о
запрещении крестьянского выхода и о пятилетнем сроке подачи исковых челобитных
в крестьянском владении и вывозе
№ 1
От царя и
великого князя Феодора Ивановича всея Русии в нашу отчину в Великий Новгород
воеводе нашему князю Данилу Ондреевичю Нохтеву с товарыщи. Бил нам челом из
Великого Новагорода Пантелеева монастыря старец Андреян з братьею, а сказал: по
нашему деи указу в том Пантелееве монастыре преж сего жили воеваные старцы сь
Ямыгорода дву монастырей, из Воскресенского да ис Пятницкого с[трои]тель старец
Дософей с своею братьею. А как [в прошлом] в 95-м году по нашей грамоте дьяки
наши Сава Фр[олов] да Семейка Емельянов велели быти в том Пант[елее]ве
монастыре тому строителю Дософею з братьею, и дали деи им ис Пантелеевской
вотчины ис пуста в Деревской пятине, в Курском присуде, в Петровском погосте
деревню Липицы, две обжи, да деревню Я[ков]лево сельцо, две обжи ж, да деревню
Индриково. Всего п[ять] обеж на л[готу] на десять лет з 95-го году по сто пятой
год [т. е. с 1587 по 1597 г.]. А в те деи было лготные лета тому строителю
Дософею з братьею на тех лготных пяти об жах [пашню] роспахати, и поля
огородити, и сенные покосы роз[чистити], и дворы поставити, и крестьян назвати.
И тово деи строителя старца Дософея не стало. А как деи мы отчи[ну] своею
Ямогород взяли, и те деи старцы ямогородцкие [из Пан]телеева монастыря вышли на
Ямугород в прежние свои монастыри. А тех деи они лготных пяти обеж пашни не
роспахали, и поле не огородили, и сенных покосов не розчистили, и дворов не
поставили, и крестьян не назвали, а пахали деи они в тех лготных пяти обжах
только две обжи собою на монастырь.
И нынеча
деи их тем лготным пяти обжам срок находит. А они деи после тех ямогородцких
старцов пришли в тот Пантелеев монастырь на пусто, и им де тех лготн[ых] пяти
обеж крестьяны навести немочно, потому что ныне по нашему указу крестьяном и
бобылем в[ыходу] нет, а казны деи у них монастырьской в том Пантелееве
монастыре нет же, подмоги давати крестьяном нечем [же], и нашего деи годового
хлебного и денежного жалованья в тот Пантелеев монастырь не идет ничего, и
около деи того монастыря пашенки и огородцу нет…
№ 2
…И будет
так, как государю царю и великому князю Феодору Ивановичу всеа Русии
ноугородцкой помещик Иван Боранов бил челом, и та государева грамота, которая
дана Лиситцково монастыря игумену Ивану з братьею ис Поместново приказу, да и
те отписанные книги, по которым отписным книгам то сельцо Великое поле дано в
помесье Ивану Боранову велено сыскати. Да будет в той государеве грамоте из
Поместново приказу написано так, что велено по старым писцовым книгам, сыскав
лишек земли, отдати Лиситцково монастыря игумену Ивану з братьею без крестьян,
а крестьян будет в той государеве грамоте имянно не написано и в отписных будет
книгах, по которым отписным книгам то сельцо Великое поле отдано в поместье
Ивану Боранову те крестьяне написаны имянно, и за Иваном будет за Барановым те
крестьяне жили двенатцать лет, и тех крестьян Онашку Яковлева с товарыщи,
которые в сей государеве грамоте имяны писаны, велено у Лиситцково монастыря у
игумяна у Ивана з братьею взяти и отдати назад старому помещику Ивану Боранову,
потому что по государеву указу велено в крестьянском владенье давати суд и
крестьян велено отдавати назад всево за пять лет, а те крестьяне за Иваном за
Борановым живут двенатцать лет, а се в отписных книгах те крестьяне написаны
имянно, по которым отписаны книгам то селцо Великое поле дано в поместье Ивану
Боранову…
Хрестоматия
по истории СССР XVI—XVII вв. / Под ред. В. А. Александрова и В. И. Корецкого.
М., 1962. С. 206—207.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |