О царских чиновных людех: о боярех и околничих и думных и
ближних людех, о столниках, о стряпчих, о дворянех, о полковниках и головах
стрелецких, о диакех, о жилцех и о всяких служилых и дворовых людех
1.
Прежние
болшие роды князей и бояр многие без остатку миновалися. Ныне ж по тех родах
роды, которые бывают в боярех, а в околничих не бывают: князей Черкаских,
князей Воротынских, князей Трубетцких, князей Голицыных, князей Хованских,
Морозовых, Шереметевых, князей Одоевских, князей Пронских, Шейных, Салтыковых,
князей Репниных, князей Прозоровских, князей Буйносовых, князей Хилковых,
князей Урусовых.
2.
Роды ж
меньши тех, которые бывают в околничих и в боярех: князей Куракиных, князей
Долгоруковых, Бутурлиных, князей Ромодановских, князей Пожарских, князей
Волконских, князей Лобановых, Стрешневых, князей Борятинских, Милославских,
Сукиных, Пушкиных, Измайловых, Плещеевых, Лвовых.
3.
Роды ж,
которые бывают в думных дворянех и в околничих, и с честных родов и из
середних, и из дворян; и те роды болши тое чести не доходят. Есть потом и иные
многие добрые и высокие роды, толко еще в честь не пришли, за причиною и за
недослужением.
4.
Думные
дьяки. Три или четыре, а болши четырех не бывает. И в тех думных дьяках бывают
из дворян, и из гостей, и ис подьячих. И ис тех думных дьяков посолской дьяк,
хотя породою бывает менши, но по Приказу и по делам выше всех. А честию и
высочеством те думные дьяки будут таковы, как в Полше референдариусы.
5.
Спалники
— которые спят у царя в комнате посуточно, по переменам, человека по четыре. И
многие из них женатые люди, и бывают в том чину многие годы, и с царя одеяние
принимают и розувают. А бывают в тех спалниках изо всех боярских и околничих и
думных людей дети, которым царь укажет, а иные в такой чин добиваются и не
могут до того притти. И быв в спалниках, бывают пожалованы болших бояр дети в
бояре, а иных, менших, родов дети в околничие, кого чем царь пожалует по своему
рассмотрению; и называют их комнатной боярин или околничий, а в посолственных
писмах пишут ближними бояры и околничими, потому что от близости пожалованы. А
жалует царь в бояре и в околничие и в думные люди, хотя которого и на Москве не
бывает, в Новое лето, сентября в 1 день, на Светлое Христово Воскресенье, на
день рождения празнества его из околничих боярином, или из столников и из
спалников боярином, или околничим, или думным человеком. И как царю лучится
сидети с теми бояры и думными людми в думе о иноземских и о своих
государственных делех, и в то время бояре и околничие и думные дворяне садятца
по чином, от царя поодаль, на лавках, бояре под боярами, кто кого породою ниже,
а не тем кто выше и преж в чину, околничие под боярами против того ж, под
околничими думные дворяне потомуж по породе своей, а не по службе, а думные
дьяки стоят, а иным временем царь велит им сидеть. И о чем лучитца мыслити,
мыслят с царем, яко обычай и инде в государствах. А лучитца царю мысль свою о
чем объявити, и он им, объявя, приказывает, чтоб они, бояре и думные люди,
помысля, к тому делу дали способ. И кто ис тех бояр поболши и разумнее, или кто
и из менших, и они мысль свою к способу объягливагот. А иные бояре, брады свои
уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму
их, но по великой породе, и многие из них грамоте не ученые и не студерованые,
однако сыщется и окроме их кому быти на ответы разумному из болших и из менших
статей бояр. А на чем которое дело приговорят, приказывает царь и бояре думным
дьяком пометить, и тот приговор записать. А лучится писати о чем грамоты во
окрестные государства, и те грамоты прикажут готовить посолскому думному дьяку,
а думной дьяк приказывает подьячему, а сам не готовит, толко чернит и
прибавливает что надобно и не надобно. А как изготовят, и тех грамот слушают
наперед бояре, и потом они ж, бояре, слушают вдругоряд с царем все вместе.
Также и иные дела, написав, взнесут слушать всем же бояром, и слушав, бояре
учнут слушать вдругоряд с царем же. А на всяких делах закрепляют и помечают
думные дьяки, а царь и бояре ни х каким делам, кроме того, что послы
прикладывают руки к договорным записям, руки своей не прикладывают, для того
устроены они, думные дьяки. А к меншим ко всяким делам прикладывают руки
простые дьяки и приписывают подьячие свои имена. А как царю лучится о чем
мыслити тайно, и в той думе бывают те бояре и околничие ближние, которые
пожалованы из спалников или которым приказано бывает приходити. А иные бояре, и
околничие, и думные люди в тое палату, в думу, и ни для каких нибуди дел не
хотят, разве царь укажет.
6.
Столники
— боярские ж, и околничих, и думных людей, и Московских дворян, и иных чинов
людей дети. Служба их такова: как у царя бывают иных государств послы или
власти и бояре на обедех, и они в то время пред царя и пред властей, и послов,
и бояр носят есть и пить; а ставят на стол еству по одному блюду всякой ествы,
пред царя — кравчей, а к иным столам приставлены бывают ставить околничие, а с
ыными ествами блюда держат столники на руках, а на стол всех еств вдруг не
ставят. И будет тех столников числом блиско пяти сот человек. И посылают их в
посолства в послех самих и с послами в товарыщах, и по воеводствам, и для
сыскных дел, и бояр спрашивать о здоровье, как они бывают по службам; а иные на
Москве сидят в приказех у дел и у послов в приставех.
7.
Стряпчие.
Чин их таков: как царю бывает выход в церковь, или в поход на потехи, или в
палату в думу и для обедов, и в то время несут источники перед ним скифетр, а в
церкве держат шапку та платок, а в походех возят панцырь, саблю, саадак. И
посылают их во всякие ж посылки, кроме воеводств и посолств, чтоб сами были
послы. А будет тех стряпчих с восмь сот человек. А на Москве они, стряпчие и
столники, живут для царских услуг по полугоду, пополам, а другая половина, кто
хочет, отъезжают в деревни свои, до сроку.
8.
Дворяне
Московские. И тех дворян посылают для всяких дел, и по воеводствам, и по
посолствам в послех, и для сыскных дел, и на Москве в приказех у дел, и к
служилым людем в началные люди, в полковники и в головы стрелетцкие.
9.
Дьяки. И
те дьяки во дьяцы бывают пожалованы из дворян Московских и из городовых, и из
гостей, и ис подьячих. А на Москве и в городех в приказех з бояры, и
околничими, и думными и ближними людми, и в посолствах с послами бывают они в
товарыщах; и сидят вместе, и делают всякие дела, и суды судят, и во всякие
посылки посылаются.
10.
Жилцы.
Чин их таков: для походу и для всякого дела спят на царском дворе человек по 40
и болши, и посылают их во всякие посылки; а дети они дворянские ж, и дьячьи, и
подьяческие. И ис того чину бывают в стряпчих, и в столниках, и в думных людех,
да они ж бывают в началных людех у конницы и у пехоты, и в рейтарех, и в
салдатех. А будет их числом с 2000 человек. Да и всем боярским, и околничих, и
думных людей детем первая служба бывает при царском дворе такова ж, толко по
породе своей один з другими неровны.
11.
Дворяне
городовые и дети боярские. Бывают посыланы во всякие ж посылки, и по
воеводствам, и в началные люди к рейтаром и к солдатом, и в какие чины годятца,
и за службы бывают пожалованы многою честью. И тех людей боярских прозвание
таково: как в прошлых давных летех у Московского государства бывала война со
окрестными государствы, и в то время ратные люди збираны со всего Московского
государства изо всяких чинов людей и по покою роспущены по домом, а иные многою
своею службою и полоном свободились от рабства и от крестьянства, и у кого были
поместья и вотчины, и ныне по-прежнему за ними; а у которых людей поместей и вотчин
не было, и им за службы и за полонное терпение поместья и вотчины даваны, жилые
и пустые, малые, и служити им было с тех даных поместей и вотчин против прямых
дворян не с чего; также у которых дворян были поместья и вотчины, а по смерти
их те их поместья и вотчины розделены были детем их, и от них дети потомуж
розмножились, а дать им было из старых их отцовских поместий и вотчин и вновь
не ис чего, потомуж и царских служеб не служивали — и их написали в дети
боярские, что беспоместны и малопоместны. Есть по тех и иные чины, которые
служат при царском дворе; а написаны они ниже сего в розных местех.
12.
Да в
царском же чину царевичи Сибирские, Касимовские, крещены в християнскую веру.
Честию они бояр выше, а в думе ни в какой не бывают и не сидят, потому что
государства их и они сами учинилися в подданстве после воинского времени,
невдавне, да и не обычай тому есть; также и опасение имеют от них всякое. А
служба их такова: как на празники идет царь к церкве, и они его ведут под руки,
да на всякой день бывают пред царем на поклонении. И даны им поместья и вотчины
немалые, также поженились на боярских дочерех и имали их за себя с великими
пожитками и с поместьями и с вотчинами; а за которым поместья мало, и ему в
прибавку идет царской корм денежной помесечно. А как Грузинской царевич с
материею своею был на Москве, или и впред будет, и ему честь была такова, что
природному сыну царскому; также платье ему самому, и матере, и людем их и
всякие наряды, и домовые заводы» и корм, и питие было все царское, доволное; и
ежели вперед будет, и за него может быть что царь выдаст дочь или сестру свою
царевну, понеже он не полоненый есть, но единые с ним веры, а землею его царь
не владеет, толко по его послушенству Грузинским пишется в титле к християнским
потентатом, а к бусурманским не пишетца. И тех царевичей, также и первой и
другой статьи князей и бояр и околничих роды старые: царевичи по царствам
своим, а князи по княжествам своим, а бояре по боярству своему, которые преж
сего бывали в боярех у великих князей Российских; и по тех царевичах и князех и
дети их, и внучата, и правнучата называютца царевичи ж и князи, без пременения.
Также и дворяне Московские и городовые и дети боярские многие есть старые,
издавна, тех родов, которые преж сего были во дворянех же при великих князех. А
вновь Московский царь из бояр, и из ближних, и из иных чинов людей князем
учинити не может никого, кроме боярств и иных чинов, потому что не обычай тому
есть и не повелось. Также и графов и волных господ чином таковых никого не
бывает и из Московских чинов людей против тех дву чинов приверстати не мочно,
потому как бы дано было кому водное господство, и о том бы размышляли, что то
было б самому царю и стыд, будто бы тот человек тем имянем от него уволнился и
неподданен. А кому царь похочет вновь дати боярство, и околничество, и думное
дворянство из столников и из дворян, или дворянина из дворовых всяких чинов и
из волных людей, и таким дает честь и службу, по своему рассмотрению, кто в
какой чин и честь годен. А грамот и гербов на дворянства и на боярство никому
не дает, потому что гербов никакому человеку изложити не могут; да не токмо
кому, боярину или иному человеку, не даются гербы, но и сам царь гербом своим
Московским печатаетца на грамотах в християнские государства не истинным своим прямым,
а печатается своим истинным гербом к Крымскому хану да к Калмыкам. Также и у
старых родов князей и бояр и у новых истинных своих печатей нет; да не токмо у
князей и бояр и иных чинов, но и у всякого чину людей Московского государства
гербов не бывает. А когда лучитца кому к каким писмам или послом к посолским
делам прикладывать печати, и они прикладывают у кого какая печать прилучилась,
а не породная. Да и по тому мочно признать: как бывают Московские послы в
посолствах и на съездах, и к писмам и к крепостям печати свои прикладывают, а
лучитца тем же послом или родственником их быти вдругорядь в посолстве и к
писмам печати свои прикладывать, и у тех новых писем с старыми писмами многие
печати рознятся. А из посадцких людей, и из поповых, и из крестьянских детей, и
из боярских людей дворянство не даетца никому. А кто посатцкой человек, или
крестьянин, или кто-нибудь отпустит сына своего на службу в салдаты и в рейтары
или в приказе подьячим и иным царским человеком, а те их дети от малые чести
дослужатся повыше и за службу достанут себе поместья и вотчины, и от того
пойдет дворянский род. А грамот и гербов им не даетца ж, а даютца высоким и
меншим родом и дворяном грамоты на вотчины их и на поместья, и в тех грамотах
имянуют их кто каков чином и честью.
13.
Постелничей.
И того постелничего чин таков: ведает его царскую постелю и спит с ним в одном
покою вместе, когда с царицею не опочивает. Также у того постелничего для
скорых и тайных его царских дел печать. А честью тот постелничей против
околничего.
14.
О приезде
их боярском к царю. Бояре, и околничие, и думные и ближние люди приезжают к
царю челом ударить с утра рано, на всякой день. И приехав, в церкве или в
полате, увидев царя, кланяются перед ним в землю. А которого дни они, бояре, в
приезде своем запоздают, или по них посылает, а они будут к нему не вскоре, или
что малое учинят не по ево мысли, и он на них гневаетца словами, или велит ис
полаты выслать вон, или посылает в тюрму; и они за свои вины потомуж кланяютца
в землю многажды, доколе простит. А как они и на приезде кланяются, а он в то
время стоит или сидит в шапке и против их боярского поклонения шапки с себя не
снимает никогда. А когда лучитца ему сидети в покоях своих и слушает дел или
слова разговорные говорит, и бояре стоят перед ним все, а пристанут стоя, и они
выходят отдыхать сидеть на двор. Также и после обеда приезжают к нему, в
вечерни, по вся дни. А приезжаючи они, бояре, к царскому двору на лошадях
верхами или в коретах и в санях, и с лошадей слазят или из корет и из саней
выходят, не доезжая двора и не блиско крылца, а к самому крылцу или на двор его
царской не ездят никогда, и лошадей их боярских через двор не пускают, а
обводят кругом двора. А ездят бояре в коретах старые, которые на лошадях сидеть
не могут. А который бы боярин или кто-нибудь учинил через силу, чтоб на царской
двор ехал на лошади, хотя без самого царя, а ему б о том ведомо учинилось, и
его б скоро за то велел послать в тюрму до указу своего и честь его отнята б
была. А ежели б человек его боярской без ведома его провел через двор лошадь, и
тому б человеку учинено было наказание кнутом. Да не токмо бояром ездить
неволно и лошади их водити заказано, но и всякому чину людей, кроме стрелцов с
ружьем и в япанчах, и торговых людей с товары, и крестьян, и простых людей через
царской двор не пускают же. Также и иноземцов разных вер на двор и через двор
не пускают же. А кому до кого будет какое дело, до бояр и думных людей, и они
ожидают у царского двора. Также и в походех его царских и в селех через дворы
потомуж не пущают. А которой бы человек, кроме вахты, на Москве и в селех пошел
через царской двор с ружьем, с саблею или с пистолми тайным обычаем, с
простоты, а не с умыслом злым, и такова б человека увидев или б кто на него
указал, поймав, пытали б, для чего он через царский двор шел с ружьем, не на
царя ль или на его дом, или на бояр и на думных и на ближних людей, и не по
научению ль чьему от кого от бояр и думных и ближких людей, или от посадцких и
от гулящих людей и от крестьян. И будет тот человек с пытки скажет, что он шел
через царской двор с ружьем умыслом своим, а ни по чьему научению, хотя его,
царя, и домовых его кого, или из бояр и из думных и на ближних людей за какое
нибуди дело погубити, и такого вора, пытав накрепо трижды, впрямь ли он шел
своим умыслом, а не по научению, казнят смертию безо всякие пощады, кто б ни
был. А будет скажет, что он шел умыслом по научению бояр и думных людей или
каких иных людей, и по его скаске, на кого он скажет, тех людей всех велят
похватати и пытати: для чего они такого человека на царское здоровье научили,
не по научению ль которого иного потентата, чтоб учинитись у него в подданстве,
или сами хотя государством завладети, или на бояр и думных людей для того, чтоб
в государстве учинити смута для грабежу домов и животов. И будет те люди по
первым речам в тех делах винятся, и их потомуж казнят всех без милосердия. А
будет не повинятся, и того, кто на них сказывал, учнут пытати вдругоряд. И
будет скажет с пытки, что впрямь по их научению ходил, и тех людей пытают
вдругоряд. И будет не повинятся, и того человека учнут пытати в третьие. И
будет скажет прежние ж свои речи, и тех всех потомуж учнут пытать в третьие. И
пытав трижды, хотя кто из них изо всех и не повинится, и их всех посадят в
тюрму, доколе по них поруки будут, что им впред злого не мыслити и за
воровством не ходити. А будет порук не будет, и они сидев тюрме лет 15 или
сколко доведетца, велят их уволнить и сослать в сылку в далные городы — в
Сибирь или на Терек на вечное житье. А будет тот человек солжет, с первые пытки
скажет на них напрасно, по недружбе, а они все будут пытаны и не винились, а
после того тот же человек с другие пытки или с третей скажет, что он тех людей
поклепал напрасно, и такова еще учнут пытати накрепко: с первой пытки на них
сказывал, а после зговаривает не по научению ль чьему. И будет скажет, что его
научили те ж люди, на которых он говорил, и тех всех и кто научал, сыскав,
потомуж пытают, и будет винятся — казнят всех. А будет с тех пыток учнет
говорить, что впрямь на них солгал напрасно, по недружбе, и такова одного
казнят смертию, а по тех по всех соберут поруки и высвободят; а по ком порук не
будет, потомуж в тюрму посадят, до указу.
15.
Столники
менших родов, и стряпчие, и дворяне, и дьяки, и жилцы, и иноземцы, и подьячие
приезжают в город и с лошадей слазят далеко царского двора, на площади.
16.
А
приезжаючи, бояре и думные и ближние люди ходят к царю в Верх в переднюю полату
и ожидают царского выходу ис покою. А ближние бояре, уждав время, ходят в
комнату. А столники, и стряпчие, и дворяне, и полковники, и головы, и дьяки, и
иные служилые чины к царю в Верх не ходят, бывают на крылце на середнем перед
полатами непокоевыми. А иным чином и до тех мест ходити не ведено, где бывают
столники и иные нарочитые люди.
17. А
куда лучитца царю итти в поход, и бояре, и околничие, и думные люди, и спалники
бывают с ним вместе, кого похочет с собою взять; а иным велит остатца на Москве
для приказных дел. А пойдучи в поход на войну, или по монастырем молитися, или
для гулянья в далние и в ближние места, двор свой царской и Москву для
оберегания приказывает одному человеку, боярину, а с ним товарищам, околничим,
двум человеком, да думным дворяном, двум же человеком, и думным дьяком. И
лучатся какие дела ис полков или из городов, и они те дела, кроме тайных, смотря,
посылают к царю в поход, а по иным делам указ чинят, не писав к царю, до
которым мочно. Да с царем же бывают в походех столники, стряпчие, дворяне,
дьяки, жилцы и иных чинов люди, которым ведено бывает, да стремянной приказ
1000 человек стрелцов на царских лошадях.
18.
Также,
как пойдет царь куды в поход на неделю и болши, или и будучи и на Москве, а
бояром, и думным и ближним людем, и полковником, и дьяком для гулянья или для
какова дела понадобится ехать в деревни свои дни на два или на неделю и на месяц,
и они бьют челом царю о том, и царь их отпущает с сроком. А без отпуску из
бояр, и из думных и из ближних людей, и ис полковников, и их дьяков с Москвы
съехать не смеет никто ни на один день. Да как они бывают отпущены на срок и
преж сроку для какого дела царю будут надобны, и по них посылают грамоты с
людми их, которые останутца на Москве, или нарочно с стряпчими, и з жилцами, и
с подьячими, велят быть тотчас. Да не токмо для гулянья своего отпрошиваютца,
но когда прилучитца им которого дни друг у друга быти в гостях, на свадьбе, или
на крестинах, или на имянинах, и они отпрашиваются по такому ж обычаю.
19.
А как
придет празновати день рождения которого бокрина, или думного и ближнего
человека, или их детей, и они в тот день ездят к царю челом ударить. И царь их
спрашивает о здоровье и поздравляет, а после того подносят царю имянинные
калачи, и царь у них те калачи велит принимати. И потом пойдут к царице, и
царица против того ж поздравляет и калачи велит принимать. А потом ходят к
царевичам и к царевнам, и от них потому ж бывает им поздравление и калачи
принимают; а у царевен у самих не бывают, кроме свойственных бояр. И потом меж
себя тот день друг у друга пируют. А царь, и царица, и царевичи, и царевны у
них на обедех, а на веселиях их, и на погребениях не бывают же никогда.
20.
О
царицыных чинов людех и о бояронях. В чину ее бывают и живут в Верху боярские,
и околничих, и всяких чинов людей жены, вдовы, и дочери, вдовы ж, и девицы, и
мужни жены.
1)
Боярыни: казначеи, крайчая, постелница, судья.
2) Столники:
и в те столники берут боярских, и околничих, и ближних людей детей, лет по 10
ростом; а как они будут лет пятинатцати или семинатцати, и они в том чину не
бывают, а бывают в царской чин взяты, в столники ж или в спалники; а бывает их
в столниках человек с 20.
3)
Мастерицы: швеи, мужни жены и вдовы и девицы, честных и середних чинов дворовых
людей, которые делают и шьют золотом и серебром и шолками с каменьем и з
жемчюгом.
4)
Постелницы, которые постели постилают под царицу и под бояронь; а жены в том чину
дворовых же всяких чинов людей; и те постелницы и мастерицы спят у царицы в
Верху посуточно, по переменам.
5)
Мовницы, которые платье моют, жены дворовых же людей; а когда прилучитца им
мыть платье, и то платье зимою и летом возят на реку в санях в сундуке, замкнув
и запечатав, покрыв красным сукном, а за тем платьем идет боярыня для
бережения.
6) Дети
боярские; и тех детей боярских служба такова: посылают боярыни во всякие
посылки, и ездят с царицею в поход, и спят у царицы в Верху для сторожи и оберегания,
в ниских местех, посуточно, по переменам.
7) А
когда царице лучитца куды ехать, и в то время с нею в коретах, или в колымагах
и в каптанах, и с царевичами меншими и с царевнами сидят боярыни. А кореты или
каптаны бывают закрыты камкою Персицкою, как едут Москвою или селами и
деревнями. А мастерицы, и постелницы, и мовницы ездят верхами на иноходцах, а
сидят на лошадях не против того, как в ыных государствах ездят женской пол,
таким же обычаем, как и мужской пол. А будет тех мастериц, и постелниц, и мовниц
со 100 человек, кроме девиц-мастериц и которые живут в Верху; а всех будет их
блиско 300 человек.
8) Таким
же обычаем у царевен болших и у менших боярыни и иные чины против того ж, что у
царицы, кроме столников; а столничают у царевен девицы.
9) А когда
лучитца царице кушать в покоях его царских с ним вместе, а которому боярину,
или околничему, или думному человеку лучитца притти с каким делом на доклад, и
они сами входити без указу не смеют, разве велят, или ожидают того, как
откушает. Также, как царь кушает у царицы, и в то время бояре и ближние люди
бывают немногие, человека два и в силах три; а столничают в то время у царицы
царицыны столники.
10) А
лучитца царю кого послати к царице и к царевичам спросить о здоровье или для
какого иного дела, и они, пришед, обсылаютца через бояронь, а сами не ходят без
обсылки; также, как и царица посылает кого к царю из бояров, и они потомуж
обсылаютца.
11) Да в
царском же чину, и у царицы, и у болших царевичей учинены истопники, которые
полаты и хоромы топят, и метут, и у дверей для отворяния стоят, человек со сто,
люди честные и пожалованные поместьями и вотчинами; и живут на Москве по
полугоду, человек по 50.
12) О
боярских женах. Бояр и околничих и думных и ближних людей жены, вдовы и мужни
жены, и дочери ж — вдовы и девицы, когда лучитца по них для чего-нибудь послати
царице или царевнам или они и сами для чего-нибудь к царице и к царевнам ехати
похотят, и они ездят зимою в каптанах, а летом в колымагах. А приезжаючи к
царицыну двору, ис колымаг и ис каптанов выходят у ворот, а на двор не
всьезжают, а приходя к царицыным или к царевниным покоям, посылают бояронь
сказати о своем приезде царице или царевнам. И будет царице или царевнам время,
и они им велят быть к себе, а будет не время, и им отказывают; и они, боярские
и ближних людей жены или и дочери, не быв у них, поедут к себе. А когда они
бывают у царицы или у царевен, и они, пришед, царице и царевнам кланяютца в
землю, и царица или царевны спрашивают их о здоровье и о чем они приедут бить
челом, и подают челобитные. И царица, и царевны, или и царевичи челобитья их
выслушают и челобитные принимают, и по их челобитью бьют челом царица, или
царевны, или царевичи царю. И царь те дела, о которых будет челобитье, по их
прошению делает, хотя б которой князь, или боярин, или иных болших и менших
чинов человек в какой беде ни был, или б о чем ни бил челом, или б кто и к
смерти был приговорен, и по их прошению может царь все доброе учинити и чинит.
И таких дел множество бывает, что царица, и царевичи, и царевны многих людей от
напрасных и не от напрасных бед и смертей свобождают, а иных в честь возвышают
и в богатство приводят.
13) А
которого боярина, или околничего, и думного и ближнего человека дочь, девица
или вдова, понадобитца царице или царевнам для житья взяти к себе в дом, и им
то волно, кроме самых болших бояр дочерей. И иных девиц и вдов, небогатых людей
дочерей, царица и царевны от себя з двора выдают замуж за столников, за
стряпчих, и за дворян, и за дьяков, и жилцов своим государским наделением,
также и вотчины дают многие или на вотчины денгами из царские казны; да их же
отпущают по воеводствам, и те люди воеводствами побогатеют.
14) А
приезжаючи бояр и ближних людей жены и дочери, и лучитца им у царицы или у
царевен обедать, и они обедают с ыными бояронями вместе, которые у них живут,
за особым столом, а не с царицею и не с царевнами вместе. А бояре и ближние
люди у царицы и у царевен никогда не обедают, и царица и царевны в дому их ни у
кого не бывают и не обедают же.
15)
Также, как бывает день празновати рождения жен их боярских и дочерей, и они,
боярыни и их дети, к царице и к царевнам ездят потомуж с калачами сами, что и
мужья их и отцы ездят к царю. И те калачи подносят, и царица и царевны велят у
них принимати, и потом царица или царевны их поздравляют. А быв у них, поедут к
себе.
История
государства Российского. Хрестоматия. XVII век. Кн. 2. М., 2000. — С. 409—418.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |