ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Документы по истории России XIX в. arrow Радищев А.Н. Проект для разделения Уложения Российского (1801 г.)
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Радищев А.Н. Проект для разделения Уложения Российского (1801 г.)
Список статей
Радищев А.Н. Проект для разделения Уложения Российского (1801 г.)
Страница 2
Страница 3

III

 

Законы уголовные определяют, что есть преступление, проступок или погрешность, т. е. в чем состоит противузаконное деяние.

Противузаконное деяние не может иначе быть и возникнуть, как только там, где есть свобода деяний, где есть намерение.

Если от деяния какого-либо последует вред, но не обнаружится притом ни намерение, ни в причинении оного свободы деяния, тогда деяние не может вмениться в преступление, и закон определяет за оное удовлетворение, а не наказание, ниже пеню.

Великость противозаконного деяния измеряется по великости или общественности вреда, от оного производимого или произойти могущего, а потому деяния противузаконные могут быть общие и частные.

Противузаконные деяния оскорбляют или 1-е) самую природу или 2-е) общество или 3-е) закон и постановление.

Преступления бывают:

1-е) Против жизни и здоровья.

2-е) Против чести и доброго имени.

3-е) Против свободы.

4-е) Против имения.

5-е) Против спокойствия.

6-е) Против мысли и мнения.

Примечание

 

О преступлениях, служащих государству, можно сделать особую статью для лучшего соображения.

Намерение всяких наказаний не может иное быть, как или предупреждение преступления, или исправление преступника (мщение всегда гнусно); и для того аксиомою поставить можно, что казнь смертная совсем не нужна (разве из сожаления и по выбору преступника), что всякая жестокость и уродование не достигают в наказаниях своей цели. Вследствие сего наказания разделены будут следующим образом:

1) Наказания, стремящиеся к исправлению преступника.

2) Наказания, налагаемые для предупреждения преступлений. Они состоять могут существенно в том же, чем преступления оскорбляют. Гражданина наказать можно:

В жизни или здравии—то и другое не нужно. Сие можно доказать:

в свободе деяний,

в имении,

в чести и добром имени,

в спокойствии,

в мысли.

Наказания суть следующие:

1-е) Темничное заключение и содержание под стражею:

а) больше и меньше строгое,

б) в работе.

2-е) Ссылка а) навсегда, б) на время.

3-е) Изгнание а) навсегда, б) на время.

4-е) Лишение отечества или места пребывания а) навсегда, б) на время.

5-е) Телесное наказание. Сие не иначе должно быть, как в виде исправления, а потому всегда легко и с великою осторожностью.

6-е) Лишение выгод, прав и преимуществ своего сословия.

7-е) Лишение доброго имени.

8-е) Денежная пеня.

9-е) Выговор.

Примечание

Сии наказания могут быть иногда соединены, но очень редко. Ибо усугубление наказаний превосходит всегда меру.

Между предварительными средствами поставляется поручительство в добром поведении, залог и пр.

 

IV

 

Общее мнение, яко твердейшая опора всех человеческих постановлений, возникает и вкореняется следующим:

1) Воспитанием.

2) Почтением к законам.

3) Награждениями.

4) Доверенностию к правительству.

5) Сообразностию всех законоположений и правительственных постановлений.

О всех сих предметах поставить нужно непременные правила, а уложение о заслугах и награждениях столь же нужно, как уложение о преступлениях и наказаниях.

Примечание

 

а) Для лучшего устроения земской полиции, которая должна присуща быть на всякой точке округи (если так сказать можно), округи должно разделить и устроить с некоторою против нынешнего отменою, но сие относится к учреждению, а не к законам.

6) Польза наказания телесного есть (по крайней мере для меня) проблема недоказанная. Оно цели своей достигает ужасом. Но ужас не есть спасение и действует лишь мгновенно.

 

Проект гражданского уложения

 

Закон, постановляя о человеке, рассматривает его двояко: сперва, как его произвела природа, потом, как его образовало общество.

Силы телесные и душевные дает человеку природа. Следовательно, человек есть то, что он есть от природы. Следует, что он может употреблять силы свои по способности, природою ему дарованной.

Закон есть только подтверждение того, что человеку даровала природа. Из сего следует: если человек, вступая в общество, уступает ему часть своих прав, то оно обязано за то ему удовлетворением.

Вследствие сего каждый человек, в обществе живущий, имеет право требовать от него защиты и покрова.

Закон в отношении человека уподобляется природе; он его награждает, как и она; но, не столь будучи пристрастен к своему произведению, он одному не дает того, чего не даст другому, и если он дарит, то дарит равно всех; пред ним все равны.

То, что закон дает человеку, не есть что-либо вещественное, не может изобразиться в чувствах, оно и не есть сила или способность какая-либо, ибо сила или способность могут явиться в своих действиях непосредственно, но то, что он дарит, есть то самое, что силы и способности человека делает деятельными, то, что в человеке направляет его волю, словом, закон человеку дает право, природа дает ему силу, способность; но они могли бы быть препятствуемы в действиях своих, если бы закон не дал ему того, что отдаляет всякое препятствие, что дает способности и силе деятельность невозбранную. Таково есть понятие, которое можно иметь о праве вообще.

Когда закон одному дает право, тогда другому налагает обязанность.

Право бывает тогда, когда закон гражданину дает свободу что-либо предпринять или делать или что-либо опустить или не делать.

Обязанность бывает тогда, когда закон велит что-либо делать или не делать под опасением быть к тому принужденному или наказанному.

Итак, чего я не могу делать или не делать свободно вследствие закона, к тому не могу иметь права; к чему не могу быть принужден законно, к тому нет моей обязанности. Закон право присвояет одному особенно или многим вместе; но пред ним многие суть единица, когда право дает он нераздельно.

Итак, особы единственные и множественные, одаренные правами в законе, равны и называются лица.

Итак, человек потолику есть лицо в смысле закона, поколику может одарен быть правом.

Закон, дав гражданину право, показывает, какое он должен делать из оного употребление.

Поставит правила, как один гражданин права свои может передавать другому или как он права свои потерять может.

Право, поколику относится к лицу, называется право личное, поколику относится к вещам без отношения к лицу, есть право вещественное; но то и другое принадлежит лицу.

Отправление или неотправление права есть деяние, нарушение права есть деяние.

Деянию всякому предшествует всегда в человеке воля, намерение.

Где нет воли, где нет намерения, там нет в законе деяния.

Где нет свободы в деянии, о том закон не судит.

Итак, все постановления о правах относятся или к лицам, или к вещам, или к деяниям. Поколику деяния касаются до лиц и вещей, и право не иначе изъявляться может, как деянием.

Лицо естественное, или единственное, есть каждый человек в своей особенности. Оно больше может иметь прав и обязанностей, нежели лицо множественное, соборное, или нравственное.

Когда многие лица естественные, одаренные одним правом, вместе оное право отправляют совокупно, тогда бывает лицо соборное, или нравственное.

Все, что есть следствие естественности, единственности, не может относиться к лицу соборному, или нравственному, напротив, редко может быть такое право лица соборного, которое бы не могло быть присвоенность лица естественного.

Лицо соборное, или нравственное, и потому отличествует от лица единственного, что единственное потому лицо, что оно есть таково само по себе, и права его истекают из сего положения в обществе; соборное же лицо есть лицо не инако, как вследствие постановления, и права его основание имеют в постановлении.

Лицо единственное закон рассматривает в отношениях, касающихся до его естественности или в отношениях гражданских.



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.022610 с. Яндекс.Метрика