Страница 9 из 9
ВТОРОЕ
ПОСЛАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ
Такая
грамота послана государем также из Владимирца к князю Андрею Курбскому с князем
Александром Полубенским
Всемогущей
и вседержительной десницей Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, держащего
в своей длани все концы земли, которому поклоняемся и кого славим вместе с
Отцом и Святым Духом, милостью своей позволил нам, смиренным и недостойным
рабам своим, удержать скипетр Российского царства от его вседержительной
десницы христоносной хоругви, так пишем мы, великий государь, царь и великий
князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь
Казанский и царь Астраханский, государь Псковский и великий князь Смоленский,
Тверской, Югорский. Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и великий
князь Нижнего Новгорода, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский,
Ярославский, Белозерский и отчинный государь и обладатель земли Лифляндской
Немецкого чина, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей Сибирской земли и
Северной страны повелитель, — бывшему нашему боярину и воеводе князю Андрею
Михайловичу Курбскому.
Со
смирением напоминаю тебе, о князь: посмотри, как к нашим согрешениям и особенно
к моему беззаконию, превзошедшему беззакония Манассии, хотя я не отступил от
веры, снисходительно Божье величество в ожидании моего покаяния. И не
сомневаюсь в милосердии Создателя, которое принесет мне спасение, ибо говорит
Бог в святом Евангелии, что больше радуется об одном раскаявшемся грешнике, чем
о девяноста девяти праведниках; то же говорится и в притче об овцах и драхмах.
Ибо если и многочисленнее песка морского беззакония мои, все же надеюсь на
милость благоутробия Божьего: может Господь в море своей милости, потопить
беззакония мои. Вот и теперь Господь помиловал меня, грешника, блудника и
мучителя, и животворящим своим крестом низложил Амалика и Максентия. А наступающей
крестоносной хоругви никакая военная хитрость не нужна, что знает не только
Русь, но и немцы, и литовцы, и татары, и многие народы. Сам спроси у них и
узнаешь, я же не хочу перечислять себе эти победы, ибо не мои они, а Божьи.
Тебе же напомню лишь кое-что из многого, ибо на укоризны, которые ты писал ко
мне, я уже со всей истиной ответил; теперь же напомню немногое из многого.
Вспомни сказанное в книге Иова: «Обошел землю и иду по вселенной»; так и вы с
попом Сильвестром и Алексеем Адашевым и со всеми своими родичами хотели видеть
под ногами своими всю Русскую землю, но Бог дает власть тому, кому захочет.
Писал ты,
что я растлен разумом, как не встретишь и у неверных. Я же ставлю тебя самого
судьею между мной и тобой: вы ли растленны разумом или я, который хотел над
вами господствовать, а вы не хотели быть под моею властью, и я за то
разгневался на вас? Или растленны вы, которые не только не захотели
повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и
правили как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был государь, а на
деле ничем не владел. Сколько напастей я от вас перенес, сколько оскорблений,
сколько обид и упреков! И за что? В чем была моя вина перед вами с самого
начала? Кого и чем я оскорбил? Это ли моя вина, что полтораста детей
Прозоровского вам были дороже моего сына Федора? Вспомни и рассуди: как
оскорбительно для меня вы разбирали дело Сицкого с Прозоровским и допрашивали,
словно злодея! Неужели эта земля вам была дороже наших жизней? И что такое сами
Прозоровские рядом с нами? (…) Божиим милосердием, милостью Пречистой
Богородицы, и молитвой великих чудотворцев, и милостью святого Сергия у моего
батюшки и с батюшкиного благословения у меня была не одна сотня таких, как
Прозоровский. А чем лучше меня был Курлятев? Его дочерям покупают всякие
украшения, это благословенно и хорошо, а моим дочерям — проклято и за упокой.
Много такого было. Сколько мне было от вас бед — не исписать.
А с женою
моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы
и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл
чистоты, — так ведь все мы люди. А ты для чего взял стрелецкую жену? А если бы
вы с попом не восстали на меня, ничего бы этого не случилось: все это случилось
из-за вашего самовольства. А зачем вы захотели князя Владимира посадить на
престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил его
через войну и кровопролитие? По Божьему изволению с рождения был я предназначен
к царству, и уже не вспомню, как меня отец благословил на государство, — на
царском престоле и вырос. А князю Владимиру с какой стати следовало быть
государем? Он — сын четвертого удельного князя. Какие у него достоинства, какие
наследственные права быть государем, кроме вашей измены и его глупости? В чем
моя вина перед ним? Что ваши же дяди и господа уморили отца его в тюрьме, а его
с матерью также в тюрьме держали? А я и его и его мать освободил и держал их в
чести и в благоденствии; а он уже был всего этого лишен. И я такие оскорбления
стерпеть не смог — и стал за самого себя. И вы тогда начали против меня еще
больше выступать и изменять, и я потому еще жестче начал выступать против вас.
Я хотел вас подчинить своей воле — и как же вы из-за этого надругались над
святыней Господней и осквернили ее! Рассердившись на человека, восстали на
Бога. Сколько церквей, монастырей и святых мест вами поругано и осквернено!
Сами за это Богу ответ дадите. Но опять-таки умолчу об этом, пишу здесь тебе о
нынешних делах. Смотри, княже, на Божий суд: как Бог дает власть кому хочет. Вы
ведь с попом Сильвестром и с Алексеем Адашевым хвастались, как дьявол в книге
Иова: «Обошел землю и прошел вселенную, и вся земля под ногами моими» (и сказал
ему Господь: «А знаешь ли ты раба моего Иова?»). Так и вы мнили, что вся Русская
земля у вас под ногами, но по Божьей воле мудрость ваша оказалась тщетной. Вот
ради этого я и поострил свое перо, чтобы тебе написать. Вы ведь говорили: «Нет
людей на Руси, некому обороняться», — а нынче вас нет; кто же нынче завоевывает
претвердые германские крепости? Это сила животворящего креста, победившая
Амалика и Максентия, завоевывает крепости. Не дожидаются бранного боя
германские города, но склоняют головы свои перед силой животворящего креста! А
где случайно за грехи наши явления животворящего креста не было, там бой был.
Много всяких людей отпущено: спроси их, узнаешь.
Писал ты
нам, вспоминая свои обиды, что мы тебя в дальноконные города как бы в наказание
посылали, — так теперь мы, не пожалев своих седин, и дальше твоих дальноконных
городов, слава Богу, прошли и ногами коней наших прошли по всем вашим дорогам —
из Литвы и в Литву, и пешими ходили, и воду во всех тех местах пили, — теперь
уж Литва не посмеет говорить, что не везде ноги наших коней были. И туда, где
ты надеялся от всех своих трудов успокоиться, в Волмер, на покой твой привел
нас Бог: настигли тебя, и ты еще дальноконнее поехал.
Итак, мы
написали тебе лишь немногое из многого. Рассуди сам, как и что ты наделал, за
что великое Божье провидение обратило на нас свою милость, рассуди, что ты
натворил. Взгляни внутрь себя и сам перед собой раскройся! Видит Бог, что
написали это мы тебе не из гордости или надменности, но чтобы напомнить тебе о
необходимости исправления, чтобы ты о спасении души своей подумал.
Писано в
нашей отчине Ливонской земле, в городе Вольмере, в 7086 году [1577 г.], на 43-м
году нашего правления, на 31-м году нашего Российского царства, 25-м —
Казанского, 24-м — Астраханского.
Иван
IV Грозный. Сочинения. — СПб., 2000. — С. 33—100.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0!
|