Страница 1 из 9
Царево
государево послание во все его Российское царство об измене клятвопреступников
— князя Андрея Курбского с товарищами
Бог наш
Троица, всегда бывший и ныне сущий, Отец и Сын и Святой Дух, не имеющий ни
начала, ни конца, которым мы живем и движемся, которым цари царствуют и
властители пишут правду; Богом нашим Иисусом Христом дана была единородного
слова Божия победоносная непобедимая хоругвь — крест честной первому во
благочестии царю Константину всем православным царям и сберегателям
православных. И после того как исполнилась воля провидения и божественные слуги
Божьего слова, как орлы, облетели всю вселенную, искра благочестия дошла и до
Российского царства. По Божьему изволению начало самодержавия истинно
православного Российского царства — от великого князя Владимира, просветившего
всю Русскую землю святым крещением, и от великого царя Владимира Мономаха,
который получил от греков достойнейшую честь, и от храброго великого государя
Александра Невского, одержавшего победу над безбожными немцами, и от достойного
хвалы великого государя Димитрия, одержавшего за Доном великую победу над
безбожными агарянами [татарами], вплоть до мстителя за несправедливости, деда
нашего, великого князя Ивана, и до приобретателя исконных прародительских
земель, блаженной памяти отца нашего великого государя Василия, и до нас,
смиренных, скипетродержателей Российского царства. Мы же хвалим Бога за
премногую милость к нам, что не допустил он деснице нашей обагриться
единоплеменной кровью, ибо мы не отняли ни у кого царства, но по Божию
изволению и по благословению своих прародителей и родителей как родились на
царстве, так и были воспитаны и выросли, и Божиим повелением воцарились, и
взяли все родительским благословением, а не похитили чужое. Да будет известно
повеление этой истинно православной христианской самодержавной власти,
владеющей многими землями, и да примет наш христианский смиренный ответ бывший
истинно православный христианин и наш боярин, советник и воевода, ныне же
отступник честного и животворящего креста Господня, и губитель христиан, и
служитель врагов христианства, отступивших от поклонения божественным иконам, и
пренебрегших всеми божественными священными повелениями и разоривших святые
храмы, осквернивших и низвергнувших священные сосуды и образа, как Исавр,
Навозоименный [Копроним] и Армянин, вступивший с ними в союз, князь Андрей
Михайлович Курбский, изменнически пожелавший быть Ярославским князем.
Зачем ты,
о князь, отверг свою единородную душу, если ты мнишь себя благочестивьй!? Чем
ты заменишь ее в день Страшного Суда? Даже если ты приобретешь весь мир, смерть
все равно похитит тебя, — зачем же ты по ложному совету своих преданных бесу
друзей и прислужников за тело предал душу, если даже ты и побоялся смерти? И
всюду, как бесы во всем мире, так и ваши друзья и слуги, отрекшись от нас,
нарушив крестное целование [присягу], подражая бесам разнообразными способами,
всюду раскинули сети и по обычаю бесов следят за нами, наблюдая, куда мы идем,
что говорим, и, воображая, что они бесплотны [невидимы], они составляют против
нас оскорбления и укоризны, приносят их к вам и позорят нас на весь мир. Вы же
за это злодеяние даете им многие награды нашей же землей и казной, ложно
называя их слугами, и, наполнившись этими бесовскими слухами, словно змеиным
ядом, вы, разъярившись на меня и душу свою погубив, принимаетесь разрушать
Церковь. Не думай, что это справедливо — разъярившись на человека, восстать на
Бога: одно дело — человек, даже носящий на себе царскую порфиру, а другое дело
— Бог. Думаешь, окаянный, что убережешься? Никак! Если ты пойдешь вместе с ними
воевать, придется тебе и Церкви разорять, и иконы попирать, и христиан убивать;
где руками не дерзнешь, там это сотворится из-за смертоносного яда твоей мысли.
Представь же себе, как во время нашествия войска конские копыта будут попирать
и давить нежные тела младенцев! Когда же зимой наступают, совершаются еще
большие жестокости. И разве же твой злодейский поступок не похож на неистовство
Ирода, совершившего убийство младенцев? Это ли благочестие — совершать такие злодейства?
Если же ты скажешь, что мы тоже воюем с христианами — германцами и литовцами,
то это — не то же самое. Даже если бы в этих странах были христиане — то ведь
мы воюем по обычаям своих прародителей, как и прежде многократно случалось; но
сейчас, как нам известно, в этих странах нет христиан, кроме мелких служителей
Церкви и тайных рабов Господних. Кроме того, и война с Литвой совершилась из-за
вашей же измены, недоброхотства и безрассудного нерадения.
Ты же
ради тела погубил душу, презрел вечную славу ради мимотекущей и, на человека
разъярившись, на Бога восстал. Пойми, бедный, с какой высоты в какую пропасть
ты низвергся душой и телом! Сбылись на тебе слова: «Кто думает, что он имеет,
всего лишится». Это ли твое благочестие, что ты погубил себя не во имя Бога, а
из себялюбия? Могут и там понять твое злодейство те, кто поумнее: ты бежал не
от смерти, а желая мимотекущей славы и богатства. Если же ты, по твоим словам,
праведен и благочестив, зачем ты убоялся мученической смерти, которая не есть
смерть, но приобретение? В конце концов все равно умрешь. Если же ты убоялся
смертного приговора из-за лжи и клеветы твоих друзей, слуг сатаны, то это
показывает только ваши всегдашние изменнические умыслы! Зачем ты презрел
апостола Павла, говорящего: «Всякая душа да повинуется властям; нет власти не
от Бога; тот, кто противится власти, — противится Божьему повелению»? Смотри и
разумей: кто противится власти — противится Богу; а кто противится Богу, тот
называется отступником, а это — наихудший грех. А ведь это сказано о всякой
власти, даже о власти, приобретенной кровью и войной. Вспомни же сказанное
выше, что мы ни у кого не похитили престола, — кто противится такой власти, тем
более противится Богу! Тот же апостол Павел, слова которого ты презрел, говорит
в другом месте: «Рабы! Слушайтесь своих господ, работая на них не только на
глазах, как человекоугодники, но, как слуги Бога, повинуйтесь не только добрым,
но и злым, не только за страх, но и за совесть». Вот воля Господня —
пострадать, делая добро! Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал
от меня, строптивого владыки, пострадать и приобрести мученический венец?
|