Страница 4 из 5
14. А за
кормилця 12, тако же и за корми(ли)цю, хотя си буди холопь, хотя си роба. (…)
Кормилец
— дядька-воспитатель. Здесь и во всех других случаях, когда смысл ясен, перевод
не дается. А за кормильца и кормилицу платить по 12 гривен, хотя тот холоп и та
роба.
17.
Искавше ли послуха не налезуть, а истьця начнеть головою клепати, то имъ правду
железо. Тако же и во всех тяжахъ, в татбе и в поклепе; оже ли не будеть лиця,
то тогда дати ему железо из неволи до полугривны золота; аже ли мне то на воду,
оли то до дву гривень; аже мене, то роте ему ити по свое куны. (…)
Истец
— в древних законах так называли и истца (обвинителя) и ответчика; в данной
статье истец как раз ответчик. Головою клепати — обвинять в убийстве; поклеп —
обвинение по подозрению. Железо, вода — так называемые «ордалии», «божьи суды»,
к которым прибегали при отсутствии явных доказательств в пользу обоих
тяжущихся, и, по представлениям людей того времени, их должен был рассудить
Бог. Татьба — воровство, тать — вор. Лицо — поличное. Если ответчика обвиняют в
убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию
(раскаленным) железом. Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве (или в
другом) обвинении; если (обвинитель) не предъявит поличного, а сумма иска
составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию железом в
неволю; если же сумма иска меньше, до двух гривен (серебра), то подвергнуть его
испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег
принесет клятву. Славяне (русины) знали также и такую форму «божьего суда», как
состязание мечами: кто одержит верх над своим противником, в пользу того
решается спор.
«Уставь
Володимерь Всеволодича»
48.
Володимерь Всеволодичь, по Святополце, созва дружину свою на Берестовемь:
Ратибора Киевьского тысячьского, Прокопью Белогородьского тысячьского,
Станислава Переяславльского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича
Олгова мужа, и уставили до третьего реза, оже емлеть в треть куны; аже кто
возметь два реза, то то ему исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не
взята.
Берестово
— княжеское село под Киевом (известно с X в.), летняя резиденция и усыпальница
киевских князей. Тысячьский (тысяцкий) — княжеский воевода, предводитель
городского ополчения («тысящи»), ведавший в мирное время делами городского
управления. Исто — основная сумма долга ростовщику. (Князь) Владимир
Всеволодович (Мономах), после смерти (князя) Святополка, созвал дружину свою в
Берестове: Ратибора Киевского тысяцкого, Прокопья Белгородского тысяцкого,
Станислава Переяславского тысяцкого, Нажира, Мирослава, Ивана Чюдиновича
боярина (мужа) Олегова (князя черниговского Олега Святославича), и постановили
— брать проценты только до третьего платежа, если заимодавец берет деньги «в
треть»; если кто возьмет с должника два (третных) реза, то может взыскать и основную
сумму долга; а кто возьмет три реза, тот не должен требовать возвращения
основной суммы долга. Таким образом, если ростовщик дал взаймы 10 гривен, то
один «третный рез» равен 5 гривнам. Взяв с должника «два реза» — 10 гривен,
кредитор имел право взыскать и основную сумму долга — 10 гривен. Взыскав с
должника «три реза» (5+5+5), ростовщик терял право на взыскание основной суммы
долга.
49. Аже
кто емлеть по 10 кунь от лета на гривну, то того не отметати. (…)
Лето —
год. Если же (ростовщик) взимает (с должника) по 10 кун за год с гривны, то это
не запрещается. Считая в гривне 50 кун = 20% годовых. Такие проценты
разрешалось брать (в отличие от «третных») без ограничения срока. К
постановлениям Владимира Мономаха и его бояр о резах относятся ст. 47—49, отменявшие
правило ст. 46, которая отдавала должника в полную волю ростовщика (как
договорились, так и плати). Однако законы Мономаха лишь ретулировали размеры и
процедуру взыскания процеитов, основываясь на обычной практике взыскания весьма
высоких процентов.
Аже
закупь бежит
52. Аже
закупь бежить от господы, то обель; вдеть ли искать кунь, а явлено ходить, или
ко князю или к судиям бежить обвды деля своего господина, то про то не робять
его, но дати ему правду. (…)
Закуп
— смерд, находящийся в феодальной зависимости от господина за ссуду. Обель —
полный холоп. Робят — превращают в холопа. Дата правду — дать суд. Если закуп
убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным
холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к
князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это
его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд. По церковному закону
«Правосудие митрополичье», «закупный наймит», не пожелавший оставаться у
господина и обратившийся в суд, мог получить свободу, возвратив феодалу «вьдвое
задаток», что было равносильно на практике полной невозможности порвать с
господином, так как тот определял и размеры своего «задатка» закупу
|