ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по проблемам информатизации образования arrow "Гипертекстовый школьный учебник: польза или вред?"
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

"Гипертекстовый школьный учебник: польза или вред?"
Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов

Материалы семинара "Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании", М.: МЭСИ, 2000.

ГИПЕРТЕКСТОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов

ООО "Клио Софт", Москва. е-mail:

Феноменальный успех WWW не мог не породить необоснованно завышенных ожиданий по отношению ко всем "интернетоподобным" технологиям. Ярким примером такого рода является, на наш взгляд, концепция "гипертекстового учебника".

Гипертекстовый учебник - это электронная версия обычного учебника, в которой учебный текст дополнен средствами навигации - гиперссылками. Гиперссылки - простой и вместе с тем мощный инструмент. Однако он представляется ПРИНЦИПИАЛЬНО неподходящим для навигации по тексту УЧЕБНИКА (во всяком случае, школьного). Любой учебник "по определению" содержит связное изложение обязательного минимума знаний по определенной дисциплине. Он предназначен для ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО вдумчивого изучения, а вовсе не для "серфинга". Быстрая навигация, безусловно, необходима в процессе поиска информации (подбор материалов к реферату, докладу и т.п.). Для поиска информации существуют специальные издания - энциклопедии, а также - поисковые системы и каталоги Интернет. В электронном школьном УЧЕБНИКЕ гиперссылки скорее вредны, чем полезны, поскольку они отвлекают учащегося от изучаемого сюжета, переключают внимание. Свобода навигации приводит к тому, что в результате нескольких переходов пользователь забывает, откуда пришел и чем вообще занимался. В итоге в голове ученика возникает лишь сумбур, а вовсе не стройная система знаний. Большинству начинающих пользователей WWW состояние "гипертекст в голове" хорошо знакомо. Однако, не предоставлять учащемуся совсем никакой свободы навигации по учебному материалу, навязывая ему только линейное прохождение курса, тоже не верно. Необходим некий компромисс. В нашем мультимедийном учебнике истории России, наряду с линейным прохождением курса, в любой момент возможен переход в поисковую систему, справочный блок (персоналии, термины, хронология, документы). Более того, при прохождении курса программа сама сигнализирует ученику бегущими строками, что в данном месте полезно изучить тот или иной вспомогательный материал. Текстовый вспомогательный материал (персоналии, документы, комментарии, определения терминов) не содержит гиперссылок и ученик вынужден возвращаться к изучению прерванной лекции.

Разработчики гипертекстовых учебников в последнее время предпочитают называть их гипермедийными, ссылаясь на присутствие в изданиях различного рода иллюстраций, в том числе аудиовизуальных. Иллюстрации, особенно видео и звуковые - очень мощный методический инструмент. Беда в том, что количество иллюстраций в гипертекстовых учебниках чаще всего невелико. Более того, даже работая с богато иллюстрированным гипертекстовым учебником (точно также как с WWW) ученик, прежде всего, читает текст, поскольку именно в тексте содержится главная информация, именно текст является "стержнем". Чтение текстов с экрана типичного современного видеомонитора является одной из наиболее вредных для зрения учащихся форм работы с компьютером. Утомляемость при этом намного выше, чем при чтении обычной книги. Офтальмологи свидетельствуют, что за последние годы процент школьников с болезнями глаз подскочил катастрофически, причем неразумное использование компьютеров внесло большой вклад в этот процесс.

Мы считаем принципиально важным, чтобы основной учебный материал массовых электронных изданий был представлен не в виде гипертекста с редкими иллюстрациями, а в виде ярких, тщательно срежиссированных мультимедийных лекций. Взаимное согласование голоса лектора, музыкального и шумового сопровождения с визуальным рядом способно обеспечить образное восприятие учебного материала, эмоциональное воздействие на ученика, что даёт не только более глубокие и "долгоживущие" знания, но и сопряжено с гораздо меньшей нагрузкой на зрение учащихся.

Для компьютеризации процесса предметного обучения в школах нужны веские методические обоснования. Таковых гипертекстовые учебники обычно не дают. На основе гипертекстовой структуры трудно реализовать эффективную методику, сценарий обучения (изучение учебного материала -> контроль усвоения пройденного -> выявление плохо усвоенного материала и побуждение к его повторению -> поощрение за успехи).

