ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по методике преподавания истории arrow "Опыт использования и новые возможности мультимедийного учебника "История Росии: XX век"
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
История России: XIX век

Rambler's Top100

"Опыт использования и новые возможности мультимедийного учебника "История Росии: XX век"
Т.C. Антонова, А.Л. Харитонов

Тезисы доклада на Всероссийской научно-практической конференции "Региональные проблемы информатизации образования" (РЕГИНФОРМ-99). Пермь, 6-8 апреля 1999 г.

 

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА "ИСТОРИЯ РОССИИ: XX ВЕК"

Антонова Т.С., Харитонов А.Л.

Мультимедиа издательство "Клио Софт", г. Москва

Рассмотрены особенности и опыт практического использования в учебном процессе первого федерального мультимедийного учебника.

Крупнейшее российское мультимедийное издание , состоит из 4-х CD-ROM и брошюры . Полностью основан на существующих школьных программах и ориентирован на учащихся трех возрастов ( три уровня сложности): на 9-й класс; на 10-11-й классы; на абитуриентов исторических факультетов и студентов неисторических факультетов вузов .

C одержит 278 мультимедийных лекций (более 24 академических часов дикторского текста). Изучение каждого параграфа заканчивается тестированием и выставлением оценок (более 600 тестов , кроссвордов и т . п .).

Cнабжен обширным справочным материалом: более 700 персоналий; подробная хронология; терминологический словарь; более 30 анимированных карт ; более 6 тысяч иллюстраций; более двух часов озвученной кинохроники; более 500 документов; более 70 звуковых документов. Имеется полнотекстовая поисковая система .

Главная особенность данного учебника , выгодно отличающая его от многих других изданий на CD-ROM - "тотальная мультимедийность". Примерно 95% основного учебного материала представлена не в виде "глазодробильного" гипертекста (подробнее - см. /1/) , а в виде ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных (там, где это необходимо) мультимедийных лекций.

Учебник может быть использован не только дома (в качестве "программы-репетитора"), но и на занятиях . В случае работы с обычной (персональной) версией программы каждый компьютер учебного класса должен быть оснащен CD-ROM дисководом и каждому учащемуся должен быть выдан отдельный комплект учебника.

Слабое оснащение российских учебных заведений мультимедийными компьютерами подтолкнула многих преподавателей к изобретению способа использования учебника, не предусмотренного его авторами. Эта форма напоминает некогда очень распространенные "киноуроки", только вместо кинопроектора кабинет истории оснащается одним мультимедийным компьютером с присоединенным к нему проектором.

Преподаватель демонстрирует мультимедийные лекции, периодически останавливая их и дополняя собственными комментариями. Богатый видеоряд учебника не только успешно заменяет давно износившиеся традиционные наглядные пособия (карты и т.д.) но и обеспечивает "погружение" в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Резко возрастает при этом и интерес к предмету.

Недостатком данной формы работы является трудность охвата всех учащихся системой сквозного автоматизированного контроля знаний и принудительный единый ритм работы для учащихся с различным уровнем подготовки и различными интересами. В ходе мультимедийных лекций программа периодически предлагает ознакомиться с тем или иным дополнительным материалом (персоналиями, определениями терминов, документами и т.д.). В режиме "киноурока" компьютером управляет преподаватель и именно он решает, какой дополнительный материал показывать классу, а какой - нет.

Очень кстати оказалось то обстоятельство, что для работы учебника достаточно разрешение 640 на 480, поскольку мультимедийные проекторы, поддерживающие данное разрешение, сейчас стоят чуть более 1000 долларов (проекторы с большим разрешением в пять - десять раз дороже). Более того, при наличии у компьютера TV выхода (желательно - стандарта SVHS) для демонстрации "картинки" с разрешением 640 на 480 вполне применимы видеопроекторы.

В целом ряде школ преподаватели успешно применяют еще более экономичное решение: TV-выход компьютера они подсоединили к крупногабаритному телевизору. Оказалось, что современные телевизоры имеют вполне приемлемое для разрешения 640 на 480 качество "картинки". Разумеется, телевизор по качеству изображения не способен конкурировать с проектором, зато его рабочий ресурс несравнимо выше.

Использование телевизионного экрана для демонстрации мультимедийного учебного материала имеет свои недостатки. Прежде всего, экран даже большого телевизора маловат для показа видеофрагментов в окне 320 на 240 пикселов (четверть экрана). По просьбе преподавателей, использующих телевизор, в программу добавлена специальная возможность - показ видео в "удвоенном" режиме (при разрешении 640 на 480 это соответствует полноэкранному показу). Следует иметь в виду, что данный режим требует определенного "запаса мощности" у компьютера и его видеосистемы (на большинстве продаваемых сейчас компьютерах он работает хорошо).

Достоинством "киноуроков" является то, что преподаватель может легко выбрать, какие мультимедийные лекции показывать, а какой материал он лучше изложит сам. При индивидуальной работе учащиеся вынуждены изучать весь обязательный для выбранного уровня сложности материал. При групповой работе в режиме "киноурока" преподаватель имеет возможность давать учебный материал в порядке, отличном от того, в котором он размещен в учебнике. Иногда преподаватель комментирует мультимедийную лекцию непосредственно по ее ходу, спорит с авторами учебника и т.д. Более того, он может использовать от лекции только иллюстративный ряд, полностью заменив голос диктора собственным комментарием (для этого достаточно понизить уровень звука).

"Высокая мультимедийность" учебника почти избавляет от необходимости чтения текстов с экрана - восприятие учебного материала происходит прежде всего на слух при "поддержке" образного иллюстративного ряда.

По отзывам преподавателей, даже "телевизионная" форма использования учебника радикально облегчила их труд. В пензенской школе #68 (директор - Х . Г . Курмаев) был поставлен сравнительный эксперимент: один из девятых классов был переведен в 1-2 четвертях 1998/99 учебного года на описанную выше "частично компьютеризированную" форму обучения, а второй обучался как обычно. Все уроки велись в режиме "диалога-дискуссии" между мультимедийным учебником и преподавателем, для контроля знаний часть учеников (попарно) проходили тестирование, в то время как остальные опрашивались учителем. Оказалось, что ученики никогда не обижаются на получаемые от компьютера двойки и по собственной инициативе остаются после занятий для их исправления, азартно борясь с "вредным, но объективным" электронным профессором (роль " профессора" играет известный телеведущий Евгений Воскресенский).

В конце второй четверти было установлено, что уровень знаний по курсу отечественной истории в "компьютеризированном" классе оказался намного выше, чем в контрольном.

Вторая форма использования мультимедийного учебника в школе состоит в переносе урока истории в компьютерный класс. В этом случае каждый учащийся работает с программой самостоятельно (в наушниках). Достоинством данного режима является возможность работать в удобном для ученика темпе, изучая только те дополнительные материалы, которые он выбирает сам (например, он не станет останавливать лекцию для просмотра определения уже знакомого ему термина). После автоматизированного контроля знаний учащийся, если он недоволен своей оценкой, повторит только те подпараграфы, которые он не усвоил (с них программа снимет "галочки"). Преподаватель при этом контролирует работу группы и имеет возможность заниматься индивидуально с теми, кто в этом нуждается. Обычно индивидуального подхода требуют с одной стороны - наиболее сильные учащиеся, задающие много нестандартных вопросов, а с другой - наиболее слабые, часто не успевающие хорошо усвоить тему и получить положительную оценку за отведенное на занятие время.

Даже в тех учебных заведениях, где имеются мультимедийные компьютерные классы, преподавателям-предметникам лишь в редких случаях удается договориться о проведении своих занятий на их базе. Но еще сложнее добиться закупки необходимого количества копий компьютерного учебника. В ряде учебных заведений реализованы сетевые мультимедийные компьютерные классы . На их основе были проведены эксперименты по работе с одной копией персональной версии мультимедийного учебника по сети. С юридической точки зрения это некорректно - лицензия не предусматривает одновременную работу с персональной версией программы на нескольких компьютерах.

В результате экспериментов на типичной для школ одноранговой сети было установлено, что если более 4-х учащихся одновременно находятся в режиме прослушивания мультимедийных лекций, то из-за перегрузки локальной сети и дисковода CD-ROM периодически происходят "заикания" звукового сопровождения и возникает несинхронность иллюстративного ряда и звука. Таким образом, использование персональной версии мультимедийного учебника в сети оказалось не только некорректным с юридической точки зрения, но и затруднительным с технической. Отметим, что появившаяся в августе 1998 года пиратская версия учебника (на двух CD-ROM и без брошюры) оказалась и вовсе неработоспособной.

Для обеспечения легального и эффективного использования учебника в сетевых компьютерных классах разработана сетевая версия . Специальные возможности этой версии, адресованы преподавателю и недоступны учащимся. Преподаватель может перед занятиями выгрузить на компьютеры учеников часть материалов изучаемой темы , это снимает проблему перегрузки сети. В ходе занятий он может контролировать работу учащихся непосредственно со своего компьютера.

Профессиональная версия учебника включает все возможности сетевой, но дополнительно позволяет преподавателю изменить структуру и содержание курса , включить в учебник свои методические наработки (иллюстрации , тесты ), дополнить хронологию событиями истории своего региона , внести новые персоналии и т . д . При желании можно переозвучить и перемонтировать мультимедийные лекции на свой лад.

В учебник периодически вносятся усовершенствования. Все они могут быть присоединены к его исходной версии. Обновление можно загрузить бесплатно с Web сайта www.history.ru.

Литература

1. Антонова Т.C., Харитонов А.Л. Мультимедийный или гипертекстовый учебник? (на примере компьютерного учебника "История России: XX век"). Материалы VIII Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Москва, 3-6 ноября 1998 г.

2. Антонова Т., Харитонов А. Мультимедийный учебник. Поиски жанра. " Компьютер Пресс", #9, 1998.

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.034424 с. Яндекс.Метрика