Словесное
наставление к читателям, содержащее нечто и к родителям о воспитании чад
…
Услышьте, что говорю я вам, отцы и братья, услышьте того, кто говорит не по
должности своей, но только ради пользы вашей вспоминает в этих строках раба,
спрятавшего талант, полученный от господина и не принесший ему прибыли. Я же,
познав многое, ничего не хочу утаить. […]
Вредно
для человека невежество, как для коня и мула — отсутствие узды, сдерживающей
их, «Мудрость — в седине человека, а взрослость — в безгрешной жизни по старости»,
— как сказал премудрый Соломон. Так же говорил и великий Василий:
«Не
того, кто годами молод, называем незрелым, но того, у кого знания
несовершенны». Так же и Григорий, по имени Богослов, сказал: «Большая польза в
многочисленном потомстве, ибо добродетели детей приносят и отцу славу. Иоанн
Златоуст свидетельствует: «Седина здесь не волосы, но добродетель душевного
мужества и учения». Те отцы, которые к благочестию не привыкают и не заботятся
о том, чтобы отдать в учение своих детей, должны быть преданы суровому
осуждению. Такие отцы детям своим хуже убийц бывают и своей душе вред приносят,
— ведь это равно: совершенствовать душу и направлять мысль юного. Опасным
становится усердие всякого мастера и воспитателя, кто в худых делах навык
имеет. Но мы не только об этом сотворим слово. […]
Кто
привыкнет с самого начала к учению, тот приобретет ценности больше самого
большого богатства и славу всеобщую и всем будет надобен, и почитать его будут.
А если и пред Богом праведным останется, то не сгорит в огне наставления его
благоразумия и не останутся в безвестности, как не скроется среди многих
больных один здоровый и среди многих страдающих не спрячется он. Если кто-либо
приносит исцеление людям, то вскоре пойдет о нем громкая слава и мудрый царь
обратит на него внимание свое, и над многими его поставит народами. Ради
благоверия и распространения премудрости царь будет о нем заботиться, ведь не
может город на вершине горы остаться незамеченным. Поистине каждый настоящий
мудрец, каждая дружественная крепость прославляются благоразумным владыкой.
Глуп тот, кто не понимает этого.
Поэтому
давайте не о том будем заботиться, чтобы богатыми сделать детей своих, но о
том, чтобы их добродетельными и праведными Богу представить. Если они на
наследство надеяться будут, то ни к чему другому не приложат усилий, кроме
того, чтобы покрыть обилием серебра злобу нравов своих, и скоро узнают они, что
радости эти пустые, и ничем не помогут им тогда, когда нужны полезные дела
многие, чтобы победить бедность. Так не оставляй богатство, лучше оставь после
себя ремесло, ибо только от крайнего безумия оставляют детям богатство […], в
день Страшного суда принесет оно беду нескончаемую.
Подобает
царям и властителям призывать к себе мудрых […], только украсив себя
благочестием и мудростью, восстановив правду, подобает князьям судить
подвластных себе, воеводам — воинов, а царям — всех мужей разумных. А если не
такие советники владык земных окружают, то ничего праведного и красивого в их
жизни быть не может: ведь только безумные объедаются пищею, расширяют жиром
чресла свои, вином обжигают духовные очи, готовы идти войной на тех, кто не
враждебен им, ночь днем называют и день в ночь превращают, прозывают горькое
сладким и сладкое горьким, ибо ослеплен разум их […].
Поистине
учение необходимо, и праведные постигают его, от него бывает всякая правда и
благоразумие. Учение — это и мудрость, просвещающая очи сердечные, опаляющая
неистовство самовольных устремлений; зажженная свеча освещает храм входящим, —
разум образованного человека наставляет каждого на пути к добродетели, и слово
праведного влечет к спасению. […]
Петухов
Е. Л. Из истории русской литературы XVII века. Сочинение о царствии небесном и
о воспитании чад. C 48—53.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |