... Мы
хотим полного умственного, социально-экономического и политического
освобождения народа.
I.
Умственного освобождения, потому что без него политическая и социальная свобода
не могут быть ни полными, ни твердыми. Вера в бога, вера в бессмертие души и
всякого рода идеализм вообще, служа, с одной стороны, непременной опорой и
оправданием для деспотизма, для всякого рода привилегий и для эксплуатирования
народа, с другой стороны, деморализуют самый народ, разбивая его существо как
бы на два друг другу противоречащие стремления и лишая его таким образом
энергии, необходимой для завоевания его естественных прав и для полного
устройства свободной и счастливой жизни.
Из этого
явно следует, что мы сторонники атеизма и материализма.
II.
Социально-экономического освобождения народа, без которого всякая свобода была
бы отвратительной и пустозвонной ложью. Экономический быт народов был всегда
краеугольным камнем и заключал в себе настоящее объяснение их политического
существования. Все доселе существовавшие и существующие политические и
гражданские организации в мире держатся на следующих главных основаниях: на
факте завоевания, на праве наследственной собственности, на семейном праве отца
и мужа и на освящении всех этих основ религией, а все это вместе составляет
существо государства. Необходимым результатом всего государственного устройства
было и должно было быть рабское подчинение чернорабочего и невежественного
большинства так называемому образованному эксплуатирующему меньшинству.
Государство без привилегий политических и юридических, основанных на
привилегиях экономических, немыслимо.
Желая
действительного и окончательного освобождения народа, мы хотим:
1.
Упразднения права наследственной собственности.
2.
Уравнения прав женщины, как политических, так и социально-экономических, с
правами мужчины, следовательно, хотим уничтожения семейного права и брака, как
церковного, так и гражданского, неразрывно связанного с правом наследства,
3. С
уничтожением брака рожается вопрос о воспитании детей. Их содержание со времени
определившейся беременности матери до самого их совершеннолетия, их воспитание
и образование, равное для всех - от низшей ступени до специального высшего
научного развития,— в одно и то же время индустриальное и умственное,
соединяющее в себе подготовление человека и к мускульному и к нервному труду,
должно лежать главным образом на попечении свободного общества.
Основой
экономической правды мы ставим два коренных положения:
Земля
принадлежит только тем, кто ее обрабатывает своими руками, - земледельческим
общинам. Капиталы и все орудия работы - работникам - рабочим ассоциациям.
III. Вся
будущая политическая организация должна быть ни чем другим, как свободной
федерацией вольных рабочих, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных
артелей (ассоциаций).
И потому
во имя освобождения политического мы хотим прежде всего окончательного
разрушения государства, хотим искоренения всякой государственности со всеми ее
церковными, политическими, военно - и гражданско - бюрократическими,
юридическими, учеными и финансово-экономическими учреждениями.
Мы хотим
полной воли для всех народов, ныне угнетенных империей, с правом полнейшего
самораспоряжения на основании их собственных инстинктов, нужд и воли, дабы,
федерируясь снизу вверх, те из них, которые захотят быть членами русского
народа, могли бы создать сообща действительно вольное и счастливое общество в
дружеской и федеративной связи с такими же обществами в Европе и в целом мире»
Утопический
социализм в России: Хрестоматия. - М., 1985. - С. 401—402.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |