Страница 2 из 3
И по
королевскому указу паны рада тем государевым великим послом дали договор за
руками своими и за печатьми, что тех всех про государево имянованье и титла
обвиненных людей, которые в росписи от них, великих послов, им, паном раде,
написаны в Варшаве на сойме, по правом корунным и литовским и против соймового
уложенья констытуцыи 1637 году судити. И по проступке их осудя, и смертью, хто
будет достоен, казнити при государевых послех или при посланникех. А в
констытуцыи 1637-го году написано: а на таковых, которые б дерзали писать, или
титлы умаляти, или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-руски то слово
— смертная неотпущательная казнь и отлучение имения.
И по
государеву указу, а по королевской присылке, посыланы х королю на сойм с
прописными листами посланники Офонасей Прончищев да дьяк Алмаз Иванов. И будучи
они у короля и у панов рад, в ответех о государеве чести говорили, и на
виноватых по договору и по констытуцые казни просили; и стояли о том крепко. И
король и паны рада на той сойме при государевых посланниках не токмо что по
договору исправленья не учинили, и многих винных людей к суду не поставили и
правды ни в чом не показали.
И после
того присылал ко государю Ян Казимер король посланников своих — Альбрехта
Пецлавского да Хриштопа Униховского, а с ними присылал с сойму на тех подданных
своих, за государеву честь обвиненых, людей з декретом. И в том декрете к
прямому исправленью ничего не написано. И многие винные люди от вин своих
учинены свободными не по делу, а на которых обычных немногих людей и вина
положена, и про тех в том же декрете написано: где они, живы ли или померли,
про то им и самим не ведомо. И по государеву указу тот декрет у них,
посланников, за такими явными неправдами не принят. А сказано им и в ответном
письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну Казимеру
королю своих государевых великих послов.
А в
прошлом во 161-м году посыланы к нему, Яну Казимеру королю, государевы великие
и полномочные послы, боярин и наместник великопермский князь Борис
Александрович Репнин-Оболенский с товарыщи, чтоб Ян Казимер король, памятуя
вечное докончанье, и посольские договоры, и соймовые свои уложенья,
констытуцыю, велел в тех вышеимянованных делех исправленье учинить пристойное.
И те государевы великие послы, будучи в ответе, о государеве чести о
исправленье на обвиненых людей по договору паном раде говорили и стояли о том
всякими мерами. И Ян Казимер король в том деле никакова исправленья не учинил.
А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы, говорили о чести
блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича
всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя царя и великого
князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом.
И те
государевы великие послы им, паном раде, о том выговаривали, что они, паны
рада, то начальное и главное дело, государскую честь, ставят ни во что и
называют малым делом, не бояся Бога и не памятуя вечного докончанья. И тем
великих государей наших, блаженные памяти великого государя царя и великого
князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его, великого государя
нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца,
обесчестили.
И паны
рада говорили и указывали на прежней свой неправедный суд и декрет, что они о
том деле, и их государской чести, мимо прежнего суда и декрету инако судити и
переделыватъ не будут. И отказали в том впрямь. А которые листы писаны после
того их суда и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей, от
кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние прописки. И к тем
словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили
такое великое дело ни во что.
Да он же,
Ян Казимер король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством
злые неприятельские замыслы, ссылался с общим християнским неприятелем с
крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сопча Московское
государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимер король, через свои
государства пропустил к свейской королеве Христине общего християнского
неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А преж сего того, чтоб крымским
послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало.
Да с его
же королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие: приходя в
государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов
дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян
грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякия злости им
чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод росправы в том не
чинят. И по тем по всем мера многие неправды учинились к нарушенью вечного
докончанья с королевские стороны.
А з
государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места здержано
крепко и нерушимо. Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому
князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и
все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь
Посполитая на православную христианскую веру греческаго закона и на святые
Божии восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских
черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна
живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви Божии
запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и
злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И
они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых Божиих
церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав
к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру
и за святые Божии церкви против их стояти. А у царского величества милости
просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые
православные християнские веры и святых Божиих церквей и их, православных християн,
невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою
царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей християнские веры и
святых Божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во
161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа
Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с
королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы,
мирились, не исполнено, и церкви Божии, которые в договоре написаны были отдать
из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под
унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и святые Божии церкви до
конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и
места, и в тех городех и местех святые Божии церкви осквернили, и обругали, и
разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно
замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и
слышати жалостно.
И они у
царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным
челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры
искоренить в святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником
не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все
Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет государь
их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий
бы государь его царское величество для православные христианские веры и святых
Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых
великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца
отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят.
|