(…) О
манастырех, иже пусты от небрежения.
В
монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и
прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня
припрашивают. И поймали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех
по старому, а инде старою менши, есть и пить старого братье скуднее; устроения
в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто
тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты (1) у них же о
торговлях без пошлине. А чернцы по селом живут да в городе, тяжутся о землях.
Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по
родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязан будет в
день страшнаго суда? (…)
Глава 6.
Некогда
вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя
Ивана Васильевича веса Русии самодержца, что по многим церквам Божиим звонят и
поют не во время (…) и многие церковные чины не сполна совершаются по священным
правилом и не по уставу. (…) Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по
всем градом (…) росийского царствия, по всем святым церквам звонити и
божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по
чину. (…)
Глава 26.
О училищах книжных по всем градом. (…)
(…) В
царствующем граде Москве и по всем градом (…) избрати добрых духовных
священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых (…) и грамоте бы и
чести и пеги и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков
учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные
хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго
писма и церковнаго петия… и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и
дьяки избранные учили своих учеников страху Божию и грамоте и писати и пеги и
чести со всяким духовным наказанием. (…) Глава м. и книжных писцех.
Так же
которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писати с добрых
переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой пиceц написав
книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто
(…) неисправленну книгу купит (…), потому же возбраняли (…), чтобы впредь так
не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них
те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови,
которые будут книгами скудны. (…)
Глава 32.
О крестящихся не по чину.
Мнози
неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят крестащеся а всуе
тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое
положи руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, тоже и на
левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает
лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злато супостата и
от Бога мзду приемлет за то, (…) аще ли кто леностию или невежествием не
исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает
дьяволу. (…)
Глава 41.
(…)
Писати живописцем иконы с древних проводов, как греческие живописны писали и
как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии (2) живописцы, и подписывати
святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. (…)
В мирских
свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гуельники и бесовские
песни поют, и как к церкви венчаться поедут, священник со крестом будет, а пред
ним со всеми теми играми бесовскими рыщут (3), а священницы им о том не
возбраняют и не запрещают. (…) О том (…) запрещати великим запрещением. (…)
Да по
дальним странам ходят скоморохи… ватагами многими, по шестидесяти и до
семидесят человек, и по сто (…) и по деревням у крестьян сильно ядят и пьют, и
из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. (…)
Да по
погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые
бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А
сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им
заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в
пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья
не разжигати. (…)
(…) Злые
ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей,
алманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости
еретическия и коби бесовские (…) — и в те прелести веруючи многих людей от Бога
отлучают и погибают. (…)
В
троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках (4) и
плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут играти скоморохи во
всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в
дoлoни (5) бити и песни сотонинские пеги на тех же жальниках, обманщики и
мошенники. (…)
(…)
Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещения сходятся мужи
и жены и девицы на нощное плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские
песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком
осквернение и девам растление. (…)
Глава 72.
О искуплении пленных.
Которых
откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму… и тех всех плененых
окупати из царевы казны. А которых православных хрестьян плененых приводят,
окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с
собою опять повести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из
царевы же казны. (…)
Глава 75.
О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам
и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных.
Да
духовным же пастырем, архимандритом и игуменом и строителем с соборными старцы
(…) по всех по тех боголюбцех, которые давали вотчины и села и купли ставити по
них кормы (6) и на памяти их пети понахиды и обедни служити. (…) Имена их
написати в синодик (7) и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел,
которые даны на поминок святым церквам без выкупа (8) и иных церковных и
монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным
правилом, ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти (9). (…)
Глава 92.
О игрищах еллинского (10) бесования.
Еще же
мнози от неразумия простая чадь (11) православных християн во градех и в селех
творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии Рождества
Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и… в праздник весь
день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы (12)
творят всякими игры (…) и песньми сотанинскими (…) и многими виды скаредными
(13). (…)
Глава 98.
<…>
Приговорил еси государь преже сего с нами, с своими богомольцы <…> о
слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских,
что слободам всем новым тянута грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы
ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает Бог да ты, опричь суда. А
ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том
(…) слобожаном нашим запустети. А преже того твои (…) твои наместники и
властели наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником и
властелем впредь наших слобожан не велел судити. А ныне твой царский приговор с
нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после описи, и тех бы людей из
новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает Бог да ты,
государь, как тебе о них Бог известит. А впредь бы митрополитом и
архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по
старине.., а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не
прибавляти… А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати
сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А
отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по
старине же. А с посаду впредь горадских в слободы не называти и не приимати,
разве казаков нетяглых людей.
ПРИМЕЧАНИЯ:
(1)
Тарханные и несудимые грамоты — освобождали крупных церковников и монастыри от
уплаты податей и выполнения повинностей в пользу государства, от вмешательства
царских управителей и судей (кроме душегубства, разбоя и татьбы с поличным) в
дела церковных вотчин.
(2)
Пресловущии — знаменитые, известные.
(3)
Рыщут (от ристать) — быстро бегать, скакать, ездить.
(4)
Жальниках — поминках.
(5)
Долони — ладони.
(6)
Ставити … кормы — кормить нищих в день поминовения умершего «боголюбца»,
который отдал церкви свои вотчины.
(7)
Синодик — рукописная книга, по которой во время церковных служб провозглашалась
«вечная память» внесенным в нее умершим. В синодики Иван IV записывал имена
казненных во время опричнины.
(8)
Без выкупа — без права выкупа членами «рода» (фамилии).
(9)
Запрещая отчуждать любым способом вотчины, села и всякое недвижимое имущество
церкви и монастырей, Стоглав укреплял феодальную собственность церковников.
(10)
Еллинского — греческого, здесь: в смысле языческого.
(11)
Простая чадь — простолюдины, сельчане и горожане.
(12)
Глумы — шутки, смех, потехи, забавы, насмешки.
(13)
Виды скаредными — накладные маски-личины, потешные одежды и украшения.
Текст
и примечания: Российское законодательство X—XX веков. М., 1985. Т. 2. С.
267—374.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |