Страница 1 из 2
...Понеже
разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в
Государстве Нашем, как интересам Государственным, так и подданным и самим
фамилиям падение, а именно,
I. О
податях. Например, ежели кто имел тысячу дворов и пять сынов - имел дом
довольной, трапезу славную, обхождение с людьми ясное; когда по смерти его
разделится детям его, то уже только по двести дворов Достанется, которые, помня
славу отца своего и честь рода, не захотят сиро жить, но каждый ясно (хотя и не
так), то уже с бедных подданных будет пять столов, а не единой; двести дворов
принуждены будут едва не то ж нести, как тысяча несла (а Государственныя подати
податьми) от чего не разоренья ль суть людям, и вред интересам Государственным,
ибо податей так исправно не могут платить двести дворов в казну и помещику, как
тысяча дворов, ибо (как выше писано) с тысячи один Господин (а не с двусот
дворов) который пятою долею доволен будет, а впрочем облегчит крестьянам,
которые исправнее в казну и Господину подати платить могут. И тако от того
разделения казне Государственной великой есть вред, и людям подлым разорение.
II. О
фамилиях. А когда от тех пяти по два сына будут, то по сту дворов достанется, и
тако далее умножаясь, в такую бедность придут, что сами одно дворцами застать
могут, и знатная фамилия, вместо славы, поселяне будут, как уже много тех
экземпляров (образов) есть в Российском народе.
III. О
непотребности. Сверх обеих сил вредительных дел, еще и сие есть, что каждый,
имея свой даровый хлеб, хотя и малой, ни в какую пользу Государства без
принуждения служить и простираться не будет, но ищет всякой уклоняться и жить в
праздности, которая (по Святому писанию) материю есть всех злых дел.
На
противу ж того. На первую: ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а прочим
только движимое, то Государственные доходы будут справнее, ибо с большаго
всегда Господин довольнее будет, хотя по малу возмет, и один дом будет, а не
пять (как выше писано) и может лучше льготить подданных, а не разорять.
На
вторую: фамилии не будут упадать, но в своей ясности непоколебимы будут чрез
славные и великие домы.
На
третию: прочие не будут праздны, ибо принуждены будут хлеба своего искать
службою, учением, торгами и прочим. И то все, что оные сделают вновь для своего
пропитания, Государственная польза есть; чего ради за благо изобретено чинить
по сему, как объявлено ниже сего:
1. Всем
недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий,
также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращетися оным в род
таким образом:
2. Кто
имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез
духовную, тому в наследие и будет; другое же дети обоего пола да награждены
будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделитии им при себе
как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго
одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не
будет, а имеет дочерей, то должен их определите таким же образом. А буде при
себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству большому
сыну в наследие, а движимое другим равною частию разделено будет; то ж
разумеется и дочерях.
3. Кто
бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет,
а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в
его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да
разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему, а прочесе другим, кому надлежит,
равным образом.
4. Кому
по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении
да будут до тех мест, пока его братья и сестры приспеют возраста своего,
мужеской до семнадцати, а женской до семнадцати лет, и в те уреченные лета
должен тот наследник их братей и сестр кормить, и снабдевать, и учить всех
грамоте, а мужской пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым
приклонность будет кто иметь. А потом, когда выдут те лета, то им каждой персоне дать его жеребий по духовной
сполна, не зачитая издержек, учиненных (на них) в вышереченные лета.
5. И для того надлежит отцам или матерям
заранее духовныя писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или
мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей
своих, где они ведомы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить
при свидетелях. А покамест наследники
недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие
оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеописанных лет не приспеют,
никаким их письмам или записям не верить, которыя прежде тех лет явятся у кого; и дабы кадеты обоих полов каким
образом не были притеснены в молодых
летах, того для, невольно в брак вступать ранее, мужеского пола до двадцати, а
женского до семнадцати лет.
6. Ежели
которая девица возраста своего по семнадцати летах у брата своего жить не
похочет: то оная, взяв долю своего имения, отойти от него вольная при свидетелях же. А буде у него жить
похочет до своего замужества или и • вовсе, если замуж не пойдет и тогда будет ея воля.
7. А для
возобновления фамилии, в которой фамилии мужеска полу останется один; прочие же
от нисходящей и восходящей линии того рода все вымрут, кроме женска пола,
которых едина или несколько осталось в девицах, или замужняя то помянутый последний оной фамилии повинен все
недвижимыя вещи, которыя ему по наследию пришли, отдать в наследие единой из
оных кому похочет, замужней, вдове, или
девице, однако ж с таким изъяснением, что муж замужней повинен принять прозвище
того, от кого получить недвижимое (оставя свое) он и его наследники, а девице
или вдове не посягать за такого, которой не примет прозвания; и для того прежде
в брак не вступать, а женатым не укреплять недвижимых, пока оной письменнаго
обязательства не подаст, где те дела ведомы, что он оное прозвание примает
вечно себе, и наследником своей линии; ежели ж никто из них прозвания онаго не
приимут тогда недвижимое все повинно будет взять на Государя, кроме движимаго,
которое в разделении оставляется предъявленным образом.
|