Страница 3 из 3
И по
государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельнитцкого и всего Войска
Запорожского его государевым великим послом, боярину и наместнику
великопермскому князю Борису Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыши, о
том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву
указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович с
товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье
успокоили и с черкасы помирились. И православную християнскую веру греческого
закону не гонили, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили,
а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви оборочены под унею, и
те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что з
запорожскими черкасы помирятца, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и
церкви Божии отдадут им попрежнему, и великий государь его царское величество
для православные христианские веры и святых Божиих церквей братусвоему
королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем, которые в его
государском имянованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать.
И Ян
Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы
отказали, и, хотя православную християнскую веру искоренити и церкви Божии
разорити, пошли на них войною при них же, великих послех.
Да как у
короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм был в Бресте Литовском, и у
них на сойме приговорено впрямь, что их православных християн греческого
закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить
и церкви Божии розорить, чтоб вера греческаго закона искоренилась.
И
государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им а большим
вычетом в полате и х коретам идучи во все люди вслух, что великий государь его
царское величество для православные християнские веры и святых Божиих церквей,
хотя их междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь
достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Козимер король, и
они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и
великий государь его царское величество такова их злого безчестья и многово по
вечному докончанью неисправленья больши того терпети им не будет. И послов
своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их
неправдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства
к великим государем християнским и бусурманским. А за православную християнскую
веру, и за святые Божии церкви, и за свою государскую достойную честь стояти
будет, сколько милосердый Бог помочи подаст.
И паны
рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в
чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили
без дела. А как Ян Казимер король обран на королевство и на коронованье
присягал, и в присяге ево написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в
вере християнской остерегати, и защищати, и никакими мерами для веры самому не
теснити, и никово на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и
он подданных своих от всякия верности и послушания чинит свободными и
разрешения о той клятве своей ни у ково просити не будет и не примет.
А ныне
писал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии
запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское с посланцом
своим с Лаврином Капустою, что король с войсками своими на Украину идет. И они,
не хотя монастырей и церквей Божиих и християн в мучительство выдать, бьют
челом, чтоб государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел. А
будет он, великий государь, и ныне над ними, православными християны, не
зжалится, как они у него, государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их
нечто разорят и под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут. А
запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним гетман Богдан
Хмельнитцкой, а велел государю бити челом, чтоб государь велел прислать в Киев
и в ыные городы своих государевых воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3000
человек, и то для тех же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к
нему ж де хотел быть крымский хан с ордою, а иные татаровя уж и пришли и стоят
под Белою Церковью. Да к гетману ж де присылал турской салтан а обоз в Борки
посланца своего, зовучи ево к себе в подданство. И гетман де ему в том отказал,
а надеетца на государеву милость. А будет государь его и не пожалует, принять
не велит, и он в том учнет свидетельствоватца Богом, что он о том у него,
государя, милости просил много, а он, государь, его не пожаловал, а с королем
де у них миру отнюдь не будет, а учнут против его стоять. Да в вестях
объявилось, что люди их черкаские с польскими людьми в подъездах двожды
сходились и бились, и им де посчастилосъ и много языков поляков поимали. А
литовской де гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не
учинят, и они тотчас с ними помирятца и пойдут на государеву землю войною.
И
выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого государя царя и
великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева,
великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти
и против польского короля война весть. А терпети больше того нельзя, потому что
многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские
имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою
пропискою.
А по
посольским договором, и по ответным письмам, и по своей соймовой констытуцыи во
многие годы исправленья не учинили, И видя королевские подданные такое
неисправленье и злым людем за вины их неуимство от того не престали, и с
порубежных городов капитаны их и наместники в государевы порубежные городы к
воеводам во всех годех государево имянованье и титло писали с пропискою. И при
государевых послех, при боярине князь Борисе Александровиче Репнине с товарыщи,
исправленья не учинили и называли то дело — государскую честь — малым делом, и
смеяся и поставили ни во что, и отпустили государевых послов без дела, и тем
оне вечное докончанье нарушили.
А о
гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди
приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа
Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з
городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для
православные християнские веры и святых Божиих церквей, потому что паны рада и
вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые Божии церкви
востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и
все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю
Алексею Михайловичю всеа Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь,
православные християнские веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителем
их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под
свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою
государскую высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь для
православные християнские веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел
их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
И по
государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в ответех паном
раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы
помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей Божиих не
отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому
договору.
А великий
государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру
королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в
прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны
рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому
доведетца их принять в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере
християнской остерегати и зашищати, и никакими мерами для веры самому не
теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и
он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.
И он, Ян
Казимер, тое своей присяги не здержал, и на православную християнскую веру
греческого закона востал, и церкви Божии многие разорил, а в ыных унею учинил.
И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому
что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.
И по тому
по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з
городами и з землями принять. А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и
дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и
гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворцовых слобод тяглые
люди, и стрельцы о государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и
всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чином, порознь.
И они
говорили то ж, что за честь блаженные памяти великого государя царя и великого
князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого
государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против
литовского короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь
учнут с литовским королем битися, не шадя голов своих, и ради помереть за их
государскую честь. А торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их
государскую честь головами ж своими ради помереть.
А гетмана
Богдана Хмельницкого для православные християнские веры и святых Божиих церквей
пожаловал бы великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа
Русии по их челобитью, велел их приняти под свою государскую высокую руку.
Российское
законодательство X—XX вв.: в 9 т. / Отв. ред. А. Г. Маньков. — М., 1985. — Т.3.
— С. 450—458.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0!
|