ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по проблемам информатизации образования arrow Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории
Список статей
Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

 

Информационные возможности Интернета

Если десять лет назад Интернет использовался прежде всего для интерактивной связи между отдельными людьми (электронная почта) и группами абонентов (электронные конференции), то в настоящее время он превратился прежде всего в информационное поле.
Рассмотрим вопрос о том, информация какого типа занимает больше всего места в Интернете.
По содержанию в текстовой информации выделяются справочная (электронные библиотеки, сайты вузов); научная и научно-популярная (тексты книг, курсы лекций, материалы газет и журналов); учебная (курсы дистанционного обучения, методические разработки, рефераты и пр.); познавательная (тексты общего назначения).
Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Чаще всего бесплатно предоставляется доступ к каталогам электронных библиотек. Некоторые библиотеки содержат и отсканированные тексты изданий.
Наиболее значительную на сегодняшний день информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shpl.ru). Сайт содержит электронный каталог библиотеки за ряд лет, некоторые издания и документы в электронном виде (они могут быть скопированы пользователями). Кроме того, в ГПИБ можно получить статью из любого журнала (эта услуга платная). В библиотеке имеется Центр дистанционного обучения. Сайт ГПИБ содержит перечень ресурсов Интернета по истории и культуре, где насчитывается 28 наименований. ГПИБ и еженедельник «История» (приложение к газете «Первое сентября») проводят открытые конкурсы исследовательских работ учащихся. Так, до конца 1999 г. проводился конкурс на тему «Прошлое России в истории моей семьи» для учащихся V—XI классов (http://tellur.ru/`historia/konkurs.htm).
Значительную информацию можно получить и на сайте Российской государственной библиотеки (http://rsl.ru), где особый интерес вызывает библиография книг с 1986 по 1997 г., диссертаций с 1995 г., авторефератов с 1987 г. Представлены и последние поступления в библиотеку. К сожалению, доступна пока только библиография; сканирование текстов книг и документов в РГБ лишь начинается. На сайте представлены научные программы библиотеки, служба доставки документов «Русский курьер».
По характеру информации и возможностям использования к библиотекам примыкает сайт Государственного исторического музея (http://www.shm.ru/), где представлена информация о выставках в музее (в том числе виртуальных), о проводимых конференциях. Представлены также публикации музея по историческим проблемам.
Для педагогов значительную информацию предоставляет Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского (http://http://www.gnpbu.ru/), каталог которой отражает все поступления в библиотеку с 1994 г., в том числе новые учебные программы, пособия, учебники по истории.
Аналогичного характера информацию содержат и сайты вузов.
Наиболее обширную и полезную информацию содержит сайт Исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/). Здесь размещена информация о кафедрах, о проводимых факультетом конференциях. Имеются список литературы (библиография), перечни учебников и учебных пособий, доклады, материалы симпозиумов и конференций. Сайт МГУ содержит и электронные ресурсы: тексты документов и книг по отечественной и зарубежной истории. Начато создание электронных баз данных; в частности, имеется уже база данных «Динамика российской промышленности за 1887—1913 гг.».
Ярославский государственный педагогический университет представлен сайтом (http://dima.history.yar.ru/), где отражена библиография, представлены тексты ряда книг, некоторые лекционные курсы и методические пособия.
Алтайский университет (http://kleio.dcn-asu.ru/index/shtml) представляет ассоциацию «История и компьютер», созданную на историческом факультете. Здесь можно найти информацию о работах преподавателей и студентов, о проектах, разрабатываемых в университете. В большей степени на сайте отражены материалы по всеобщей истории.
В Интернете можно отыскать много различных курсов лекций по истории. Так, на одном из сайтов (http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm) расположены полные тексты лекций Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, работы Г.В.Вернадского. Лекционный курс истории России профессора А.С.Орлова из МГУ содержится на сайте (http://info.phys.msu.su/histrussia/contents.htm). Этот курс лекций может быть рекомендован и для поступающих в вузы, и для дополнительного изучения некоторых тем в классе.
Однако не все размещенные в Интернете курсы лекций могут быть использованы в школах. Так, в сети опубликована масса работ А.Т.Фоменко, посвященных «новой хронологии» (тексты А.Т.Фоменко см.: <http://univ2.omsk.su> /Омский университет/; работы его оппонентов доступны на сайте <http://chat.ru/`fatus/foma.htm>). Вряд ли можно рекомендовать и лекции А.К.Гуца (http://www.univer.omsk.su/`guts/history), методологические и методические подходы которого представляются крайне сомнительными.
Большой и заслуженный интерес вызывают появляющиеся в последнее время персональные сайты ученых. К настоящему времени лишь один ученый-историк удостоился персонального сайта в Интернете. Речь идет о Л.Н.Гумилеве (http://kulichki.rambler.ru/“gumilev/index), интерес к работам которого огромен. На сайте «Gumilevika» размещены все труды Л.Н.Гумилева, библиография, работы о нем. Кроме того, сайт содержит работы авторов, взгляды которых перекликаются со взглядами Л.Н.Гумилева: А.А.Васильева, Г.В.Вернадского, Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого и дргих.
Особое место в Интернете занимают сайты периодических изданий. Некоторые из них существуют только в электронном виде, другие – и в электронном, и в традиционном, бумажном. В качестве примера можно привести сервер объединения педагогических изданий «Первое сентября», существующий в Интернете с 1997 г. и уже успевший завоевать популярность среди педагогической общественности. На сервере <http://http://his.1september.ru/ru> помимо свежего номера газеты «Первое сентября» регулярно публикуются материалы ее предметных приложений – «Истории», «Литературы», «Английского языка», «Немецкого языка», «Французского языка» и др.
Полезными справочными сайтами являются сайт «Учебники Москвы» (http://textbook.int-edu.ru), где приведены более тысячи наменований учебных пособий и 250 программ по различным предметам, учебно-методическое обеспечение программ, методические разработки, а также сайт российского школьного образования (http://http://www.school.edu.ru/).



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.019439 с. Яндекс.Метрика