Страница 2 из 2
§ 59. В
журналы дела вносятся по департаментам, не сливая одного с другим.
§ 60. В
обыкновенных собраниях Совета министры, по другим их упражнениям, могут не
присутствовать, но отсутствие их не прерывает течение дела.
§ 61. Они
могут для объяснения дел представлять директоров, особенно управляющих теми
частями, к коим принадлежит предмет рассуждения.
§ 62. Для
сего о делах, назначаемых к докладу в общем собрании Совета, дается каждый раз
знать министрам.
§ 63.
Директор в сих случаях занимает место подле государственного секретаря.
§ 64.
Обязанность директоров есть представлять все нужные объяснения по делам, к
части их принадлежащим, но они не имеют совещательного голоса и оставляют
собрание, как скоро окончатся требуемые от них объяснения.
§ 65.
Журналы подписываются сначала председателем, а потом членами по старшинству их
и представляются государственным секретарем на высочайшее усмотрение.
§ 66.
Словесные высочайшие повеления объявляются Совету председателем. В
департаментах Совета то же право принадлежит их председателям. Государственный
секретарь, для предложения их Совету, сообщает оные письменно по
принадлежности.
VI.
ОСОБЕННЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОВ, УСТАВОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
§ 67. Все
предварительные начертания гражданских и уголовных законов, также уставов и
учреждений, составляемых вне комиссии, особенно для сего учрежденной, вносятся
прежде всего через государственного секретаря в сию комиссию и потом с мнением
ее поступают в департамент законов.
§ 68.
Начертания законов, уставов и учреждений, в комиссии составляемые, вносятся все
без изъятия в департамент законов.
§ 69.
Директор комиссии имеет место и совещательный голос в сем департаменте по
своему званию.
§ 70. Он
предлагает начертание законов, уставов и учреждений и представляет по оным
надлежащие изъяснения.
§ 71. По
рассмотрении и исправлении их в департаменте Совета они вносятся в общее
собрание в том самом виде, какой получат в департаменте. Государственный
секретарь предлагает их в общем собрании, а директор комиссии представляет
надлежащие по оным объяснения.
§ 72.
Законы, уставы и учреждения, таким образом в общем собрании Совета
рассмотренные, входят на высочайшее усмотрение и потом поступают в порядок
совершения, им предназначенный.
VII.
ФОРМЫ ИЗДАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
§ 73. Все
предметы, содержащие в себе закон, устав или учреждение, имеют форму манифестов
и излагаются в следующем виде:
Божиею
милостью мы и проч., и проч.
Введение,
в коем излагаются кратко причины:
Вняв
мнению Государственного совета, постановляем или учреждаем:
Следуют
статьи закона, устава или учреждения.
Место и
время издания.
В
заключение подпись высочайшего имени.
Контрассигнирование
председателя Государственного совета.
С
подлинным верно: государственный секретарь.
§ 74. Все
дополнения существующих уставов и учреждений, исходящие по делам, в Совете
уваженным, имеют таковую же форму.
§ 75. Но
изъяснения, предписывающие только образ исполнения или устанавливающие истинный
их разум по возникшим сомнениям, имеют следующую форму:
Мнение
Государственного совета.
Государственный
совет по вошедшему на расуждение его вопросу... уважив... мнением положил...
Подпись:
председатель Совета.
§ 76.
Высочайшая конфирмация имеет следующий вид:
Быть по
сему... Высочайшее имя.
§ 77.
Государственный секретарь выставляет место и время конфирмации и на списке
подписывает: с подлинным верно.
§ 78.
Высочайшие повеления, собственно к Государственному совету относящиеся, об
определении его членов и чинов, в установлениях его служащих, имеют следующий
вид:
Государственному
совету.
Такому-то
повелеваем присутствовать в Государственном совете по такому-то департаменту.
Высочайшее
имя.
С
подлинным верно: государственный секретарь.
§ 79.
Когда предлагаются на уважение Совета какие-либо особенные высочайшие
примечания, они имеют следующий вид:
Его
императорское величество, уважив ... предлагает
Государственному
совету обратить внимание на следующие предметы:
Подпись
председателя Государственного совета.
VIII.
УСТАНОВЛЕНИЯ, К ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ
§ 80. При
Государственном совете состоят следующие установления:
1)
Комиссия составления законов.
2)
Комиссия прошений.
3)
Государственная канцелярия.
1)
Комиссия составления законов
§ 81.
Труды комиссии управляются ее директором.
§ 82.
Комиссия делится на отделения.
§ 83.
Каждое отделение имеет своего начальника и нужное число помощников.
§ 84. Все
начальники отделений составляют общую конференцию под председательством
директора.
§ 85.
План трудов каждого отделения составляется начальником, рассматривается в
конференции и по утверждении директором обращается к исполнению.
§ 86. По
плану сему составляются проекты законов, уставов и учреждений, рассматриваются
директором и вносятся в Государственный совет.
§ 87.
Число отделений и чиновников определяется по мере предлежащих трудов ежегодным
штатом.
2)
Комиссия прошений
§ 88. Для
принятия прошений, приносимых на высочайшее имя, находится особенный
статс-секретарь.
§ 89. Все
получаемые им прошения разделяются по родам их и вносятся в комиссию прошений.
§ 90. Из
сего исключаются:
1) Те
бумаги, кои под общим видом прошений могут содержать в себе дела особенной
важности. Сии бумаги вносятся непосредственно к высочайшему усмотрению.
2)
Прошения, по коим сделан уже был отказ.
3) Жалобы
на решения, высочайше конфирмованные или именными указами оконченные, разве бы
жалоба относилась не к самому решению, но к представлению, на коем оно
основано.
4) Жалобы
или прошения без подписи имени.
§ 91. В
сих трех последних случаях прошения оставляются без всякого дальнейшего
движения.
§ 92.
Комиссия состоит под председательством одного члена Совета из лиц, к сему
определенных.
§ 93.
Статс-секретарь есть член сей комиссии и управляет ее письмоводством.
§ 94. Для
успешнейшего течения дел председатель разделяет прошения между членами, кои,
рассмотрев их, вносят в комиссию на общее рассуждение.
§ 95.
Прошения разделяются на три рода: 1) жалобы, 2) прошения каких-либо наград или
милостей, 3) проекты.
§ 96.
Если прошение содержит в себе все сии три свойства или два из них вместе, то
относится оно к тому или другому роду, судя по важности того или другого
предмета.
I. О
жалобах
§ 97.
Следующие жалобы оставляются комиссией без уважения:
1) Все
жалобы на места средние и лица подчиненные, приносимые мимо высшего их
начальства.
2) Все
жалобы по тяжебным делам, решенным в общем Сената собрании.
§ 98.
Жалобы на решения департаментов Сената до окончательного образования судебной
части хотя и допускаются, но с тем, чтобы при жалобе было решение, на которое
оно приносится.
§ 99. Из
решения сего комиссия если усмотрит, что действительно было к жалобе основание,
то соберет по оной справки и сделает свое заключение о мерах, коими решение
может быть исправлено и дело обращено в свой порядок.
§ 100.
Заключения комиссии должны быть решительны и не могут состоять единственно в
отсылке дела на рассмотрение.
§ 101. По
жалобам на министерства комиссия собирает от них нужные изъяснения и полагает
заключение о мерах исправления.
§ 102. По
всем сим жалобам комиссия, означая в журналах свои заключения, подносит их
через статс-секретаря на высочайшее усмотрение.
§ 103.
Если заключение комиссии состоять будет в отмене сделанного в министерстве или
в департаменте Сената решения, тогда журнал и дело поступит в Государственный
совет тем же порядком, коим дела вносятся от министров.
§ 104. В
противном случае именем комиссии через статс-секретаря объявляется отказ.
II. О
прошениях наград и милостей
§ 105.
При вступлении прошений о наградах наблюдаются те же правила, как и при
представлении жалоб, и не вносятся в комиссию:
1)
Прошения о наградах подчиненных лиц, приносимые без ведома их начальств.
2)
Прошения, по коим сделан уже был отказ.
§ 106. По
всем другим прошениям о наградах собираются сведения от начальства и заключение
комиссии означается в ее журналах.
§ 107. Из
журналов сих составляются списки каждые полгода и представляются на высочайшее
усмотрение для назначения по оным удовлетворения, если по сношению с
министерством финансов окажутся к тому возможные способы в остатках.
§ 108.
Прошения о милостях могут единственно относиться к единовременным подаяниям, в
пособие бедности или приключившегося несчастия.
§ 109.
Прошения о единовременных подаяниях и помощи людям, жительствующим здесь в
столице, исключая тех, коим сделается отказ, посылаются в особенное общество,
для таковых вспоможений здесь учрежденное, и удовлетворяются по прилежному его
рассмотрению и по мере ежегодных его доходов.
§ 110. В
случаях, особенное какое-либо уважение заслуживающих, комиссия делает свое
заключение о мерах пособия и представляет их на особенное высочайшее усмотрение.
III.
Проекты
§ 111. Не
вносятся в комиссию проекты, заключающие в себе очевидную несовместимость или
недоразумение.
§ 112.
Все прочие проекты, кои комиссия признает уважительными, отсылаются к министрам
по их принадлежности.
§ 113.
Министры поручают рассмотрение их особенным комитетам или комиссиям, для
таковых соображений при них учрежденным, и по заключениям таковых комитетов
дают надлежащее движение тем из них, кои заслуживают особенное уважение.
3)
Государственная канцелярия
I.
Предмет учреждения и состав ее
§ 114.
Государственная канцелярия учреждается для производства всех дел, входящих и
исходящих из Совета.
§ 115.
Она составляется из государственного секретаря, статс-секретарей, докладывающих
в департаментах Совета, и их помощников.
II.
Разделение дел
§ 116. По
разделению дел в Государственном совете канцелярия имеет следующие отделения:
1 )
Военных и морских дел.
2) Дел
гражданских и духовных.
3)
Государственной экономии.
4)
Содержание и хранение журналов, постановлений и архив.
5)
Особенные поручения.
Примечание.
Поелику для письмоводства по составлению законов существует комиссия, то в
канцелярии и не полагается по сим предметам особенного отделения, но
статс-секретарь, занимающийся сею частью в департаменте Совета, принадлежит к
составу государственной канцелярии.
III.
Образ производства дел
§ 117.
Все дела, в Государственный совет поступающие, входят в государственную
канцелярию и присылаются на имя государственного секретаря.
§ 118. В
делах, поступающих от разных министерств, государственный секретарь наблюдает,
чтоб действие Государственного совета не было затрудняемо: 1) делами, не
оконченными в средних или высших местах управления; 2) делами, коих разрешение
зависит от министров или властей, им подчиненных; 3) делами, зависящими от
решения Сената; 4) теми делами, кои представлены министерскому комитету; 5)
наконец, делами текущими, когда не представлено при них общего положения к
разрешению подобных случаев и на будущее время.
Примечание.
Точное понятие дел текущих определяется в министерском наказе.
§ 119.
Государственный секретарь сверх того наблюдает, чтоб при каждом деле приложено
было:
1 )
Краткая записка, существо его излагающая.
2) Все
сведения, к ней принадлежащие в приложениях.
3)
Решительное заключение министра.
4) Проект
постановления, учреждения, указа или общего предписания.
§ 120.
Дела, в сем виде поступившие, разделяются по отделениям их, где они и
приуготавливаются к докладу надлежащими изъяснениями и дополнениями.
§ 121.
Статс-секретари требуют сих дополнений из разных департаментов посредством их
помощников, в самих тех департаментах служащих.
§ 122.
Для сего статс-секретари снабжают их помощников записками за своим подписанием.
§ 123.
Дело, сим образом изготовленное, представляется государственному секретарю для
удостоверения точности в сведениях его и порядке изложения.
§ 124.
Каждое изложение дела, в Совет вносимое, подписывается государственным
секретарем и статс-секретарем того департамента, к коему оно принадлежит.
§ 125. О
делах, таким образом приуготовленных, каждую неделю посылается список и
перечень содержания их к председателям департаментов, к каждому по
принадлежности, для назначения оных к докладу. Государственный секретарь
таковой же список доставляет председателю Совета по делам, следующим в общее
собрание.
§ 126. По
назначении дела к слушанию как в департаменте, так и в общем собрании
извещаются о нем те министры, к коим оно принадлежит.
§ 127.
Рассуждения Совета и заключения, большинством голосов принятые, излагаются в
журналах его заседаний.
§ 128.
Журналы по предназначенной им форме составляются в департаментах
статс-секретарями, а в общих собраниях - государственным секретарем.
§ 129.
Все журналы, по подписании их, поступают к государственному секретарю и
представляются им на высочайшее усмотрение.
§ 130.
Журналы департаментов по тем предметам, в коих окончательное заключение
предоставлено общему собранию Совета, вносятся в оное непосредственно и потом
уже с присоединением его заключения представляются на высочайшее усмотрение.
§ 131. По
высочайшим решениям составляются в государственной канцелярии окончательные
исполнения по установленным формам и вносятся государственным секретарем к
высочайшему утверждению.
§ 132.
Постановления, высочайше утвержденные, предъявляются Совету и вносятся в общий
журнал, который подписывается председателем Совета и скрепляется
государственным секретарем.
§ 133.
Соединение всех сих журналов в государственной канцелярии составляет общую
книгу всех высочайших повелений, по делам Совету предлагаемым.
§ 134.
Все журналы вообще хранятся в государственной канцелярии по отделениям их
предметов.
§ 135.
Подлинники постановлений также хранятся в государственной канцелярии, а списки
с них за скрепою государственного секретаря доставляются к министрам по
принадлежности для дальнейшего исполнения.
§ 136.
Подлинные приложения дел, внесенных от министров, возвращаются к ним по
принадлежности. Записки же и прочие сведения вместе с журналами поступают для
хранения в архив.
§ 137. В
журналах, составляемых по делам, на уважение Совета входящим, означается: 1)
содержание дела, 2) главные предметы рассуждения, 3) причины, уваженные
Советом, 4) заключение.
§ 138.
Заключение в журнале должно быть изложено так точно, как оно должно быть
внесено в окончательное постановление.
§ 139.
Журналы будут иметь вид, при сем прилагаемый.
§ 140.
Государственная канцелярия в переписке своей наблюдает формы, при сем
издаваемые.
§ 141.
Архив государственной канцелярии составляется: 1) из собрания самых
положительных сведений по делам государственным прежних лет; 2) из сведений
самых полных о настоящем каждой части положении, собранных по их отделениям; 3)
из журналов Государственного совета и последовавших по оным высочайших решений.
§ 142.
Государственная канцелярия имеет свою особенную печать.
§ 143.
Число чинов, их оклады и содержание государственной канцелярии определяются
особенным положением.
§ 144.
Настоящие особенные учреждения Государственного совета и его установлений имеют
быть дополняемы по усмотрению нужд и обстоятельств, на основании коренных
законов Совета.
Российское
законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX
века. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1988.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0!
|