ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по Всеобщей истории arrow Глобус желтой сборки
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Глобус желтой сборки

Максимов Никита, Храпачевский Роман

Знаменитый китайский мореплаватель адмирал Чжэн Хэ, может быть, и не открыл Америку, но точно был способен это сделать. «И наконец в голубой дымке утренней зари нашим глазам открылись земли варваров», — писал адмирал об обнаружении сомалийского побережья Африки в 1418 г. Это было долгое путешествие — флотилия Хэ проплыла 10 000 км. Если бы Хэ проплыл столько же из Китая на Восток, до Америки ему оставалось бы всего несколько сотен километров.
Имеются все доказательства, что Хэ такого похода не совершал, но это не мешает попыткам назначить его китайским Колумбом. Историков ввел в заблуждение известный китайский коллекционер Лю Ганг, представивший миру одно из своих приобретений — карту XVIII века с четкими контурами Америки и пометкой в левом нижнем углу: «Карту сию нарисовал Мо Йи Тонг, подданный династии Цин, в правление императора Гун Ли в 1763 году по оригиналу карты 1418 года». Кроме того, что уж совсем непонятно, на карте была обозначена Антарктида. Получалось, Чжэн Хэ достиг Америки на 71 год раньше Колумба, а южного континента — на 400 лет раньше Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Общественность сразу поверила коллекционеру. Понятный психологический эффект: сейчас на ура принимают любые доказательства того, что нынешнее возвышение Китая не случайно и страна просто заняла положенное ей по праву место лидера.
Кроме карты Лю Ганга нет никаких свидетельств того, что Чжэн Хэ был в Америке или Антарктиде. «Вот посмотрите сами на карты Чжэн Хэ,— достает толстый манускрипт руководитель отдела Китая Института востоковедения РАН Алексей Бокщанин. — На них подробно указан маршрут движения кораблей, который все время идет вдоль берега. Даны расстояния между стоянками, даны характеристики берега. Но ни на одной из них нет даже намека на путешествие к Америке».
Чжэн Хэ не был авантюристом, чтобы плыть на Восток к неведомой цели. Он был государственным человеком и выполнял важную миссию. В 1405 г. адмирал получил под свое командование более 300 судов и 30 000 моряков, солдат и ученых. Многопалубные девятимачтовые фрегаты сопровождали транспортные суда, которые везли армию, продовольствие и лошадей. В эскадре были даже танкеры с пресной водой. За 28 лет флотилия Чжэн Хэ побывала в Индонезии, Индии, на Аравийском полуострове, а в Африке добралась до Занзибара.
Командовать этой армадой могла только незаурядная личность. Чжэн Хэ — потомок иноземцев-мусульман, пришедших вместе с монголами. В детстве он попал в рабство. Там его оскопили, но, как ни странно, это открыло ему путь наверх — в Китае времен династии Мин, пришедшей на смену монголам, роль евнухов в госаппарате была очень большой. Во время междоусобицы в им¬ператорской семье Хэ поставил на будущего победителя и императора Чжу Ди. Тот, захватив власть, предложил отправить в южные моря огромный флот в качестве своеобразного посольства и символа могущества Китая, а командовать им назначил верного евнуха.
Уровень развития мореходства Китая в XIV-XV вв. не уступал, а скорее превосходил европейский. Только для перевозки зерна с юга Китая на север, в Бохайский залив, использовалась целая флотилия джонок, перевозившая до четверти миллиона тонн зерна ежегодно. Так что, отправляясь в Индию и Африку, Чжэн Хэ рисковал куда меньше, чем португальские и испанские мореплаватели.
В Европе тогда только узнали о существовании Китая: это произошло после создания мировой Монгольской империи, впервые связавшей все цивилизации Евразии. В тот самый год, когда тумены Вату взяли Владимир, другое монгольско-китайское войско высадилось на острове Бали в Индонезии.
Первый европейский путеводитель по Китаю написал Марко Поло. Читатели сочли его фантастическим романом: это был культурный шок при встрече с цивилизацией, которая сильно опережала Европу в развитии. За 400 лет до Гутенберга китайцы начали печатать книги. В городах была канализация, а в торговле использовались бумажные деньги — вещь совершенно непонятная для европейцев того времени. Как и казенные заводы и мануфактуры по массовому производству железа, меди, бумаги и оружия.
Ну и, конечно, поражали размеры страны и ее могущество. По переписи 1290 г., в Китае насчитывалось 13 196 206 дворов и 58 834 711 душ. В это же время население Англии не достигало и 3 млн, а всей Италии — 11 млн. Численность жителей крупнейших европейских городов не превышала 100 000 человек, а в Китае уже были города-миллионники. Торговля процветала: только с Северного Китая монгольские ханы в 1240-х годах получали одних монопольных налогов на торговлю на сумму около 1 млн лян, или 37 тонн серебра. Сумма совершенно фантастическая по европейским меркам того времени. Поднебесная могла бы позволить себе не одну «научно-исследовательскую» флотилию.
Поверили Марко Поло лет через сто. Его книга о чудесах света даже стала руководством для «первооткрывателей». В 1485 г. Колумб купил экземпляр и тщательно его проштудировал как инструкцию для своего предприятия по исследованию Индии (книга с пометками Колумба сохранилась до наших дней).
Его «соперник» в борьбе за звание первооткрывателя Америки Чжэн Хэ к тому времени уже давно умер. Далекие китайские экспедиции прекратились, а страна на столетия вступила на путь самоизоляции. Ужасающая коррупция госаппарата, который был оккупирован соперничающими кланами придворных евнухов, привела к гигантской крестьянской войне, похоронившей династию Мин. Через два века Китай завоевала маньчжурская династия Цин — это сопровождалось миллионами жертв и утратой многих достижений науки и культуры. Приоритет на море к тому времени был давно утрачен: через сто лет после смерти Хэ власти велели уничтожить все экспедиционные суда, а в Индийском океане уже господствовали португальцы и англичане.
Так Китай лишился мирового лидерства, а вот Европа своего шанса упускать не собиралась. От присутствия китайцев в Африке не осталось даже воспоминаний — одни лишь документы адмирала Чжэн Хэ. То же и с Америкой: даже если бы ее открыл он, это бы никак не повлияло на ход мировой истории — Китай был самодостаточен и не нуждался в колониях. Впрочем, далеко не факт, что европейцы, захватившие почти весь мир, от этого выиграли — ведь даже четырехсотлетнее падение Китая в бездну гражданских войн не помешало ему в XXI веке вновь стать одним из мировых лидеров. И если страна будет развиваться такими темпами и дальше, скоро многим будет тяжело поверить, что Америку открыли не китайцы.

Источник: Русский Newsweek, 30 января - 5 февраля 2006, №4 (82)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.014081 с. Яндекс.Метрика