ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Документы по истории России XIX в. arrow Радищев А.Н. Проект для разделения Уложения Российского (1801 г.)
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Радищев А.Н. Проект для разделения Уложения Российского (1801 г.)
Список статей
Радищев А.Н. Проект для разделения Уложения Российского (1801 г.)
Страница 2
Страница 3
 

В отношении естественности лица закон восприемлет человека под защиту свою до его рождения и в таком виде определяет его права, он преследует ему при его рождении, определяет его пол, следует ему в лета младенчества, детства, возмужалости, старости и дряхлости, он рассматривает его силы душевные и телесные, оных недостатки или совершенство. Он смотрит на его жизнь и неотлучен ему во время его кончины; он живет с ним, когда он присутствен во святыне своей гражданской, в доме своем; тут закон, совокупясь с природою, определяет его блаженство, блаженство первое, блаженство семейственное; и все отношения семейственные утверждает закон согласно назначению самой природы.

Преследуя человеку в общество, закон назначает ему средство, как ему быть гражданином. И если он к обществу не принадлежит, есть странник, то и тут, взяв его под свою защиту, он определяет его с обществом отношения.

Закон столь попечителей о гражданине, что он особые назначает средства, какими можно определить гражданское положение человека, и для того требует известной торжественности при важнейших эпохах жизни гражданина. Он постановляет то, что делать должно, когда гражданин родится, когда он вступает в супружество, когда оное расторгает, когда прерывается его жизнь или когда кончится гражданское его состояние; закон не отступает от гражданина и тогда, когда он отлучается из общества, ибо, дав ему один раз право, он не желает его оного лишить в то самое мгновение, когда гражданин отлучается, он ждет его отрицания или долгого отсутствия, дабы его лишить того, что даровал однажды.

Лица нравственные, или соборные, закон рассматривает в отношениях их к государству, или рассматривает отношения единиц между собою, лицо нравственное составляющих. Общество всякое есть лицо в смысле закона, но состояние, на которое разделяется народ, не есть лицо; ибо права людей, к какому-либо состоянию принадлежащих, есть право каждого особо, но не состояния вообще. Если бы права принадлежали состоянию, в соборном его лице, то оно бы было сословие государственное, чего в России нет.

В смысле закона вещь есть все то, что может быть предметом права;

следует, что деяния человека и самые его права могут назваться вещию в смысле закона.

Существо вещи есть все то, что ее составляет части и ее свойства.

Иная вещь по существу своему не может переменить своего места, не повредив своей существенности, другая же может.

Первые суть недвижимые, другие движимые.

Право, хотя само по себе и есть такая вещь, которая может переменить место без нарушения своей существенности, но если оно относится к вещи недвижимой, то оно почитается также вещию недвижимою (оно таковое же может быть и постановлением закона).

В вещах движимых закон означит все оных главные роды.

Закон определит предметы тех вещей, которые суть сами по себе и которые находятся в зависимости от другой вещи.

Первые суть существенные, другие—принадлежности.

Закон означит, какие вещи могут быть принадлежности другой вещи.

Итак, сколь долго одна вещь есть принадлежность другой, то она участвует во всем, до главной вещи принадлежащем, и если право на главную вещь уничтожится, то уничтожится оно и на принадлежность.

Вещь, поколику состоит во власти человека, называется имение.

Имея вещи в своей власти, человек делает из них употребление, в сем состоит их польза, а если, пребывая невредима в своей существенности, она доставляет имеющему ее прибыток, то сие и делает то, что назвать можно вещи полезность.

Польза вещи определяет ее цену.

Если цена вещи для всех одинакова, то вещь будет цены обыкновенной. Если же исчисляют пользу, которая иногда из оной произойти может, то бывает цена вещи необыкновенная. Особое уважение вещи ради каких-либо ее качеств или отношений делает ее драгоценною. А если неможно ее качеств или паче ее цену поставить в сравнение ни с какою другою вещию, то вещь такую назвать можно неоцененною.

Выше сказано, что права суть вещи в смысле закона. В отношении лица право есть власть требовать от того, кому оно налагает обязанность, чтобы он что-либо дал, или сделал, или позволил, или не делал и оставил.

В отношении вещи право есть власть отправлять оное в отношении вещей без отношения к лицу.

Право может существовать само по себе, не присвоенное лицу; но дабы оно сделалось чьей-либо принадлежностью, то закон означит средства, как права могут быть приобретаемы; сие средство есть деяние; итак, деяние, чрез которое приобрести можно право, называется образ приобретения, а законная причина или основание, посредством которого деяние получает силу к приобретению права, можно назвать достоянием.

Закон, обращая внимание свое на деяния человека, ведает, что не всегда ему возможно ими располагать по своему произволению. Иногда препятствия внешние ставят деяниям преграду, иногда сила делает их необходимыми, иногда ложное о вещи суждение, от страсти проистекающее, деянию не тот дает вид, который бы оно имело, если бы разум человека не затмевался. Иногда силы или мощность к произведению деяния недостаточны, так что воля может подвержена быть и насилию естественности своей и в нравственности.

Итак, закон судит только о тех деяниях, где видно свободное воли определение, и если деяние не таково, оно человеку не принадлежит. Оно, так сказать, не его и причтено ему быть не может.

Итак, правилом закон поставляет, что деяния только свободные одни подлежат его суждению. И где нет свободы деяния, там нет и обязанности. Закон судить может только о деяниях внешних, или поскольку воля изъявляется в деянии свободном, но определение рассудка, воли, намерение суждению закона не подлежат.

Следствия деяний иногда бывают таковы, что они истекают из них неминуемо и непосредственно, иногда же они бывают только для того, что одно деяние было в сопряжении с другим, совсем от него различным, и следствие деяния одного было посредством деяния другого.

За следствие, непосредственно из деяния проистекшее, всяк должен ответствовать, потому что знать может всякий, что следствие известного деяния будет неминуемо.

За следствие, проистекающее из деяния посредством другого деяния или происшествия, не иначе ответствовать можно, как тогда, когда и постороннее деяние, следствие произведшее, было предвиденно. Но если его предвидеть было невозможно, то оно случайно, и за него ответствовать нельзя в равной мере с первыми.

Хотя случайное следствие деяний не может причтено быть никому, но поелику во всяком предполагается рассудок, свободное воли определение, сведение о законах, доколе противное не доказано, то всяк, в обществе живущий, обязан употреблять рассудок свой в делах гражданских и прилагать внимание, дабы деяния его законам соответствовали.

Кто по недостатку внимания в каком-либо деле поступит в противность закона, тот учинит вину или проступок.

Вина или проступок могут иметь в причтении разные степени, по мере внимания, которое бы мог употребить в деле учиненном тот, кто сделал проступок или вину.

Если бы, чтобы избежать или не соделать проступка, не нужно было (при обыкновенных разума способностях действующего) великое напряжение внимания, то проступок таковой или вина, которой можно бы было избегнуть без дальнего внимания, назвать можно проступком грубым или первой степени.

А поелику без напряжения внимания или же где оное совсем не нужно было избегнуть бы можно проступка, то вина таковая равняется почти деянию с намерением произведенному.

Если же для избежания проступка нужно было обыкновенное только внимание, то вина, проистекшая от недостатка такого обыкновенного внимания, есть вина второй степени, или вина посредственная.

Но если для избежания проступка нужны были или необыкновенное внимание, или великие способности, или особые знания, или о вещах сведения отменные, то вина, происшедшая от недостатка всего вышесказанного, велика быть не может и будет вина третьей степени, вина малая.

За вины сего рода ответствуют наипаче определенные к должностям; ибо, помещаяся к должности, предполагается, что определенный имеет достаточную к отправлению оной способность.

Когда деяние есть следствие свободного воли определения, когда к нему не был я принужден внешнею силою, тогда оно может произвесть для другого средство что-либо приобресть или возможность что-либо сделать, словом, может произвести право; но дабы деяние могло произвести право для того, кто оное произвел, то сверх всего вышесказанного оно должно быть таково, чтобы никому не вредило и было бы дозволенное.

Итак, деянием свободным можно произвести право, уступить его или передать другому и право уничтожить; наипаче сие произойти может, когда человек изъявляет свое соизволение.

Но где человек не изъяснил своего соизволения или чего не исполнил, то могут из того проистекать права и обязанности потолику, поколику закон таковые с ними сопрягает.

Сказано, когда закон дает с одной стороны право, то он с другой дает обязанность.

А поелику право есть следствие деяния, то оно произведшему деяние налагает все из оного проистекающие обязанности.

По сей причине и противозаконное деяние может произвести право, но не тому в пользу, кто оное учинит, но тому, кому оно будет во вред; а произведший противозаконное деяние получает обязанность в отношении того, кто получил право вредом причиненным.

Итак, права могут приобретаемы быть деяниями недозволенными и деяниями дозволенными.

Мы видели, что для произведения прав нужно деяние, что деяние должно быть свободно, что деянию предидет воля. Но дабы деяние могло произвести право, то нужно, чтобы человек объявил на то свое соизволение, объявил, в чем воля его состоять может.

Итак, когда человек объявит то, что в сходственность его намерения воспоследует или не воспоследует, тогда говорят: человек объявил свою волю или дал знать о своем соизволении.

Но чтобы соизволение могло иметь следствия, производящие права, то должно иметь в виду предмет, о котором соизволяет, и предмет должен быть таков, чтобы соизволяющий имел право о нем сделать» постановление; должно, чтобы соизволяющий имел способность располагать деяния свои с умом и рассудком. Должно, чтобы соизволение было в самом деле, а не предразумеваемо, было бы свободно, непринужденно, нешуточно, подлинно, точно или благонадежно. (...)         

 

 

Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII века / Под общей ред. С. А. Покровского. М., 1959. С. 479-483, 490.

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.022535 с. Яндекс.Метрика