Хазарский
царь Иосиф (конец X в.) описал свое царство в ответ на просьбу еврейского
сановника при дворе испанских халифов Хасдая Ибн-Шафрута. Тогда же свои
сведения о Хазарии изложил и сановник Абу-Исхак-Ибрахим-ибн-Мухаммедал-Фарисей
ал–Истахрий.
ЦАРЬ
ИОСИФ О ХАЗАРИИ
Что
касается твоего вопроса о протяжении нашей страны и ее длине и ширине, то
(знай, что) она расположена подле реки, примыкающей к Гурганскому (Каспийскому)
морю, на восток на протяжении 4 месяцев пути. Подле (этой) реки расположены
весьма многочисленные народы в бесчисленном множестве; они живут и в селах и
городах и в укрепленных (стенами) городах.
Их
девять народов, которые не поддаются (точному) распознанию и которым нет числа.
Все они платят мне дань. Оттуда граница поворачивает (и доходит) до Гургана.
Все живущие по берегу (этого) моря на протяжении одного месяца пути платят мне
дань.
С
южной стороны живут 15 народов многочисленных и сильных, которым нет счета, до
Баб-ал-Абваба (Дербент). Они проживают на горах. Все жители страны Баса и Танат
до (самого) моря Кустантинии (Черное море), на протяжении двух месяцев пути,
все платят мне дань. С западной стороны живут 13 народов многочисленных и
сильных, располагающихся по берегу моря Кустантинии. Оттуда граница поворачивает
к северу до большой реки по имени Юз-Г (возможно — Днепр).
Они
живут (здесь) в открытых местностях, не защищенных стенами, и переходят по всей
степи, доходя до границы (страны) Хин-диим (возможно — Венгрия). Они
многочисленны, как песок, который на берегу моря, и платят мне дань. Страна их
простирается на протяжении 4 месяцев пути. Я (сам) живу у входа в реку (Итиль,
Волга) и не пускаю руссов, прибывающих на кораблях, проникать к ним. Точно так
же я не пускаю всех врагов их, приходящих сухим путем, проникать в их страну. Я
веду с ними упорную войну. Если бы я их оставил (в покое), они уничтожили бы
всю страну измаильтян до Багдада. Я еще сообщу тебе, что я живу у этой реки, с
помощью всемогущего, и у меня есть в моем царстве три города.
В
одном (из них) живет царица со своими прислужницами и евнухами. Длина и ширина
его, с пригородами и примыкающими к нему деревнями, составляет 5 на 5 фарсахов
(фарсах — 5—6 км), и живут в нем иудеи, измаильтяне и христиане; проживают в
нем также и другие народы из других племен. Второй город со своими пригородами
занимает в длину и ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем городе живу я со своими
князьями, рабами и всеми приближенными служителями. Он невелик и занимает в
длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между стенами его тянется (в ту и другую
сторону) река. Мы живем всю зиму в городе, а в месяце Нисане (нисан — седьмой
месяц еврейского гражданского года, соответствует приблизительно апрелю)
выходим из города и идем каждый к своему полю и саду и к своей (полевой)
работе. Каждый из (наших) родов имеет еще известное (наследственное) владение,
(полученное им) от своих предков. Они отправляются (туда) и располагаются в его
пределах и с песнями; никто не слышит голоса притеснителя, нет противника и нет
дурных случайностей. А я, мои князья и слуги отправляемся и идем на протяжении
20 фарсахов пути, пока не доходим до большой реки, называемой «Варшан» (о какой
реке говорится в этом месте письма — неясно), и оттуда идем вокруг (нашей
страны), пока не приходим к концу (нашего) города. Таковы размеры нашей страны
и место нашего отдыха.
Страна
(наша) не получает много дождей. В ней имеется много рек, в которых
выращивается много рыбы. Есть (также) в ней у нас много источников. Страна
плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников, садов и парков. Все они
орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. Я еще
сообщу пределы моей страны. В восточную сторону она простирается на 20 фарсахов
пути, до моря Гурганского, в южную сторону на 30 фарсахов пути и в западную
сторону на 40 фарсахов пути. Я живу внутри острова. Мои поля, виноградники,
сады и парки находятся внутри острова. В северную сторону она простирается на
30 фарсахов пути (и имеет здесь) много рек и источников,
АЛ-ИСТАХРИЙ
О ХАЗАРАХ.
Хазар
— это имя страны, а столица ее Итиль ; равным образом Итиль имя реки (Волга),
текущей к городу из страны руссов и болгар. Город Итиль делится на две части:
одна часть на западном берегу реки по имени «Итиль», и это большая часть; а
другая на восточном берегу. Царь живет в западной части и называется он на их
языке «бек», а также называют его «бак». Величина этой части [города] в длину
около фарсаха, и окружает ее стена. Постройки этого города разбросаны, и
жилищами в нем служат войлочные палатки, за исключением некоторых жилищ, выстроенных
из глины; у них есть рынки и бани; среди них множество мусульман; говорят, что
между ними находится более десяти тысяч мусульман, и у них около тридцати
мечетей. Дворец царя далек от берега реки, и выстроен он из обожженного
кирпича. Ни у кого нет постройки из обожженного кирпича, кроме царя, и он не
позволяет никому строиться из кирпича.
В
этой стене четверо ворот; одни обращены к реке, а другие— к степи, что
расстилается за стеною города.
Царь
их иудейского вероисповедания, и говорят, что свита его числом около 4000
человек. Хазары — мусульмане, христиане и иудеи, и среди них есть
идолопоклонники. Самый малочисленный класс — иудеи, а самый большой —
мусульмане и христиане, но все-таки царь и приближенные его — иудеи. Большую
часть обычаев их составляют обычаи идолопоклонников, и они кланяются до земли
друг другу для выражения почтения. А установления' их, которыми они отличаются
от других народов, основаны на древних обычаях и противоречат религиям
мусульманской, иудейской и христианской.
У
царя их войска 12000 человек; когда умрет из числа их один человек, то
немедленно ставят на его место другого. У них нет определенного постоянного
жалования, разве только малая толика перепадет на их долю после длинного
промежутка времени в случае войны, или когда их постигает какое-нибудь дело,
из-за которого они все соединяются.
Источник
доходов царя составляет взимание пошлин на заставах на сухих, морских и речных
путях. На обитателях городских кварталов и окрестностей лежит повинность
доставлять им всякого рода необходимый провиант, напитки и прочее.
При
царе 7 судей из иудеев, христиан, мусульман и язычников. В случае тяжбы между
людьми решают ее эти судьи; нуждающиеся не являются к самому царю, но
обращаются к этим судьям. В день суда между этими судьями и царем бывает
посредник. При его посредстве судьи входят в сношение с царем относительно
случающихся дел, и, таким образом, дела представляются ему [царю] на
рассмотрение, а он передает судьям свой приказ, и они приводят его в
исполнение.
При
этом городе нет сел, а пашни их разбросаны. Летом они выходят на пашни
приблизительно на 20 фарсахов в окружности для посевов, собирают хлеба частью
над рекой, а частью в степи, и перевозят хлеба свои на повозках и рекою на
судах. Питаются они преимущественно рисом и рыбой; то, что вывозится от них из
меду и воску, ввозится к ним из земель руссов и болгар, точно так же как и
бобровые шкуры, которые развозятся во все страны, добываются исключительно в
реках земель руссов, болгар и Киева и не встречаются ни в одной иной стране,
насколько я знаю.
В
восточной части Хазар живут преимущественно купцы и мусульмане и находятся
товары, а западная часть его исключительно предоставлена царю, войску его и
истым хазарам.
Язык
хазар не сходен с языком турок и персов, и вообще он не похож на язык ни одного
из народов [нам известных]…
У
хазар есть еще город по имени Семендер; в пространстве между ним и Баб — ул —
Абвабом (Дербент) находятся многочисленные сады, принадлежащие Семендеру; и
говорят, что они содержат в себе приблизительно около 4 000 виноградйых лоз,
доходя до пределов Серира (Дагестан), и главную часть плодов в этих садах
составляет виноград. В Семендере множество мусульман, и у них в этом городе
мечети; постройки семендерцев деревянные, плетеные; кровли на домах выпуклые.
Царь Семендера иудейского вероисповедания и находится в родстве с царем хазар.
Коковцев
П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. — М., 1954
Источник: Сайт
Клио
http://www.klio.webservis.ru
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |