Страница 3 из 3
Миф о «школьном Интернете» и преимуществах американского среднего образования
Мы считаем наиболее правильным подходом к созданию обучающих
программ (по крайней мере, по гуманитарным дисциплинам) «мультимедийную
экранизацию» классических лекционных курсов, нацеленных на постепенное
приобретение глубоких систематизированных базовых знаний. Полагаем, что
в средней школе и на младших курсах вузов должна превалировать строгая,
«классическая» система обучения, и только на надежном фундаменте
полученного обязательного минимума знаний акцент можно постепенно
переносить на «свободный поиск» и узкую специализацию.
На втором этапе обучения (старшие курсы вузов) ключевым
информационным инструментом должен быть, несомненно, Интернет.
Всемирная Сеть растет поистине ураганными темпами (за последний год
объем русскоязычной части Сети вырос в 10 раз!) и уже содержит
громадное количество ресурсов, посвященных истории (см., например, нашу
коллекцию ссылок www.history.ru/hist.htm).
Это — несомненно положительное явление. Однако следует иметь ввиду, что
полный плюрализм Всемирной Сети имеет и свои негативные последствия.
Интернет изобилует опусами графоманов, неточной и сознательно
фальсифицированной информацией, статьями и целыми сайтами,
пропагандирующими бредовые экстремистские теории, содержащими
информацию откровенно криминального характера и т. п. Поэтому, прежде
чем «бросать» учащегося в информационное поле Интернета, ему необходимо
дать глубокие базовые знания и четкие моральные ориентиры. Это не
только вопрос педагогики, но и в каком-то смысле — общественной
безопасности. В этой связи мы не можем приветствовать чрезмерное,
спровоцированное модой, увлечение «школьным Интернетом». Если говорить
о месте Интернета в школе — то доступ к нему нужен скорее учителям,
нежели ученикам. С одной стороны, материалов к уроку в Сети можно найти
гораздо больше, чем во всех «мультимедийных энциклопедиях», вместе
взятых, а с другой — к отбору этих материалов следует подходить очень
осторожно и профессионально, что под силу только зрелым людям.
Конечно, существуют программы, ограничивающие доступ к «запретным
плодам», размещенным в Интернете, но обслуживание этих программ требует
больших усилий, а итоговая эффективность — ограничена. Например, можно
обмануть программу-фильтр, введя «запретный» поисковый образ на...
испанском языке.
Иногда приходится сталкиваться с тем, что наш подход
противопоставляют «современным западным» тенденциям, в которых главной
ценностью признается свобода выбора ученика и принцип — «сначала
творчество, свободный поиск, и только потом — учеба». Описанные
тенденции предельной либерализации образования на Западе, сверхранней
специализации и т. п., действительно, встречаются. Но не везде, а,
главным образом, в США. Полагаем, что именно поэтому американская
средняя школа, при ее высочайшей информатизации, заметно хуже даже
нынешней, полуголодной российской. Американская наука, как известно,
испокон века делается в основном усилиями эмигрантов первого поколения,
получивших «строгое», «неамериканское» среднее образование. Требования
к знаниям учеников старших классов российской средней школы выходят
далеко за рамки американских. Конкретный пример: когда коллеги из фирмы
«Физикон» собрались перевести свою школьную обучающую программу по
физике на английский язык, выяснилось, что в США она годится только
для... университетов (в Германии она для школ подошла). Аналогичная
ситуация складывается и со многими другими предметами. Зияющие пробелы
в знаниях выпускников американских средних школ являются постоянной
головной болью университетов. Преподаватели вынуждены каждый свой курс
начинать с подробного изложения азов, поскольку нет никаких гарантий,
что студенты эти азы проходили в школе. К американскому школьному опыту
в этой связи надо относиться сугубо творчески, иначе может получиться
хуже, чем с кукурузой...
Антонова Татьяна Сергеевна – к. и. н., доцент, зам. директора «Клио Софт»
Харитонов Алексей Леонидович – к. т. н., генеральный директор «Клио Софт»
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0!
|