Пишешь,
господин, ко мне о своей неутолимой скорби и просишь помощи от моей худости. А
я, грубый, не знаю, что и ответить или какой одарить помощью. Божьим наказанием
посетила тебя большая печаль. Потерпел ты великое царское наказание и был
удален от государских очей и всякого Ближнего совета, лишен дома, имущества и
отослан в дальние края. Выпала тебе, любимый, такая великая и неизреченная
скорбь. На тебя обрушилось великое царское наказание, но и предивное Божье
милосердие. Как чадолюбивый отец, государь наказал своих детей, но смерти не
предал, приводя к истинному покаянию. И сказал Господь: не хочу смерти
грешников, но если раскаются, то быть им живыми.
В своей
томящей и тяжелой скорби много писал ты мне, обращаясь не раз к моей худости.
Со многими молениями и умилениями выше всякой меры, помощи ты требуешь от меня,
недостойного и многогрешного, отягченного многими грехами, поскольку я,
окаянный, забыл о своей совести и своих грехах и обратился к словоохотной
страсти и не только о тебе болезновал, но и свою душу преобидел бесстрашием,
нерадением и словохотением мира сего, но так как Господь, человеколюбец, не
желает смерти грешников, то обратил меня на покаяние. Ты же, любимый, от меня,
грешного и тленного человека, помощи просишь. Сам я на гноище греховном валяюсь
в надежде, что Господь исцелит меня. Тот, кто может помочь, достоин своего
спасения. Не отвергай надежду, проси у Бога милости. Он, человеколюбец, многих
погибших и заблуждающихся, наставляет на путь спасения и богатую милость
дарует. Если же кто истинно кается и плачет о грехах своих, то будет от всего
злого удален. И Бог таковым вскоре не только отпущение грехов подаст, но и
великую милость дарует. Как Манассии-царю, и Навуходоносору-царю, и Митридату.
Какое зло они перед Богом сотворили и много и тяжко грешили, и Господь Бог
великие и тяжкие казни на них послал и зловеликое наказание. Они же испугались,
и вошел страх в душу и трепет в кости их. Навуходоносор-царь в скотину был
обращен и на поле со зверями кормился семь лет, возопив к Богу душой и умом, и
Господь услыхал и помиловал его, и опять он на царстве оказался, а
Митридат-царь в свинью был превращен, тоже Бога призвал и был прощен. Манассия
в вола был обращен Божественным гневом, поскольку пятьдесят два года идолам
поклонялся и весь народ своей земли обратил к идолопоклонению. Но каялся об
этом и молитвой Господа умолил и был помилован. О нем же в церкви Божьей поют и
до сего дня. Так и о себе понимай. Какие наказания великие от Божьего и
царского гнева терпел ты, и честь поругана была, но ведь ранее и почтен был и
ныне скорбь свою утоли молитвой и постом, и слезами, и истинным покаянием и
отвращением от всякого зла, неугодного Богу. Господь близок к тем, кто боится
его. Молитву их услышит и царский гнев утолит.
Сокрушение
твое, господин мой, перейдет от тебя ко мне со скорбью, которая терзает тебя.
Хочешь от меня помощи и ходатайства к неким людям, которые дерзновение имеют
обратиться о твоей скорби к государю, но, господин, не имею я таких людей,
которые могли бы о тебе попросить. Только должен у Бога пользы тебе
испрашивать. А к тебе обращу некое воспоминание от Божественного писания.
Наказание обрушивается на человека не без Божественного промысла, а из-за
грехов наших или по наущению Бога за отступление от правды или в отмщение за
сотворенное зло. (…)
Видишь
ли, любимый мой, каковы судьбы Божьи, он и святых не оставляет не отмщенными. О
чем же говорить нам, многогрешным, по отношению к нему, и к братьям нашим, и ко
всем человекам. Много наказаний святым в Божественном писании есть, но я не
утомлю тебя долгим рассказом. Так же и мы сами себя проверяем истиной и
разумением, если сотворим что по злобе кому, и за это нам приходит наказание и
напасти от Бога и людей. Как говорил Господь: каким судом судите, таков же суд
и вам будет, и какой мерой мерите — возмерится и вам. И пророк говорит: если
кому сотворил что, то же и тебе будет. Так и о согрешениях наших, или же Богу
согрешаем и наказаны от Него. Тот, кто наказан и скорбит, должен найти свою
вину, из-за которой оставлен он Богом. И примет он наказание и гнев от
всевладущего Бога, или от сильных насилование и от врагов и от друзей наветы,
или от меньших и безродных унижение и бесчестие; и в скорбь, и в недуг, и в
страсти бессчетные, и в срам предаваем может быть. Ты же о сем не скорби
душевно и внимай своей совести. На делающих тебе злое, злословящих не злобся,
да не погубишь воздаяния от Бога за свое великое терпение, но молись о них. Как
говорит Господь в своем святом Евангелии: любите врагов ваших, добро творите
ненавидящим вас и молитесь о творящих вам обиды и напасти. Все случившиеся с
тобой обиды и поношения с благодарением терпи. По праведному суду Божию каждый
должен себя истинно проверить, не согрешил ли он перед Богом или людьми. Может,
он когда зло кому ненароком сотворил, или неправдовал кого в чем, или обиду
нанес кому, или чужие имения себе лихоимством или какой неправдою присвоил, или
срам и унижения кому принес, или злое дело на него навел и пострадал из-за него
человек. Или неправедно судил по вражде, или по дружбе, или по мзде правого
обвинил, а неправого оправдал, или нуждающихся не услышал и не помог. Или дани
тяжкие и всякие налоги жестоко и неправедно возлагал и к своим подчиненным был
немилосерден. Или у нуждающихся отнимал, а иным давал. Или порадовался печали и
беде ближнего, или злое советовал на кого. Или государю неправдовал и не
повиновался или перечил. Вот из-за таких согрешений мы и предаваемы Богом
душевным и телесным страстям и сраму.
Когда
соберется некоторое количество таких согрешений, тогда и наказания посылает
праведный Судия Бог. Ничего из случившихся скорбных согрешений без праведного
наказания не остается, но все по праведному суду Божьему. И неправды наши
ходатаи о наказании от Господа Бога праведного, кто как согрешит — от того же и
мучится. Разумный человек воспринимает Божественную судьбу как врачевание и
исцеление, и благодарно терпит обрушившиеся на него скорби и беды, и никого не
винит в том. Глупый человек не думает о грехах своих и в постигшем его
наказании винит либо Бога, либо людей, и их укоряет и злословит, и отмщения
жаждет. Избавления от этого не принимает и лишается Божественной помощи. Ты же,
господин мой возлюбленный, с благоразумием потерпи случившуюся с тобой скорбь и
печаль и надейся на избавление от Господа и сам утверждай себя. Да не войдет в твое
сердце всякое слово и помышление лукавое, или к Богу неблагодарение, или
неблагочестивый помин и ругательная речь. Сердце царево в руце Божией и слуга
он Божий в наказание согрешающим, а поставлен от Бога для наказания всем
творящим обиду и совершающим неправду. Как и Апостол пишет: Бога бойтесь, а
царя чтите. Не зря он меч носит, но в похвалу добродетельным и в отмщение
злодеям. Там же написано, если не хочешь бояться власти — твори благое и
похвалу будешь иметь великую. Такой порядок благоугоден перед Господом и таким
образом избавление от наказаний бывает и от Бога отпущение грехов. Много раз на
согрешающего и некающегося Бог посылает напасти и скорби, и в результате
приходит тот к покаянию. И от Бога наказание и искушение на пользу бывает.
Блажен тот, кого наказует Господь, обращая его к покаянию.
Нет
праведника без греха и нет грешника без благих помыслов. Так и написано. Вот
видишь праведника, который подвергся скорбям, и напастям, и болезненным
недугам, подумай о нем и скажи: Сей праведник некое малое зло сотворил, ведь он
человек, и за это получил отмщение. Иногда видишь ты грешника, грабящего,
лихоимствуюшего, множества зла творящего, а в жизни он пребывает в изобилии,
живет славно, подобно мне окаянному, и во здравии пребывает. И в веселии бесскорбно
провожает свои дни. Сей грешник, творя зло во множестве, нисколько не страдает
здесь. Но там мучений много иметь будет, а может даже, не болея, умереть злой
смертью. Смерть для грешников лютой бывает. Так, Лазарь, убогий, праведник был
и все дни свои в скорбях и недугах прожил, а богатый — в чести и здравии. Но
конец обоих показателен. Сей блаженный понесен был ангелами в царство Божие и в
радость неизреченную. Окаянный же в миру не пострадал, но за все то, что он
имел в настоящем житии, отойдя, должен ответ держать. Был он огнем жестоко
палим. Возопил омочить в воде пальцы, чтобы прохладить язык, и того не получил
и утешения в этих муках не было ему.
Благо —
если здесь принять наказание от Бога и очиститься от грехов. Ты же,
возлюбленный, зла никому не сотворил, и перед Богом ни в чем не согрешил, и
принял наказание без правды. И восприми это как благодать Божию, ибо Бог, любя,
тебе послал. Будь благоразумен— перетерпи. Блаженство от Бога примешь, как и
все святые претерпешие многие страсти. Богу благоволили. Так, да явится правда
и крепость духа прославится, от Бога и Божественный верховный апостол Петр
писал: это есть Благодать, если кто совести ради терпит наказания и страдания
без правды; так что, возлюбленный, не удивляйся наказаниям, это искушенние тебе
послано — что без правды так с тобой случилось. Но как бы приобщаешься ты к
Христовым страстям. Радуйся, как и явлению славы Его возрадовались и
веселились, как если бы обижен и укорен был во имя Христово. Блажен будешь ты,
если славы и силы дух на тебе почиет. Их (по-видимому, обидчиков) похулит, а
тебя прославит. Да никто от тебя не пострадает, только если убийца, или вор,
или злодей. А христианин да не стыдится, да прославляется Богом. Ибо время
получать Суд Божий. Господь сказал, в мире скорбей будете жить, а скорбь ваша
на радость переложится и блаженны вы, когда поносят вас и гонят вас и всякими
злыми словами ругают из-за Меня. Радуйтесь, так как награды ваши многие на
небесах. А если имение твое взято будет государем или еще чего лишен будешь, не
злобствуй, но вспоминай утверждение апостола Павла: ничего не принесли мы в мир
и ничего взять не можем, но нагими родились и нагими отойдем. Иов праведный
лишен был богатства, и имений, и детей и не обвинял он Господа, но благодарно
обращался к Богу. Господь дал и Господь взял. На гноище лежа и от червей
съедаем, говорил: будь же имя Господне благословенно во веки. Жена же его
пришла и поучала его бесовски: ругай Господа и умри. Праведный же запретил ей
говорить так безумно. Благо, говорит, получали и зло претерпим. И не согрешил
Иов устами перед Господом, таким будь и ты, боголюбезный, в то время, когда
кознями врагов угнетен. Или от людей, якобы хотящих вам добра и советующих тебе
злословие и укорение возводить на государя или на творящих тебе зло. Утверждайся
благочестием и всегда речи праведного Иова да будут в сердце твоем и на устах.
Благие речи восприми, злых не принимай. Господь дал. Господь же и взял. Будь же
имя Господне благословенно во веки. Как соблазнитель душ наших, диавол, не ради
отнятия имений у Иова на зло навел, но чтобы Иов на Бога обиду держал, ибо
хотел его от благочестия отвратить и ко греху обратить, но не смог. И праведный
Иов от Бога еще более прославился и в богатстве обильном беспечально проживал.
А если Бога забывают, а к людям испытывают вражду и немилость и гордость, то во
многие согрешения и в безумие впадают. Печали обретя, к Богу прибегаем, а к
людям смиренны бываем и в согрешениях своих каемся, так же и пророк говорит.
Господи, в печали помянем тебя и в печали наказание твое нам есть.
Будь же
ты, христолюбивый, в скорби терпелив с благодарением и доброрассуждением и со
святыми прославишься и помощь на небесах многую получишь, по Господню слову,
радость великую. Не вечна скорбь и не бесконечна. (…) Обет полагаем перед Господом
волю его творити и заповеди его хранити во всем. Государю тщися верою служити,
и правдою, и покорением, чтобы впредь самому вконец не погибнуть и царской душе
не навредить.
Молитву
боящихся его и уповающих на милость его государь услышит и спасет их. Если кто
свернет с пути благого и покаяние преступит, то гнев Господень неутолим бывает,
и ярость велика, и смерть грешникам, но мы же, даже если и грешны, но должны
Бога молити твоей ради добродетели и нелицемерного в любви союза духовного с
нами. Да обратит государь к вам милость свою и утвердит в благочестии и правде.
И избавит ото всех скорбей ваших и наставит в разум истинный на путь смирения,
спасения и на истинное покаяние своею благодатью и государю вложит в сердце
добро к тебе, чтобы пожаловать и помиловать тебя. Об это мы молимся, твое
боголюбие. Да не вызовет негодования у тебя наше неукрашенное и горькое
писание. Мы ничтожны есть. Ты же, господин мой, не мудрости словесной ожидай,
но благоразумно действуй. Господь же, молитвами его матери и всех святых,
помощник наш и покровитель. И избавление во всех скорбях вместе и Вам и нам да
будет.
Малинин
В. Старец Филофей и его Послания. Киев, 1901. Приложения. С. 57—65.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |