ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по проблемам информатизации образования arrow Учебно-методические комплексы нового поколения: с чего начать?
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Учебно-методические комплексы нового поколения: с чего начать?
Рассмотрены возможные подходы к созданию “цифро-бумажных” УМК, которые должны стать ключевым элементом реальной массовой информатизации школьного образования.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: C ЧЕГО НАЧАТЬ? КУДА ИДЕМ?

Антонова Татьяна Сергеевна, к.и.н. ( ), Харитонов Алексей Леонидович, к.т.н. ( )

ООО “Клио Софт”, г. Москва

Разработка учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения, включающих в свой состав как традиционные (“бумажные”) компоненты (учебник, хрестоматию и т.д.), так и цифровые компоненты (мультимедийное издание на CD/DVD, Web-ресурс) – дело новое и сложное, реальных успехов в этой области пока немного.rnПервая проблема, которую должен решить каждый разработчик: “C чего начать?” Есть две альтернативы: сотрудничество с книжными издательствами, которым принадлежат имущественные права на наиболее удачные традиционные УМК и прямое сотрудничество с авторами, которым принадлежат неимущественные права (возможно, на те же УМК).rnrnВ случае реализации первого подхода разработка, скорее всего, сведется к добавлению “цифровых” компонентов в готовый “бумажный” УМК без существенной переработки последнего. В этом случае есть большой соблазн рассматривать “электронные” компоненты как вспомогательный, факультативный “цифровой прицеп” (“а еще у нас CD-ROM есть...”). Разработка такого “цифрового дополнения” почти всегда состоит в тривиальном переходе от “бумажного” текста к “цифровому” гипертексту (печально знаменитые “гипертекстовые учебники”), возможно, с добавлением интерактивного тестирования. Методическая бесполезность и эргономическая вредность подобных “электронных безделушек” (применительно к среднему образованию) уже многократно обсуждалась [1].

Если проанализировать общие черты электронных образовательных изданий для школьников, которые принято считать удачными, то можно заметить их общее ключевое свойство – стержнем всех изданий является не текст, а изобразительный ряд. Например, в электронных изданиях “Физикона” и “Марис Мультимедиа” “изюминка” – визуальные интерактивные модели, в изданиях “Истрасофта” - графическое представление звука, в изданиях “Клио Софт” – иллюстрированные мультимедийные лекции. При всем различии предметных областей и методических подходов во всех полезных цифровых образовательных изданиях визуальный ряд является не вспомогательным (как в большинстве “бумажных” и “гипертекстовых”), а основным каналом передачи информации. И это не случайно. Методическая эффективность цифровых изданий как раз и достигается благодаря образному восприятию и эмоциональному воздействию на обучаемого, которое способен обеспечить грамотно построенный и хорошо согласованный аудиавизуальный ряд, чередующийся с интерактивными упражнениями (подробнее см. [2] и [3]).

Целью создания УМК нового поколения должен быть не формальный (“для галочки”) перевод какой-то части учебных материалов в “модную в нынешний весенне-летний сезон” цифровую форму, а получение от цифровых компонентов УМК реальной пользы для образования. Для этого цифровые компоненты УМК следует проектировать так, чтобы они в полной мере использовали возможности компьютера, одновременно минимизируя вредные нагрузки на зрение учащихся. Тщательно проектируя электронное издание “от иллюстративного ряда” можно минимизировать самую вредную для зрения форму работы учеников с компьютером – чтение текстов с экрана. Сочетание крупных графических образов и звукового ряда позволяет не только более эффективно доносить информацию до учащихся, но при этом почти не наносить вред их здоровью.rnrnИзложение учебного материала, которое вроде бы аналогично по функции тексту “бумажного” учебника, в хорошем электронном издании должно быть представлено иначе – язык лучше сделать не “книжным”, а “живым”, подобным речи хорошего преподавателя или экскурсовода. Восприятие учебного материала должно осуществляться не столько путем чтения, сколько на слух при (повторимся) ключевой роли изобразительного ряда. В любом случае текстовая составляющая является лишь дополнением к образно-визуальному ряду, несущему основную информацию. Если выделить из хорошего образовательного издания текстовую часть, аналогичную по функции тексту “бумажного” учебника, то этот текст скорее похож на киносценарий или стенограмму некоей виртуальной экскурсии (“посмотрите направо, посмотрите налево”). Он намного ближе к разговорной речи, намного более эмоционален, чем текст типичного “бумажного” учебника. В случае реализации “электронного” обучения в форме игры (что особенно актуально для младших возрастов) текст из электронного учебного издания и вовсе трудно выделить.rnrnЕсли пытаться создать качественное электронное издание, опираясь на готовый “бумажный” учебник, то его текст придется радикально перерабатывать, во-первых, для согласования с иллюстративным рядом, во-вторых, для перевода с “книжного” языка на разговорный, пригодный для восприятия на слух, в третьих, для органичной интеграции текста с контролем знаний, “игровыми блоками” и т.д. и т.п. Много ли в результате добросовестной переработки останется от исходного текста учебника? В лучшем случае – около половины…rnrnВо многих случаях разумней не перерабатывать поэтапно, подобно герою известного анекдота, чертеж паровоза в чертеж ракеты, а создавать УМК нового поколения как бы “c чистого листа”, ориентируясь на параллельно формируемый массив иллюстративных материалов. В этом случае видеоряд и текст (звук) будут сразу же хорошо согласованы и вследствие этого методически более эффективны. Никто при этом не запрещает согласовывать структуру электронных изданий со структурой наиболее удачных (или популярных) традиционных “бумажных” учебников, а также использовать (с согласия или при участии авторов или иных правообладателей) фрагменты текстов традиционных УМК.rnrnВ УМК нового поколения будет входить свой, новый “бумажный” учебник, который должен быть тесно связан с “электронными” компонентами УМК, и часто на них ссылаться. Разумеется, и электронные компоненты должны ссылаться на “бумажный” учебник, такая форма работы, как чтение книги, отнюдь не отменяется новыми технологиями, и дело не только в нехватке компьютеров. Бумага еще достаточно долго будет оставаться самым эргономичным носителем текстовой информации, поэтому если надо читать текст, превышающий по объему несколько абзацев, то даже при “тотальной компьютеризации” образования (до которой далеко), все равно лучше делать отсылку к книге, а не выводить текст на экран компьютера. Текст бумажного учебника, входящего в “цифро-бумажный” УМК должен, с одной стороны, быть близок к тексту сценария обучающей программы, с другой – не может полностью с ним совпадать, поскольку учебник должен оставаться самостоятельной книгой, удобной для работы и без компьютера. Например, многие фрагменты сценария, привязанные к контрольным вопросам, “игровым блокам”, видеофрагментам, анимациям, статическим иллюстрациям в книге повторить либо невозможно, либо нецелесообразно.

Появление высококачественных цифровых образовательных изданий постепенно сделает ненужными многие компоненты традиционного УМК (справочники, сборники тестов, рабочие тетради, атласы, контурные карты и т.д.). От некоторых “бумажных” компонентов УМК можно будет отказаться достаточно скоро. Вполне возможно, что вместо стопки книг мы в перспективе получим одну - учебник, совмещенный с хрестоматией. Если учебник адресован старшеклассникам, то в нем не обязательны многочисленные цветные иллюстрации, сильно удорожающие традиционные учебные пособия. Основной массив иллюстраций в УМК нового поколения может быть размещен в его “цифровой” части. Из прочих “бумажных” компонентов в УМК нового поколения наверняка сохранятся методические рекомендации (зрение учителей тоже надо беречь).

УМК нового поколения должны постепенно вытеснить традиционные УМК за счет сочетания двух своих достоинств – большей методической эффективности и меньшей себестоимости тиражирования (последняя должна компенсировать намного большую трудоемкость разработки качественных “цифро-бумажных” УМК).

 

Литература

1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный или гипертекстовый учебник? (на примере компьютерного учебника “История России: ХХ век”) /Материалы VIII Международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”. М. 3-6 ноября 1998.rn2. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Концепция мультимедийного учебника истории. //Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ. Сб. ст., Минск. БГУ. 1999.

2. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник истории России ХХ века: мифы и реалии информатизации процесса обучения./Преподавание истории в школе. 2000. №3.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.015230 с. Яндекс.Метрика