептуальном изменении подхода к образованию. Лишь активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных может отвечать потребностям современного процесса обучения.
В последние годы возникло и стремительно растет мощнейшее информационное поле — Интернет. Интернет не имеет единого центра, у него нет хозяина или хозяев; любой желающий может здесь не только получить интересующие его сведения, но и поделиться своей информацией, своими взглядами с другими пользователями сети. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что в Интернете есть немало информации, способной оказать негативное воздействие на нравственное, культурное, духовное развитие личности. Это создает известные проблемы, и педагоги, в том числе и учителя истории, не вправе делать вид, что этих проблем не существует. Ведь число домашних компьютеров и различных информационных центров, где учащиеся могут получить доступ в Интернет, стремительно растет.
Само время диктует необходимость свободного владения компьютерной техникой, которое не достигается только в результате обучения информатике. Предмет «Информатика» нацелен главным образом на выработку у учащихся основ компьютерной грамотности, причем пользовательские навыки, необходимые для работы в Интернете, изучаются в старшей школе. Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно получить навыки работы в Интернете гораздо раньше. Следовательно, у педагогов нет выбора. Либо они сумеют использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовать процесс обучения, направить усилия на формирование у учащихся самостоятельного творческого мышления, — либо процесс выйдет из-под контроля.
Разумеется, речь не идет об оборудовании каждого кабинета истории и обществознания некоторым количеством компьютеров, а о попытках организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными программами. Ни компьютер сам по себе, ни Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Речь о другом — о включении компьютерных технологий в образовательный процесс путем организованной и педагогически обоснованной внеурочной деятельности.
Успешное усвоение учащимися школьного курса истории оказывает глубокое воздействие на формирование мировоззрения личности. Использование возможностей НИТ способствует как реализации целей и задач курса истории, так и задач общепедагогических. Использование средств НИТ, в частности материалов, размещенных на различных серверах Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков, полезных для освоения знаний о прошлом.
Принципиально важным для организации изучения истории с помощью образовательных серверов Интернета является возможность непрерывного образования. Привычные модели обучения истории не позволяют обратиться к достаточно обширным базам данных исторических источников. В традиционном обучении происходит обращение к источникам, размещенным в учебниках или в хрестоматиях, набор которых ограничен объемом печатных пособий, а выбор тех или иных из них определяется симпатиями и антипатиями составителей хрестоматий и авторов учебников.
Объемы информации, имеющейся в Интернете, на несколько порядков больше, чем в любом печатном издании. Однако это обстоятельство порождает и немалые трудности. Разработка проблем использования информации из компьютерной сети в процессе обучения должна прежде всего касаться психолого-педагогических и научно-организационных проблем — с учетом специфики той информационно-предметной среды, которую создают современные средства компьютерных телекоммуникаций, мультимедиа. В противном случае сведения окажутся невостребованными либо приведут к отрицательным последствиям для педагогов и учащихся.
Одним из преимуществ использования информации из Интернета является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения истории на методы поисковой и творческой деятельности. Информация, размещенная на серверах Интернета, не заменяет учебник, — она лишь создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся (анализа и обобщения исторического материала).
Интернет всерьез пришел в Россию в 1995 г.; сначала его возможности использовались различными фирмами для рекламы своей продукции. Однако в последние два года ситуация заметно изменилась. Наблюдается устойчивый рост числа серверов, содержащих образовательную информацию, в том числе по истории и обществознанию.
В Интернете появились новые пользователи — учителя, преподаватели вузов, школьники, студенты, активно переписывающиеся друг с другом, обменивающиеся информацией, участвующие в различных проектах. Они не являются профессиональными компьютерщиками, но умеют достаточно уверенно работать в сети, использовать ее информационные ресурсы. С другой стороны, провайдеры (владельцы) телекоммуникационных сетей озабочены теперь не столько собственно развитием техники и прокладыванием новых линий связи (хотя и эта задача остается актуальной), сколько проблемой информационного наполнения уже имеющихся в сети серверов.
Развитие Интернета в России создало еще одну серьезную педагогическую проблему. Дело в том, что наиболее посещаемыми сайтами были и остаются те, которые содержат собрания рефератов, курсовых работ и им подобные тексты. Сеть Интернет имеет несколько поисковых систем (Rambler, Апорт и др.), с помощью которых пользователи ищут ту или иную информацию. Одновременно эти поисковые системы ведут учет, какие же сайты, какая информация запрашивается чаще всего. Первые строчки в любой поисковой системе уверенно занимают «российские коллекции рефератов» и т.п.
Учитель обязан знать и эти ресурсы Интернет, чтобы быть в состоянии оценить уровень реальных знаний своих учеников. Однако обилие готовых шпаргалок не должно, на наш взгляд, стать отпугивающим фактором. Важнее грамотно использовать имеющееся информационное поле.



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.016502 с. Яндекс.Метрика