ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Документы по истории России до XVIII в. arrow Русская Правда (около 1072 г.)
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Русская Правда (около 1072 г.)
Список статей
Русская Правда (около 1072 г.)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

РУССКАЯ ПРАВДА

 

в расширенной редакции

 (По Троицкому списку второй половины XV в.)

 

Суд Ярослава Владимеричь, Правда Руськая

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или двоюродный брат, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого, если будет княжеский муж или княжеский управитель; если будет русин, или гридь, или купец, или боярский управитель, или мечник, или изгой, или словенин, то 40 гривен за убитого.

2. После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.

О убийстве

3. Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а головника не ищуть, то виревную платити, в чьей же верви голова лежить, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривень.

Княж муж — княжеский слуга, дружинник, феодал. Головник — убийца. Виревная (от слова вира) — денежная пеня в пользу князя за убийство свободного человека. Вервь — соседская территориальная община: производное от слова «веревка», с помощью которой отмеряли участки пахотной земли в пользование членам верви. Людин — простолюдин, простой свободный сельчанин или горожанин. Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник, а (члены верви) убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платать виру (князю) в 40 гривен. Наряду с «продажами» виры были примитивной формой «налога» в пользу «публичной власти» князей. За убийство княжеских мужей назначается двойная вира.

 

4. Которая ли вервь начнеть платити дикую веру, колико леть заплатить ту виру, зане же безъ головника имь платити. Будеть ли головникъ ихъ въ верви, то зань к нимь прикладываеть, того же деля имъ помагати головнику, любо си дикую веру; но оплати имъ во обчи 40 гривень, а головничьство самому головнику; а въ 40 гривень ему заплатити ис дружины свою часть. Но оже будеть убилъ или въ сваде или в пиру явлено, то тако ему платити по верви ныне, иже ся прикладывають вирою.

Дикая вира — общая, уплачиваемая коллективно; от слов «дикий» или «дивий» в смысле «общий, никому не принадлежащий» Свада — ссора, столкновение, драка, вражда. Если вервь начнет платить дикую виру (когда убийца не обнаружен), то ей предоставляется рассрочка на несколько лет, потому что им (членам верви) приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна помочь ему, так как он вкладывает свою долю в дикую виру. Но платить им (членам верви) общими силами только 40 гривен, а головничество платить самому убийце, внося свою часть и в уплачиваемые вервью 40 гривен. Но так платить по верви, если в ней вкладываются в (общую) виру, в тех случаях, когда виновный убил (человека) в ссоре (драке) или открыто в пиру. Дикая вира платилась вервью в случаях: а) когда убийца не найден или община не захотела его выдать; б) непреднамеренного убийства в драке, на пиру. Обычай свидетельствует, с одной стороны, о еще прочных связях внутри верви между ее членами, защищающими себя складчиной на непредвиденные случаи, грозящие верви разорением. С другой стороны, статья говорит об имущественном расслоении внутри верви, ведении ее члеиами собственного хозяйства, дающего средства для «прикладывания» к дикой вире.

 

5. Будеть ли сталь на разбои безъ всякая свады, то за разбойника люди не платять, но выдадять и всего съ женою и с детми на потокъ и на разрабление.

Разбой без свады — предумышленное убийство с захватом чужого имущества. Поток (от поточити, заточити) — арест, ссыпка. Если кто станет на разбой без повода. Кто же стал на разбой без свады, убил человека умышленно, по-разбойничьи, то люди за него не платят, но должны выдать его с женой и детьми на поток и на разграбление. Люди — члены верви — не отвечают материально за предумышленное убийство, но обязаны выдать убийцу с женой и детьми князя под арест с конфискацией всего имущества.

 

6. Аже кто не вложиться в дикую веру, тому людье не помогають, но самъ платить.

Если кто (из членов верви) не внесет свою долю в дикую виру, тому люди не должны помогать, но он сам платит. Другое свидетельство имущественного расслоения внутри верви: не «вкладывались» в дикую виру либо люди состоятельные, либо неимущие.

 

7. А се покони вирнии были при Ярославе: вирнику взята 7 ведерь солоду на неделю, же овень, любо полоть, любо 2 ногате; а в середу куна же сырь, а в пятницю тако же; а курь по двою ему на день; а хлебовь 7 на неделю; а пшена 7 уборковь, а гороху 7 уборковь, а соли 7 голважень; то то вирнику со отрокомь; а кони 4, конемь на роть сути овесь; вирнику 8 гривень, а 10 кунь перекладная, а метелнику 12 векшии, а съсадная гривна. Аже будеть вира во 80 гривень; то вирнику 16 гривень и 10 кунь и 12 векши, а переди съсадная гривна, а за голову 3 гривны.

Покон вирный — правила, устав для сборщика вир и других поборов в пользу князя. Солод — проросшее зерно, засушенное и смолотое, для изготовления пива или кваса. Солодкий — сладкий, вкусный, В этом тексте — уже готовый напиток в ведрах. Овен — баран. Полоть — туша мяса, говядины или свинины. Уборок, голважень — меры сыпучих тел; объем их не известен. Метельник («мятельник» — от одежды в виде мантии — «мятля») — княжеский дружинник, сопровождавший вирника. Векша — белка, беличий мех; мелкая денежная единица. Перекладная, ссадная — деныи, уплачиваемые вирнику при въезде и выезде с территории общины. Отрок — княжеский дружинник. Куна — денежная единица и основа денежной системы древней Руси. Название происходит от слова «куница», шкурки которой одно время служили на Руси денежной единицей. Ногата — денежная единица, 1/20 гривны. Таков устав вирнику князя Ярослава: вирник (находясь на территории общины) имеет право взять 7 ведер солоду на неделю, барана или тушу говядины, или (вместо них) 2 ногаты деньгами, а по средам и пятницам куну денег и сыр; кур ему брать по две на день, хлебов 7 на неделю, а пшена и гороха по 7 уборков, а соли 7 голважен — все это ему вместе с отроком; поставить ему 4 коня, а кормить их овсом (досыта); (при вире в 40 гривен) вирник берет себе 8 гривен и 10 кун перекладной (пошлины), а метельник 12 векш, при выезде гривну, а если будет взиматься вира в 80 гривен, то вирник получает 16 гривен 10 кун и 12 векш, а при выезде гривну, за каждого убитого 3 гривны. Вирник и сопровождавший его отрок (или отроки) творит в общине суд и расправу и взимает в пользу князя виры и продажи (по делам, не связанным с убийством), получая часть денег и в свою пользу. Кроме того, община обязана по закону содержать вирника и отрока, кормить их и их лошадей.

О княжи муже

9. Аже въ княжи отроци, или в конюсе, или в поваре, то 40 гривень.

За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

 

10. А за тивунь за огнищныи, и за конюший, то 80 гривень.

Тиун — княжеский или боярский приказчик, управитель; тиун опиацный и домоправитель (от огаище — очаг, дом): тиун конюший — княжеский муж, управлявший табунами и конюшнями князя. За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

 

11. А в сельскомь тивуне княже или в ратаинемь, то 12 гривень. А за рядовича 5 гривень. Тако же и за боярескъ.

Сельский (или посольский) тиун ведал княжескими (и боярскими) селами и всеми сельскохозяйственными угодьями феодала; ратайный тиун (от слова ратай — пахарь) — лицо, ведавшее пахотными работами. Рядович (от ряд — договор) — человек, отдавшийся в кабалу по договору с феодалом. А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Также и за боярских.

 

12. А за ремественика и за ремественицю, то 12 гривень.

Ремесленники работают в усадьбе феодала как зависимые люди: жизнь их оценивается выше, чем цена рядовича или «смердьего холопа», не обладающих искусством того или иного ремесла, но ниже, чем жизнь свободного общинника («людина»).

 

13. А за смердии холопь 5 гривень, а за робу 6 гривень.

Смердий холоп — выполняющий в отличие от ремесленников или лиц, служивших феодалу тиунами или кормильцами, простую работу, подобно общинникам-смердам.

 

Роба — женщина-служанка, находившаяся в том же положении, что и мужчина-холоп. Перевод. 13. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен. Роба стоит больше, поскольку дает феодалу «приплод». Такой же «урок» за холопа 5 гривен, а за робу 6 гривен назначала ст. 106.



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.017079 с. Яндекс.Метрика