Страница 5 из 5
О закупе
57. Аже
закупь выведеть что, то господинь в нем; но оже кде и налезуть, то преди
заплатить господинь его конь или что будеть ино взяль, ему холопь обелныи; и
паки ли господинь не хотети пачнеть платити за нь, а продасть и, отдасть же
переди или за конь, или за воль или за товарь, что будеть чюжего взяль, а прокъ
ему самому взята себе. (…)
Выведеть
— украдет. Господин в нем — может поступить с закупом-вором по своей воле.
Перевод. 57. Если закуп украдет что-либо, господин может поступить с ним по
своей воле: либо, после того как закупа поймают, заплатит (потерпевшему) за
коня ими иное (имущество), украденное закупом, и превращает его в своего
холопа; либо, если господин не захочет расплачиваться за закупа, то пусть
продаст его, и отдав сначала потерпевшему за украденного коня или вола или за
товар, остаток берет себе. В любом случае закуп становился холопом, так же как
при побеге от господина (ст. 52).
О
послушьстве
59. А
послушьства на холопа не складають, но оже не будеть свободного, то по нужи
сложити на боярьска тивуна, а на инех не складывати. А в мале тяже по нужи
възложити на закупа. (…)
Тяжа —
тяжба. По нухи — по нужде. О свидетельстве (на суде). Холоп не может быть
свидетелем на суде, но если не будет свободного (свидетеля), то в крайнем
случае можно положиться на свидетельство боярского тиуна, но не других
(холопов). А в малых тяжбах по нужде (при отсутствии свободных свидетелей)
свидетелем может быть закуп. Речь идет о сельском или ратайном тиунах бояр и
князей, поступивших к ним в холоди «без ряду» (ст. 104), жизнь которых
оценивалась в 12 гривен (ст. 11). Свидетельство тиунов принималось во внимание
лишь при отсутствии свободных свидетелей, потому что они занимали в хозяйстве
бояр более высокое положение, чем рядовые холопы.
65. Аже
межю перетнеть бортьную, или ролеиную разореть, или дворную тыномь перегородить
межю, то 12 гривень продажи. (…)
Межа —
граница владений, полоса между участками пахотной земли. Тын — забор, изгородь.
Если кто испортит бортную, пли перепишет пахотную, или перегородит тыном
дворную межу, должен заплатить 12 гривен продажи (князю).
69. Аже
пчелы выдереть, то 3 гривны продаже, а за мед, аже будеть пчелы не лажены, то
10 кунь; будеть ли олекъ, то 5 кунь. (…)
Не
лажены — улей с сотами и пчелами цел. Олек — самая голова улья, или почин
сотов. Если кто вытащит (похитит) пчел (из улья), должен заплатить 3 гривны
продажи (князю), а за мед (владельцу улья), если (при воровстве) все соты были
целы, — 10 кун, а если взят только олек, то 5 кун. Бортные ухожаи в лесах или
пасеки с ульями принадлежали князьям и другим феодалам в числе наиболее ценных
угодий.
О смерде
71. Аже
смердь мучить смерда без княжа слова, то 3 гривны продажи, а за муку гривна
кунь.
Мука —
пытка, истязание, избиение. Если смерд подвергнет муке смерда без княжеского
суда, то заплатит 3 гривны продажи (князю) и потерпевшему за муку гривну денег.
72. Аже
огнищанина мучить, то 12 гривень продаже, а за муку гривна. (…)
За
истязание же огнищанина платить 12 гривен продажи и гривну (потерпевшему) за
муку. Равная плата «за муку» смерду и огнищанину (княжескому слуге) назначена
потому, что имеется в виду слуга-холоп, за убийство которого взималось 12
гривен (ст. 11), в то время как за убийство тиуна огнищного или конюшего
взимали двойную виру — 80 гривен (ст. 10).
О гумне
79. Axe
зажгуть гумно, то на потокъ, на грабежь домь его, переди пагубу исплатившю, а
вь проце князю поточити и; тако же, аже кто дворь зажьжеть.
Пагуба
— гибель, убыток. Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на
грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток (невзысканного) князю заточить
его; так поступать и с теми, кто двор подожжет.
80. А кто
пакощами конь порежеть или скотину, продаже 12 гривень, а пагубу господину
урокъ платити. (…)
Пакощами
— здесь: с умыслом, преднамеренно. А кто преднамеренно порежет коня или (другую)
скотину, заплатит 12 гривен продажи и возместит убытки господину (владельцу)
погубленного.
Аже
умреть смердъ
85. Аже
смердъ умреть, то заднивдо князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть
на не; аже будуть за мужем, то не даяти части им. Задница — наследство,
имущество, оставшееся после смерти человека.
Если
смерд умрет (не оставив сыновей), то задница вдет князю; если после него
останутся незамужние дочери, то выделить (часть имущества) им; если же дочери
замужние, то им не давать части наследства.
О заднице
боярьстеи и о дружьнеи
86. Аже в
боярехъ любо в дружине, то за князя задниця не вдеть, но оже не будеть сыновъ,
а дчери возмуть. (…)
Если
умрет боярин или дружинник, то их имущество не вдет князю, но если у них не
будет сыновей, то наследство получат их дочери.
О
холопьстве
102.
Холопьство обелное трое: оже кто хотя купить до полу гривны, а послухи
поставить, а ногату дасть перед самемь холопомь.
Холопство
обельное троякого вида: если кто купит (поступающего в холопы) до полгривны в
присутствии свидетелей (сделки) и ногату (княжескому судье) заплатит перед
самим холопом.
103. А
второе холопьство: поиметь робу без ряду, поиметь ли с рядомь, то како ся
будеть рядилъ, на том же стоить.
А
второе холопство: кто женится на рабе без договора (с ее владельцем), а если с
договором (рядом), то как договорились, так и будет.
104. А се
третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к с(эбе без ряду, с
рядомь ли, то како ся будеть рядиль, на том же стоить. Привяжет ключ — поступит
в слуги (ключники).
А вот
третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники (господина) без договора
с ним, если же с договором, на том и стоять.
105. А въ
даче не холопъ, ни по хлебе роботять, ни по придатъце, но оже не доходять года,
то ворочати ему милость; отходить ли, то не виновать есть.
Дача —
здесь: ссуда хлебом, семенами, инвентарем или скотом вместе с придатком
составляла милость. А за ссуду хлебом с любым придатком человек не становится
холопом, но если он не отработает долга (в течение условленного срока), то
обязан возвратить полученное; если же отработает, то ничем больше не обязан.
Тихомиров
М. Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. С. 87—112. (http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=542&midr=526)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0!
|