ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Документы по истории России XVIII в. arrow Указ о единонаследии (1714 г.)
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Указ о единонаследии (1714 г.)
Список статей
Указ о единонаследии (1714 г.)
Страница 2

 

...Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в Государстве Нашем, как интересам Государственным, так и подданным и самим фамилиям падение, а именно,

I. О податях. Например, ежели кто имел тысячу дворов и пять сынов - имел дом довольной, трапезу славную, обхождение с людьми ясное; когда по смерти его разделится детям его, то уже только по двести дворов Достанется, которые, помня славу отца своего и честь рода, не захотят сиро жить, но каждый ясно (хотя и не так), то уже с бедных подданных будет пять столов, а не единой; двести дворов принуждены будут едва не то ж нести, как тысяча несла (а Государственныя подати податьми) от чего не разоренья ль суть людям, и вред интересам Государственным, ибо податей так исправно не могут платить двести дворов в казну и помещику, как тысяча дворов, ибо (как выше писано) с тысячи один Господин (а не с двусот дворов) который пятою долею доволен будет, а впрочем облегчит крестьянам, которые исправнее в казну и Господину подати платить могут. И тако от того разделения казне Государственной великой есть вред, и людям подлым разорение.

II. О фамилиях. А когда от тех пяти по два сына будут, то по сту дворов достанется, и тако далее умножаясь, в такую бедность придут, что сами одно дворцами застать могут, и знатная фамилия, вместо славы, поселяне будут, как уже много тех экземпляров (образов) есть в Российском народе.

III. О непотребности. Сверх обеих сил вредительных дел, еще и сие есть, что каждый, имея свой даровый хлеб, хотя и малой, ни в какую пользу Государства без принуждения служить и простираться не будет, но ищет всякой уклоняться и жить в праздности, которая (по Святому писанию) материю есть всех злых дел.

На противу ж того. На первую: ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а прочим только движимое, то Государственные доходы будут справнее, ибо с большаго всегда Господин довольнее будет, хотя по малу возмет, и один дом будет, а не пять (как выше писано) и может лучше льготить подданных, а не разорять.

На вторую: фамилии не будут упадать, но в своей ясности непоколебимы будут чрез славные и великие домы.

На третию: прочие не будут праздны, ибо принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим. И то все, что оные сделают вновь для своего пропитания, Государственная польза есть; чего ради за благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращетися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другое же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделитии им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определите таким же образом. А буде при себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству большому сыну в наследие, а движимое другим равною частию разделено будет; то ж разумеется и дочерях.

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии  ближнему, а прочесе другим, кому надлежит, равным образом.               

4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и  движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест, пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до семнадцати лет, и в те уреченные лета должен тот наследник их братей и сестр кормить, и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужской пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь. А потом, когда выдут те лета, то им каждой персоне дать его жеребий по духовной сполна, не зачитая издержек, учиненных (на них) в вышереченные лета.

 5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовныя писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А  покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеописанных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, которыя  прежде тех лет явятся у кого; и дабы кадеты обоих полов каким образом не  были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать ранее, мужеского пола до двадцати, а женского до семнадцати лет.              

6. Ежели которая девица возраста своего по семнадцати летах у брата своего жить не похочет: то оная, взяв долю своего имения, отойти от него вольная  при свидетелях же. А буде у него жить похочет до своего замужества или и • вовсе, если замуж не пойдет  и тогда будет ея воля.                     

7. А для возобновления фамилии, в которой фамилии мужеска полу останется один; прочие же от нисходящей и восходящей линии того рода все вымрут, кроме женска пола, которых едина или несколько осталось в девицах, или  замужняя то помянутый последний оной фамилии повинен все недвижимыя вещи, которыя ему по наследию пришли, отдать в наследие единой из оных  кому похочет, замужней, вдове, или девице, однако ж с таким изъяснением, что муж замужней повинен принять прозвище того, от кого получить недвижимое (оставя свое) он и его наследники, а девице или вдове не посягать за такого, которой не примет прозвания; и для того прежде в брак не вступать, а женатым не укреплять недвижимых, пока оной письменнаго обязательства не подаст, где те дела ведомы, что он оное прозвание примает вечно себе, и наследником своей линии; ежели ж никто из них прозвания онаго не приимут тогда недвижимое все повинно будет взять на Государя, кроме движимаго, которое в разделении оставляется предъявленным образом.



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.018911 с. Яндекс.Метрика