(Из
«Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку)
В это
время (1093 г.) пошли половцы на русскую землю; услыхав, что умер Всеволод,
послали послов к Святополку о мире, Святополк не стал думать со старшей
дружиной отца и дяди своего, учинил совет с пришедшими с ним (из Турова),
схватил послов и посадил их в избу. Половцы, услыхав про это, начали воевать.
Пришло много половцев и обступило город Торческ.
Святополк,
Владимир и Ростислав, изготовив дружину к бою, пошли: шли с правой стороны
Святополк, с левой — Владимир, а посредине — Ростислав. Миновали Триполь и
прошли вал. Вот половцы пошли против русских и стрелки — впереди. Наши стали
между валами, поставили боевые знамена свои, и двинулись стрелки из-за вала.
Половцы подошли к валу, поставили свои боевые знамена, напали, прежде всего, на
Святополка и сломили войско его. Святополк стоял крепко» а люди побежали, не
стерпев натиска (вражеских) воинов, а после побежал и Святополк…
Шли
лукавые сыновья Измаила, поджигали села н гумна, много церквей сожгли. Пусть
никто не удивляется этому, где много грехов, там видим всяческое наказание.
Ради этого вселенная предается (гибели), ради этого гнев распространяется, ради
этого земля подвергается мучениям; одни уводятся в плен, другие бывают
убиваемы, иные обрекаются мщению, получают мучительную смерть, иные трепещут,
видя убиваемых, иных умерщвляют голодом и жаждой.
Согрешили
и получаем наказание; как сделали, так и страдаем; города все
опустели,
села опустели, пройдем через степи, где паслись стада коней, овец и волов; все
теперь видим в оскудении, нивы заросли, стали жилищем для зверей…
Половцы
много разорили и возвратились к Торческу. Изнемогали люди в городе от голода и
сдались врагам. Половцы, захватив город, сожгли его, людей поделили и повели к
своим жилищам, к близким и родичам своим. Много рода христианского пострадало:
печальные, мучимые, оцепеневшие от холода, от голода, жажды и беды, осунувшиеся
лица, почерневшие тела; незнакомой страной, с воспаленным языком, нагие и
босые, с ногами, ободранными тернием, со слезами отвечали друг другу, говоря:
«я был из такого города», а другой: «а я — из такого села», — так разговаривают
со слезами, говоря о родстве своем я вздыхая, глаза поднимая к небу, к высшему,
знающему тайны…
20 числа
того месяца (июля 1096 года), в пятницу, в 1 час дня, пришел второй раз Боняк,
безбожный, паршивый, хищник, тайком к Киеву внезапно, едва в город не въехали
половцы, зажгли низменное поречье и повернули к монастырю, сожгли Стефанов
монастырь и деревни Германовы.
Пришли
(половцы) к монастырю Печерскому, когда мы в кельях отдыхали после заутрени,
закричали около монастыря и поставили два боевых знамени около монастырских
ворот; мы бежали монастырскими задами,. а другие взбежали на полати (хоры).
Безбожные
сыновья Измаила выломали ворота у монастыря, разошлись по кельям, выламывали
двери и выносили, если что находили в келье; потом зажгли храм святой владычицы
нашей Богородицы, пришли к церкви и зажгли двери, что к югу устроены, а вторые
— северу, влезли и в притвор у гроба Феодосия, срывали иконы…
Тогда же
зажгли двор Красный, его поставил благоверный князь на холме — названием
Выдобычи: то все окаянные половцы спалили огнем.
Хрестоматия
по истории СССР. / Сост. В. Лебедев и др. М., 1940. — Т. I — С. 74—75.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |