Изложенный
Герценом взгляд на русскую общину был усвоен впоследствии народниками и
послужил одним из основных элементов их теории.
«...Жизнь
русского народа до сих пор ограничивалась общиною; только в отношении к общине
и ее членам признает он за собою права и обязанности. Вне общины все ему
кажется основанным на насилии...
...У
русского крестьянина нет нравственности, кроме вытекающей инстинктивно,
естественно из его коммунизма; эта нравственность глубоко народная; немногое,
что известно ему из евангелия, поддерживает ее; явная несправедливость
помещиков привязывает его еще более к его правам и к общинному устройству.
Община
спасла русский народ от монгольского варварства и от императорской цивилизации,
от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная
организация, хоть и сильно потрясенная, устояла против вмешательства власти,
она благополучно дожила до развития социализма в Европе...
...Из
всего этого вы видите, какое счастие для России, что сельская община не
погибла, что личная собственность не раздробила собственности общинной; какое
это счастие для русского народа, что он остался вне всех политических движений,
вне европейской цивилизации, которая, без сомнения, подкопала бы общину и
которая ныне сама дошла в социализме до самоотрицания...
...Европа
на первом шагу к социальной революции встречается с этим народом, который
представляет ей осуществление полудикое, неустроенное, - но, все-таки,
осуществление - постоянного дележа земель между земледельцами. И заметьте, что
этот великий пример дает нам не образованная Россия, но сам народ, его
жизненный процесс. Мы, русские, прошедшие через западную цивилизацию, мы - не больше, как средство, как кваска, как
посредники между русским народом и революционной Европой. Человек будущего в
России - мужик, точно так же как во Франции работник»
Герцен
А. И. Полн. собр. соч и писем / Под ред. Лемке. Б. М., 1919. Т. 4. С. 445-450.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |