Страница 2 из 5
Информационные возможности Интернета
Если десять лет
назад Интернет использовался прежде всего для интерактивной связи между
отдельными людьми (электронная почта) и группами абонентов (электронные
конференции), то в настоящее время он превратился прежде всего в
информационное поле.
Рассмотрим вопрос о том, информация какого типа занимает больше всего места в Интернете.
По
содержанию в текстовой информации выделяются справочная (электронные
библиотеки, сайты вузов); научная и научно-популярная (тексты книг,
курсы лекций, материалы газет и журналов); учебная (курсы
дистанционного обучения, методические разработки, рефераты и пр.);
познавательная (тексты общего назначения).
Электронные библиотеки
представляют собой сложные информационные системы. Чаще всего бесплатно
предоставляется доступ к каталогам электронных библиотек. Некоторые
библиотеки содержат и отсканированные тексты изданий.
Наиболее значительную на сегодняшний день информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shpl.ru).
Сайт содержит электронный каталог библиотеки за ряд лет, некоторые
издания и документы в электронном виде (они могут быть скопированы
пользователями). Кроме того, в ГПИБ можно получить статью из любого
журнала (эта услуга платная). В библиотеке имеется Центр дистанционного
обучения. Сайт ГПИБ содержит перечень ресурсов Интернета по истории и
культуре, где насчитывается 28 наименований. ГПИБ и еженедельник
«История» (приложение к газете «Первое сентября») проводят открытые
конкурсы исследовательских работ учащихся. Так, до конца 1999 г.
проводился конкурс на тему «Прошлое России в истории моей семьи» для
учащихся V—XI классов (http://tellur.ru/`historia/konkurs.htm).
Значительную информацию можно получить и на сайте Российской государственной библиотеки (http://rsl.ru),
где особый интерес вызывает библиография книг с 1986 по 1997 г.,
диссертаций с 1995 г., авторефератов с 1987 г. Представлены и последние
поступления в библиотеку. К сожалению, доступна пока только
библиография; сканирование текстов книг и документов в РГБ лишь
начинается. На сайте представлены научные программы библиотеки, служба
доставки документов «Русский курьер».
По характеру информации и возможностям использования к библиотекам примыкает сайт Государственного исторического музея (http://www.shm.ru/),
где представлена информация о выставках в музее (в том числе
виртуальных), о проводимых конференциях. Представлены также публикации
музея по историческим проблемам.
Для педагогов значительную информацию предоставляет Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского (http://http://www.gnpbu.ru/),
каталог которой отражает все поступления в библиотеку с 1994 г., в том
числе новые учебные программы, пособия, учебники по истории.
Аналогичного характера информацию содержат и сайты вузов.
Наиболее обширную и полезную информацию содержит сайт Исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/).
Здесь размещена информация о кафедрах, о проводимых факультетом
конференциях. Имеются список литературы (библиография), перечни
учебников и учебных пособий, доклады, материалы симпозиумов и
конференций. Сайт МГУ содержит и электронные ресурсы: тексты документов
и книг по отечественной и зарубежной истории. Начато создание
электронных баз данных; в частности, имеется уже база данных «Динамика
российской промышленности за 1887—1913 гг.».
Ярославский государственный педагогический университет представлен сайтом (http://dima.history.yar.ru/), где отражена библиография, представлены тексты ряда книг, некоторые лекционные курсы и методические пособия.
Алтайский университет (http://kleio.dcn-asu.ru/index/shtml)
представляет ассоциацию «История и компьютер», созданную на
историческом факультете. Здесь можно найти информацию о работах
преподавателей и студентов, о проектах, разрабатываемых в университете.
В большей степени на сайте отражены материалы по всеобщей истории.
В Интернете можно отыскать много различных курсов лекций по истории. Так, на одном из сайтов (http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm)
расположены полные тексты лекций Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева,
В.О.Ключевского, работы Г.В.Вернадского. Лекционный курс истории России
профессора А.С.Орлова из МГУ содержится на сайте (http://info.phys.msu.su/histrussia/contents.htm). Этот курс лекций может быть рекомендован и для поступающих в вузы, и для дополнительного изучения некоторых тем в классе.
Однако
не все размещенные в Интернете курсы лекций могут быть использованы в
школах. Так, в сети опубликована масса работ А.Т.Фоменко, посвященных
«новой хронологии» (тексты А.Т.Фоменко см.: <http://univ2.omsk.su> /Омский университет/; работы его оппонентов доступны на сайте <http://chat.ru/`fatus/foma.htm>). Вряд ли можно рекомендовать и лекции А.К.Гуца (http://www.univer.omsk.su/`guts/history), методологические и методические подходы которого представляются крайне сомнительными.
Большой
и заслуженный интерес вызывают появляющиеся в последнее время
персональные сайты ученых. К настоящему времени лишь один
ученый-историк удостоился персонального сайта в Интернете. Речь идет о
Л.Н.Гумилеве (http://kulichki.rambler.ru/“gumilev/index),
интерес к работам которого огромен. На сайте «Gumilevika» размещены все
труды Л.Н.Гумилева, библиография, работы о нем. Кроме того, сайт
содержит работы авторов, взгляды которых перекликаются со взглядами
Л.Н.Гумилева: А.А.Васильева, Г.В.Вернадского, Н.С.Трубецкого,
П.Н.Савицкого и дргих.
Особое место в Интернете занимают сайты
периодических изданий. Некоторые из них существуют только в электронном
виде, другие – и в электронном, и в традиционном, бумажном. В качестве
примера можно привести сервер объединения педагогических изданий
«Первое сентября», существующий в Интернете с 1997 г. и уже успевший
завоевать популярность среди педагогической общественности. На сервере
<http://http://his.1september.ru/ru>
помимо свежего номера газеты «Первое сентября» регулярно публикуются
материалы ее предметных приложений – «Истории», «Литературы»,
«Английского языка», «Немецкого языка», «Французского языка» и др.
Полезными справочными сайтами являются сайт «Учебники Москвы» (http://textbook.int-edu.ru),
где приведены более тысячи наменований учебных пособий и 250 программ
по различным предметам, учебно-методическое обеспечение программ,
методические разработки, а также сайт российского школьного образования
(http://http://www.school.edu.ru/).
|