Страница 2 из 2
Собралось
монахов не очень много, не больше двенадцати человек: среди них был некий
старец Василий, по прозванию Сухой, который в числе первых пришел с верховьев
Дубны; другой же монах, по имени Иаков, по прозванию Якута — был он за
посыльного, его всегда посылали по делам, за особенно нужными вещами, без
которых нельзя обойтись; еще один был по имени Анисим, который был дьяконом,
отец дьякона по имени Елисей. Когда кельи были построены и тыном ограждены, не
очень большим, поставили и привратника у ворот, сам же Сергий три или четыре
кельи сам своими руками построил. И в прочих всех монастырских делах, нужных
братии, он участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и
наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Но зачем я вспоминаю о
дровах? Ведь удивительно поистине было видеть то, что у них было тогда: был от
них недалеко лес, — не так, как теперь, но где кельи строящиеся были
поставлены, здесь же над ними и деревья были, осеняя их, шумели над ними.
Вокруг церкви много колод и пней повсюду было, здесь же различные сеяли семена
и выращивали огородную зелень.
Но
вернемся снова к оставленному рассказу о подвиге преподобного Сергия, он без
лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно,
и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих
плечах в гору носил и каждому у кельи ставил.
Долго
принуждала его братия стать игуменом. И он наконец внял их мольбам.
Не по
своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство.
Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за
это, платы не давал, как делают некоторые честолюбцы, вырывающие все друг у
друга. И пришел преподобный Сергий в свой монастырь, в обитель святой Троицы.
И начал
блаженный учить братию. Многие люди из различных городов и мест пришли к Сергию
и жили с ним. Понемногу монастырь увеличивался, братья умножались, кельи
строились.
Преподобный
Сергий труды свои все более умножал, старался быть учителем и исполнителем: и
на работу раньше всех шел, и на церковном пении раньше всех был, и на службе
никогда к стене не прислонялся.
Такой был
обычай у блаженного сначала: после повечерия позднего или совсем глубоким
вечером, когда уже наступала ночь, особенно же в темные и долгие ночи, завершив
молитву в келье своей, выходил он из нее после молитвы, чтобы обойти все кельи
монахов. Сергий заботился о братии своей, не только о теле их думал, но и о
душах их пекся, желая узнать жизнь каждого из них и стремление к Богу. Если
слышал он, что кто-то молится, или поклоны совершает, или работой своей в
безмолвии с молитвой занимается, или святые книги читает, или о грехах своих
плачется и сетует, за этих монахов он радовался, и Бога благодарил, и молился
за них Богу, чтобы они до конца довели добрые свои начинания. «Претерпевший, —
сказано, — до конца — спасется».
Если же
Сергий слышал, что кто-то беседует, собравшись вдвоем или втроем, или смеется —
негодовал он об этом, и, не терпя такого дела, рукой своей ударял в дверь или в
окошко стучал и отходил. Таким образом он давал знать им о своем приходе и
посещении и невидимым посещением праздные беседы их пресекал.
Прошло
много лет, я думаю, больше пятнадцати. Во время княжения князя великого Ивана
начали приходить сюда христиане, и понравилось им здесь жить. Начали по обе
стороны места этого селиться, и построили села, и засеяли поля. Начали они
часто посещать монастырь, принося различные нужные вещи. А была заповедь у
преподобного игумена для братьев: не просить у мирян нужного для пропитания, но
сидеть терпеливо в монастыре и ждать милости от Бога.
Устанавливается
в обители общежительство. И распределяет блаженный пастырь братию по службам:
одного ставит келарем, а других в поварню для печения хлеба, еще одного
назначает немощным служить со всяческим прилежанием. Все это чудесный тот
человек хорошо устроил. Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов:
ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но все общим
считать; и прочие должности все на удивление хорошо устроил благоразумный отец.
Но это рассказ о делах его, а в житии много распространяться об этом не
следует. Поэтому мы здесь рассказ сократим, а к прежнему повествованию
возвратимся. Так как все это чудесный отец хорошо устроил, число учеников
умножалось. И чем больше их становилось, тем больше вкладов приносили ценных; и
насколько в обители вклады умножались, настолько страннолюбие увеличивалось. И
никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда
блаженный не прекращал благотворительность и служителям в обители наказал нищим
и странникам давать приют и помогать нуждающимся, говоря так: «Если эту мою
заповедь будете хранить безропотно, воздаяние от Господа получите; и после
ухода моего из жизни этой обитель моя эта весьма разрастется, и долгие годы
нерушимой будет стоять по благодати Христа». Так была рука его раскрыта для
нуждающихся, как река полноводная с тихим течением. И если кто-нибудь
оказывался в монастыре в зимнее время, когда морозы суровые стоят или же снег
сильным ветром заметается, так что нельзя из кельи выйти, какое бы время он ни
оставался здесь из-за такого ненастья, — все нужное в обители получал.
Странники же и нищие, а из них особенно больные, многие дни жили в полном покое
и пищу, сколько кому нужно было, в изобилии получали согласно наказу святого
старца; и до сих пор все так сохраняется. А поскольку дороги здесь из многих
мест проходили, то князья, и воеводы, и воины бесчисленные — все получали
нужную им достаточную искреннюю помощь, как из источников неисчерпаемых, и, в
путь отправляясь, необходимую пищу и питье достаточное получали. Все это
служащие в обители святого всем с радостью подавали в изобилии. Так люди знали
в точности, где все необходимое находится в храмах, пища и питье, а где хлеб и
варения, и это все умножалось из-за благодати Христа и чудесного его угодника
святого Сергия.
Известно
стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу
великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди
страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим,
был тоща прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому
Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли
святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж
добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом
от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Следует тебе,
господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди
против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое
отечество с великой честью вернешься». Великий же князь ответил: «Если мне Бог
поможет, отче, поставлю монастырь в честь Пречистой Богоматери». И, сказав это
и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь.
Собрав всех
воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское
весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них
охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился
гонец с посланием от святого, гласящим: «Без всякого сомнения, господин, смело
вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет
тебе Бог». Тогда князь великий Дмитрий и все войско его, от этого послания
великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: «Боже
великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками
святого твоего имени». Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог
великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному
разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный Богом гнев и
Божье негодование, и все обратились в бегство. Крестоносная хоругвь долго гнала
врагов. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию,
благодарность принеся за добрый совет. Бога славил и вклад большой в монастырь
дал.
Сергий,
видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу
передать, призывает братство и беседу повел подобающую, и, молитву совершив,
душу Господу предал в год 6900 (1392) месяца сентября в 25-й день.
Хрестоматия
по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост. И. Л. Бабич,
В. Н. Захаров, И. Л. Уколова. М., 1994. С. 139—146.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0!
|