Нам не известен ни один гипертекстовый учебник, который получил бы сколько-нибудь широкое признание у пользователей и специалистов, как эффективный методический инструмент. Между тем мультимедийные программы для школьников, в которых центральным стержнем является не текст, а звук и последовательно сменяющиеся экраны-задания, реализующие сценарий обучения, пользуются хорошей репутацией у пользователей и специалистов. Например, в результате анкетирования учителей и методистов, участников семинара "Программно-методическая поддержка предмета "История" в средней школе" два первых места заняли издания, основным наполнением которых являются озвученные мультимедийные лекции-постановки (см. http://www.history.ru/anketa.htm).

Все сказанное вовсе не означает, что мы призываем к отказу от использования гипертекстовых структур в электронных учебных изданиях. Мы хотим лишь обратить внимание коллег на то обстоятельство, что данный инструмент не является универсальным. Чем ученик старше и более самостоятелен, тем более уместно предоставление ему доступа к гипертекстовой навигации. Например, в новом издании нашего мультимедийного курса истории России, учащиеся, проходящие курс по первому и второму уровню (старшеклассники) могут увидеть гипертекстовые ссылки только в том случае, если они используют программу в режиме справочника (т.е. вошли в тот или иной текстовый блок через справочное окно). Более подготовленным учащимся - третий уровень сложности (абитуриенты и студенты) гипертекстовые ссылки видны всегда.

Электронные издания, программно-методические комплексы, ориентированные на студентов-старшекурсников и взрослых, на наш взгляд, могут создаваться по технологии гипертекстовых учебников. Иной альтернативы пока просто нет, учитывая специализированных характер этих разработок и большие затраты на перевод образовательного контента в "истинно мультимедийную" форму. Однако и авторам специализированных малотиражных электронных изданий следует уделять большее внимание эргономической стороне дела и минимизировать вредные формы работы (прежде всего - чтение текста с экрана монитора).

При изучении нашего мультимедийного курса истории России учащийся лишь около 10% времени занят чтением текста с экрана. Основная учебная информация преподносится в аудиовизуальном виде (т.е. примерно так же, как и на обычных лекциях или уроках). Разумеется, мультимедийные и интерактивные возможности современных компьютеров делают "электронную лекцию-урок" намного более красочной и адаптированной под конкретного учащегося.

Полагаем, что разработчикам более специализированных электронных изданий и систем дистанционного обучения следует обратить внимание на тот факт, что перевод издания в электронную форму не является самоцелью. Если уж идти на такую форму работы учащегося, как чтение текста, то гораздо правильней (с эргономической точки зрения) создать "тандем" из обычного учебника и поддерживающей его обучающей программы. К сожалению, эта форма изданий у нас практикуется пока редко. Несмотря на "высокую мультимедийность" (см. выше) наш курс истории России является именно комбинированным изданием: в его комплект входит брошюра с текстами, к чтению которых программа периодически отсылает учащегося.

В заключение отметим, что еще одно модное направление, близко связанное с гипертекстовыми учебниками - онлайновое дистанционное обучение - также представляется в нынешних российских условиях не очень жизнеспособным. Длительная онлайновая работа в Интернет - слишком дорогое удовольствие для большинства россиян, даже имеющих компьютер. Мы видим сегодняшний российский Интернет, прежде всего, как канал периодической доставки пользователям, разбросанным по обширной стране, небольших по объему дополнений к базовому курсу. При этом достаточно, чтобы у пользователей были знакомые, имеющие доступ к Интернет. Загруженное дополнение можно легко переписать через дискеты (на практике за этими дискетами нередко ездят к друзьям в... соседний город). Наш мультимедийный курс истории России состоит из брошюры, 4-х CD и бесплатного дополнения (сейчас это - два файла по 1.4 Мб), которое можно загрузить с нашего сайта (www.history.ru). После получения и установки дополнения, курс как бы превращается в издание, дополненное новыми материалами (документами, персоналиями, иллюстрациями, постоянно расширяющейся хронологической таблицей и т. д.) Кроме того (и это - главное!), курс совершенствуется в методическом плане, наращивается его интерактивность и эффективность системы оценки знаний. Выпуск обновлений позволяет оперативно реагировать на замечания и пожелания пользователей. Многие усовершенствования, внесенные и в программную оболочку курса, и в его содержательное наполнение, фактически являются результатом "совместного творчества"авторов и многочисленных пользователей курса.

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.027723 с. Яндекс.Метрика